Методы и правовые средства противодействия коррупции

 

Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется путем применения следующих мер: антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Российской Федерации и их проектов; антикоррупционный мониторинг; разработка и реализация антикоррупционных программ и мероприятий; антикоррупционное образование; антикоррупционная пропаганда; применение антикоррупционных стандартов.

Эффективность борьбы с коррупцией зависит и от социальных условий в которых происходит эта борьба, от причин и факторов, порождающих коррупцию. Поэтому необходимо выделить условия, благоприятствующие развитию коррупции.

Многие считают, что одно из важных проблем переходного периода - это слабость судебной системы. В настоящее время слабость судебной системы проявляется в том, что исполнительная власть плохо обеспечивают исполнение судебных решений.

В нашей современной экономической науки принято выделять множество причин коррупции, среди которых ключевые: экономические и социально-культурные.

А к экономическим причинам коррупции относится низкая заработная плата государственного аппарата чиновников и муниципальных служащих, а отсюда, большое желание чиновников на местах заработать нечестным путем. Поэтому коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться государственными благами.

Сегодня государственная антикоррупционная политика представляет собой систему мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистском планах.

В данной системе мер, наряду с правовыми мерами, определяющее место занимают организационные меры, кадровые меры, финансовые и иные материальные меры, пропагандистские и просветительские меры.

И действительно, многие наши граждане отмечают, что противодействие коррупции перерастает в своеобразный вид публичной политики; это комплекс последовательных мер, которые начинаются на высшем уровне государственной власти с вовлечением в этот процесс представителей бизнеса, представителей гражданских институтов. А ключевым инструментом это процесса служит публичный мониторинг.

Как представляется, коррупция существует и будет существовать, пока чиновник или должностное лицо может распоряжаться государственными ресурсами, которые ему не принадлежат, путем незаконного, а по сему, нелегального решения по тем или иным корыстным решениям, естественно за взятку.

К примеру, это могут быть государственные бюджетные средства (в разных случаях до космических сумм), государственная или муниципальная собственность. Чиновник, который по своим должностным обязанностям должен принимать решения, исходя из целей и прав, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральными и другими законами, и другими нормативно-правовыми актами, искусственно строит барьеры, или очень благоприятную почву для коррупции. И человека, который, ранее никогда не сталкивавшись с этим социально опасным явлением, вовлекают в коррупционные сделки.

Итак, опираясь на опыт успешной борьбы с коррупцией в разных странах мира, что в первую очередь надо сделать в России:

создавать экономику конкуренции; не только олигархи, не только гипермаркеты, но, прежде всего, малый и средний бизнес. Максимально убирать препятствия (юридические, бюрократические) для развития этого сектора экономики. Минимум бюрократических «разрешений» и «согласований» и, наоборот, «одно окно» регистрации, электронные варианты взаимодействия с властями всех уровней и т.д.;

создавать реальную политическую конкуренцию на выборах (равное финансирование, равный доступ к средствам массовой информации);

независимый суд (оградить суд всех инстанций финансово и юридически от партийного и государственного влияния); равенство закона для всех;

независимые средства массовой информации (законодательная и финансовая база);

регулярная отчетность партийных и государственных органов перед обществом (возможность общественного контроля);

достойная оплата чиновников; но, одновременно, жесткий контроль (декларации о доходах и расходах самих чиновников и их членов семей); ужесточение наказания (вплоть до конфискации имущества);

прогрессивный налог (богатый платит больше, бедный — меньше); то, что «не соберем налог» — это либо неэффективность служб, либо нежелание; из развитого мира практически не осталось стран (исключение — Чехия), где не было бы прогрессивного налогообложения;

стимулировать возврат капиталов в Россию (ставки, проценты, налогообложение) и затруднять вывоз (юридически, финансово, психологически). Например, вывез капитал, потерял (из-за санкций) — никто не компенсирует в России;

ликвидировать гигантский разрыв в оплате труда (у учителя — 20 тыс., у топ-менеджера — 2 млн, у профессора — 30 тыс., у ректора — 300 тыс.);

проводить постоянную воспитательную работу (взятка — это не просто плохо, это — отсутствие будущего страны, ведь коррупция переводится как «порча», «разложение»).

Всё это не приведет к полной ликвидации коррупции, так как природа человека не безгрешна. Но уменьшить, минимизировать можно и нужно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: