Позитивистская традиция в философии науки и ее эволюция: классический позитивизм и эмпириокритицизм

             Позитивизм 30-40-х гг. XIX. Франция, Огюст Конт, «Дух позитивной философии». Идеи Конта развивали в Англии Герберт Спенсер и Джордж Стюарт Милль. Предметная сфера философии науки – систематизация научного знания и определение подлинно научного метода. Первая волна позитивизма связана с успехами в естествознании. КОНТ: реальное в противовес воображаемому; полезное-негодному. Определил закон трех стадий в истории человечества: человек, общество и человечество в развитии проходят три стадии: 1) богословская, теологическая (фиктивная): чел разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений - абсолютное знание, зарождение интеллектуальной деятельности 2) Метафизическая (абстрактная): мышление пытается объяснить природу явлений, начало, способ образования. Абстрактные сущности, спекулятивные понятия 3) Позитивная (реальная, научная): закон постоянного подчинения воображения наблюдению, ум отказывается от недоступного определения конечных причин и обращается к простому исследованию законов.

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии, где формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов, а законов. Прогресс - цель порядка.

Огюст Конт ввел определение позитивизма в научный обиход. Он определил позитивное знание как обладающее 5-ю потребностями: позитивное – значит реальное, полезное, достоверное, строгое, точное.

Наука полагается на эксперимент. Предмет науки можно разложить на составляющие. Факт – это сырой материал. Наука нужна, чтобы предвидеть. Закон описывает постоянные отношения, не раскрывает сущность.

Позитивизм настаивает на единстве научного знания.

Провел классификацию наук (по степени уменьшения абстрактности): математика (механика)– астрономия- физика – химия – биология – социология (социальная статика и социальная динамика = социальная физика). Каждая заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним свои, каждая наука своими выводами влияет на следующую после неё.

Конт вводит 2 типа закона: 1. Сосуществует в пространстве – закон статики, 2. Сосуществует во времени – закон динамики.

Определил особенности научного метода: а) эмпиризм (чувственный опыт единственный источник знания) б)позитивизм (исследовать только факты, не сущности), в) физикализм (естественнонаучную методологию);

СПЕНСЕР приблизил науку к здравому смыслу среднего человека, Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала», в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. МИЛЛЬ: Научное знание есть учение о законах и причинах. Законы природы единообразия, подмеченные при исследовании единичных фактов, но сами законы знанием не являются. Знание - только знание о единичных фактах.

Итого: Самый суровый и узкий взгляд на философию науки. В науке должно быть лишь то, что позитивно: реально, полезно, достоверно, точно, неотрицательно. Наука должна господствовать над природой. Узкая специализация – это плохо, за ней не видно картины мира.

Эмпириокритицизм: Признание опыта и эксперимента! Новый всплеск позитивизма кон XIX века. им увлеклись не только фс-фы, но и физики. Лидер Эрнст МАХ, махизм. Причина этого заключалась в кризисе классической физики. раньше явления сводились к мех движению, тогда их считали понятыми. Конец XIX века – перелом, наука открыла новое поле исследований. 1-ая задача: классифицировать новые явления, а мех путем это трудно, значит и не надо! Достаточно дать точное математическое описание.

Соратники Ленина стали уважать Э. Маха и сказали, что Марксизм д.б. дополнен Махизмом. Поэтому В.И. Ленин опубликовал работу «Материализм и эмпириокритицизм».

Эйнштейн был также увлечен идеями Маха, но в конце жизни Маха в них разочаровался.

Мах считал, что опыт д.б. очищен от всего неопытного.

Р.А. Авенариус считал, что критика опыта – и есть его очищение = это позиция эмпириокритицизма.

Неопытное – это метафизические допущения, атом и эфир (гипотетические). Такой подход получил понятие Операционализм/инструментализм (изменение силы тока, массы..).

Идеи философии Маха: 1. Нейтральность элементов мира. Мир состоит из элементов, в отношении физ мира и чел сознания они нейтральны: не вкл полностью ни в первый, ни во второе. Они однородны, равно значимы, нет более важных. Это учение должно преодолеть противоречия материализма и идеализма. 2. Равноправие элементов мира. «в природе нет причины и следствия. Природа нам только раз дана. Повторения равных случаев нет». 3. Функционализм. В функциональном отношении изменение, возникновение или существование одной из его сторон сопровождается определенным изменением, возникновением или существованием другой стороны. 4. Дискриптивизм. - следствие плоскостного видения мира с однородными элементами, при котором все функции познания, в том числе и научного, сводятся к описанию, т.к. если из мира изгоняются закон и сущность, то объяснение и предсказание оказываются невозможными. 5. Принцип экономии мышления - фундаментальный, регулирующий развитие человеческого познания. Основным свойством научного мышления для Маха была "экономизация, гармонизация и организация мыслей". Экономия научного мышления была развитием биологической потребности человека ориентироваться в мире. Подобно тому, как для сокращения записи речи могут быть приняты различные системы стенографии, так и при использовании принципа "экономии мышления" могут быть предложены даже противоположные научные теории. Вопрос об истинности научных теорий, с точки зрения Маха, отодвигался на задний план, т.к. высшим принципом науки и критерием ее совершенства объявлялась экономия. Для того, чтобы осуществить этот принцип на практике, позитивистская философия должна отказаться от использования понятий, содержание которых выходит за границы "чистого опыта". Устранив из сферы науки такие понятия, как причина, субстанция, материя и т.п., ученый будет мыслить экономно и феноменологически.

Мах: «Конт высоко оценил роль естественных наук, но недооценил роль психологии». А для Маха психология важна. Элементы мира = психологическое (то, как дается этот мир) + физическое.

Авенариус: Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине Авенариус противопоставляет биологическую ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Его целью была разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам.

Итого: Признание опыта в самом широком смысле. Следовательно, признание научности психологии. Интерес к новому ощущению – научное развитие понимания. Принцип экономии мышления. Мах – в логическом смысле, а Авенариус в психологическом. Соответственно: Мах – теория как сокращение, Авенариус – теория как привычка.

Позитивисты рассматривают развитие науки как процесс накопления достоверных фактов (вращения Земли вокруг Солнца, Великие географические открытия, открытие кровообращения и т. п.) Научные теории могут меняться, а факты – нет. Позитивисты понимали, что науку нельзя свести к простому накоплению фактов, задача науки – эти факты объяснить. Объяснение тем лучше, чем оно проще, поскольку сама наука для них – это наиболее экономное интеллектуальное приспособление к фактам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: