Ребята, предлагаю вам послушать небольшое стихотворение и подумать, о ком написаны эти строки?

Он родился свободным под отеческим кровом,

Но в железные цепи был врагами закован.

Он теперь на чужбине, он теперь не свободен-

Никогда не увидит он родные просторы. (раб)

- Кто такой «раб»? Раб – несвободный, бесправный человек, который наряду с орудиями труда являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца

Учитель: В Древнем Риме было распространено рабство. Рабы были у каждого уважающего себя римлянина. Их называли «говорящим орудием».

 

Проверка домашнего задания.

Давайте определимся с темой урока. Для этого вспомним, что нам уже известно:

1)Чем был встревожен Тиберий Гракх, проезжая по Италии?

2).Что он предпринял, став народным трибуном?

3)Удалось ли этот закон исполнить?

Вывод: Разорение землевладельцев продолжалось, количество рабов не уменьшалось, а даже росло, ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации, как в Древнем Риме.

- Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? (восстание)

Определяем значение понятия «восстание»: Восстание – высшая форма борьбы за освобождение или смену власти. (запись)

 

Учитель: Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о восстании.

- А кто восстал?

 

4. На берегу реки Тибр, недалеко от Рима археологи во время раскопок нашли старинные манускрипты. Один был испачкан, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым правильно собрать манускрипт. А остальные прочитать и узнать, что же было там написано.

– Кто желает восстановить его у доски

А остальные попытайтесь собрать его на местах.

– Все справились с заданием, молодцы!

Скажите что изображено на наших рисунках? (бой гладиаторов)

-Кого называли гладиаторами? (Гладиа́тор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — сильные и ловкие рабы, в Древнем Риме, обученные владеть оружием, которые сражались между собой на забаву публики на специальных аренах.)

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Они были оторваны от дома, семьи, родной земли и были очень несчастны.

–А о чем они могли мечтать? (О свободе.)

–Как могли рабы отстаивать свое право на свободу? (побеги, неповиновение, восстание).

Учитель: Гладиаторские бои становились ярким зрелищем, в котором гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть. Вот как Байрон описывает гладиаторский бой:

Цирк вкруг бойца плывет, он умирает.
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает
Он слышит, но не внемлет, взор его
С душою вместе над землей витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Пред ним шалаш на берегу Дуная.
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот,
Отец зарезан… Римлян забавляя…

-Кто возглавил это восстание? Разгадайте ребус.(слайд)









III. Знакомство с новым материалом.

 

Сформулируйте и запишите тему урока: “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э

- Какие цели урока должны сегодня решить? ( Восстание:даты, участники, формы борьбы, причины восстания, поход восставших, причины поражения.)

 

Учитель:

Богатые рабовладельцы ненавидели Спартака и называли преступником.

Кто же он на самом деле: преступник или борец за справедливость? - вам предстоит найти ответ на этот проблемный вопрос.

Мы с вами еще раз убедились, что положение рабов в Риме было очень тяжелым. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как рабы одной из гладиаторских школ не смогли больше выносить унижения и подняли крупнейшее восстание под руководством Спартака. Оно проходило в 74 – 71 гг. до н.э. Изучать восстание мы будем по плану: (на доске)

1. Дата восстания

2. Руководитель восстания

3. Участники восстания

4. Цели восставших

5. Ход восстания

6. Итоги (причины поражения или победы)

7. Историческое значение восстания.

 

2.Кто же такой Спартак? (Слайд)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: