Он родился свободным под отеческим кровом,
Но в железные цепи был врагами закован.
Он теперь на чужбине, он теперь не свободен-
Никогда не увидит он родные просторы. (раб)
- Кто такой «раб»? Раб – несвободный, бесправный человек, который наряду с орудиями труда являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца
Учитель: В Древнем Риме было распространено рабство. Рабы были у каждого уважающего себя римлянина. Их называли «говорящим орудием».
Проверка домашнего задания.
Давайте определимся с темой урока. Для этого вспомним, что нам уже известно:
1)Чем был встревожен Тиберий Гракх, проезжая по Италии?
2).Что он предпринял, став народным трибуном?
3)Удалось ли этот закон исполнить?
Вывод: Разорение землевладельцев продолжалось, количество рабов не уменьшалось, а даже росло, ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации, как в Древнем Риме.
- Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? (восстание)
Определяем значение понятия «восстание»: Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти. (запись)
Учитель: Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о восстании.
- А кто восстал?
4. На берегу реки Тибр, недалеко от Рима археологи во время раскопок нашли старинные манускрипты. Один был испачкан, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым правильно собрать манускрипт. А остальные прочитать и узнать, что же было там написано.
– Кто желает восстановить его у доски
А остальные попытайтесь собрать его на местах.
– Все справились с заданием, молодцы!
Скажите что изображено на наших рисунках? (бой гладиаторов)
-Кого называли гладиаторами? (Гладиа́тор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — сильные и ловкие рабы, в Древнем Риме, обученные владеть оружием, которые сражались между собой на забаву публики на специальных аренах.)
С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Они были оторваны от дома, семьи, родной земли и были очень несчастны.
–А о чем они могли мечтать? (О свободе.)
–Как могли рабы отстаивать свое право на свободу? (побеги, неповиновение, восстание).
Учитель: Гладиаторские бои становились ярким зрелищем, в котором гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть. Вот как Байрон описывает гладиаторский бой:
Цирк вкруг бойца плывет, он умирает.
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает
Он слышит, но не внемлет, взор его
С душою вместе над землей витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Пред ним шалаш на берегу Дуная.
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот,
Отец зарезан… Римлян забавляя…
-Кто возглавил это восстание? Разгадайте ребус.(слайд)
III. Знакомство с новым материалом.
Сформулируйте и запишите тему урока: “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э
- Какие цели урока должны сегодня решить? ( Восстание:даты, участники, формы борьбы, причины восстания, поход восставших, причины поражения.)
Учитель:
Богатые рабовладельцы ненавидели Спартака и называли преступником.
Кто же он на самом деле: преступник или борец за справедливость? - вам предстоит найти ответ на этот проблемный вопрос.
Мы с вами еще раз убедились, что положение рабов в Риме было очень тяжелым. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как рабы одной из гладиаторских школ не смогли больше выносить унижения и подняли крупнейшее восстание под руководством Спартака. Оно проходило в 74 – 71 гг. до н.э. Изучать восстание мы будем по плану: (на доске)
1. Дата восстания
2. Руководитель восстания
3. Участники восстания
4. Цели восставших
5. Ход восстания
6. Итоги (причины поражения или победы)
7. Историческое значение восстания.
2.Кто же такой Спартак? (Слайд)