III. Объяснение нового материала

— Скажите, есть ли в остальных предложениях вводные конструкции с теми же значениями? Какие это синтаксические единицы? (Словосочетание и предложение — 2 и 1 предложения.)

— Значит, вводными могут быть не только слова, но и словосочетания, и предложения. Какие еще значения они могут иметь? Рассмотрите таблицу в § 199 на с. 254 учебника «Теория» и ответьте на поставленный вопрос.

— Прочитайте материал, отмеченный значком! («Обратите внимание»), на с. 255. Придумайте свои примеры с этими словами.

— А теперь сравните 4-е и 5-е предложения, записанные на доске. Почему, как вы думаете, в одном случае может быть выделено с обеих сторон запятыми, в другом — нет? (В одном случае — это вводное словосочетание со значением неуверенности, а в другом — сказуемое.)

— Какой вывод нужно сделать из этого примера? (Нужно уметь отличать вводные конструкции от самостоятельных членов предложения.)

— Для этого нужно выполнить следующие действия. Запишите их в тетрадь.

Чтобы отличить вводные слова от знаменательных слов, нужно:

1) попробовать заменить другим вводным словом с подобным значением;

2) задать вопрос к слову;

3) определить грамматическую связь с другими членами предложения.

В ы в о д: если возможна замена, нельзя задать вопрос, нет грамматической связи с другими членами предложения — это вводное слово.

— Сравните, пользуясь данным порядком действия, два предложения:

1) Итак, она звалась Татьяной. (А. Пушкин.)

2) И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, тебя любить, обнять и плакать над тобой. (А. Фет.)

— А теперь прочитайте учебный материал на с. 256 учебника «Теория» и скажите, какие слова, словосочетания и предложения называют вставными. Чем они отличаются от вводных? Как оформляются на письме?

— Очень важно запомнить, что никогда не выделяются запятыми целый ряд слов, которые часто путают с вводными. Выпишите себе их в тетрадь со с. 257 и обведите рамочкой красной пастой.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 414 в учебнике «Практика» на с. 182. Определите, чем является в этих предложениях слово «бесспорно».

2) Выполнение с подробным комментированием с места упражнения 417, с. 182 учебника «Практика».

Работа по заданию к упражнению.

 

2. Объяснительный диктант.

— Запишите предложения под диктовку. Будьте внимательны, определяя вводное слово или знаменательное.

1) Быть может он для блага мира иль хоть для славы был рожден. (А. Пушкин.) 2) Его страдальческая тень быть может унесла с собою святую тайну. (А. Пушкин.) 3) А может быть и то: поэта обыкновенный ждал удел. (А. Пушкин.) 4) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым. (И. Тургенев.) 5) Онегин, я тогда моложе, я лучше кажется была. (А. Пушкин.) 6) Лишь изредка пронизывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу. А если в дверь тихонько постучишь, мне кажется, я даже не услышу. (А. Ахматова.) 7) Наконец и в путь обратный со своею силой ратной и с девицей молодой царь отправился домой. (А. Пушкин.) 8) И если подлинно поется и полной грудью наконец, все исчезает — остается пространство, звезды и певец (О. Мандельштам.)

 

V. Подведение итогов урока.

— Какие слова, словосочетания и предложения называются вводными? Какие значения они выражают?

— Что называют вставными конструкциями? Как они оформляются на письме?

— Что нужно сделать, чтобы отличить вводное слово от знаменательного?

 

Домашнее задание: § 199 — учить; упражнение 420.

 

Урок 85

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ,

СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

 

Цели: закрепить знания учащихся о вводных словах и вставных конструкциях; учить применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Расскажите о вводных словах, их значениях и пунктуационном оформлении.

— Что называют вставными словами, словосочетаниями и предложениями?

— Как они оформляются на письме?

— Объясните, как вы расставили знаки препинания в домашнем упражнении 420.

 

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Выполните устно упражнение 426 на с. 185 учебника «Практика».

Работа по заданию к упражнению.

 

— Обратите внимание на пунктограмму «Выделение запятыми, тире или скобками вводных (вставных) предложений» на с. 186.

— В каких случаях вставные конструкции выделяются запятыми? А тире или скобками?

2) Выполните упражнение 427 устно.

3) Самостоятельно выполните упражнение 428, пользуясь образцом перед упражнением.

Одного из учащихся можно вызвать выполнить это упражнение на доске.

 

— Прочитайте предложения, которые у вас получились, называя все знаки препинания и объясняя их выбор.

 

Творческое задание.

— Вставьте вместо точек вводные слова, данные в скобках в конце каждого предложения. Спишите получившийся текст.

В горах

Д. Перевал... был близко, подъем постепенно выравнивался, тропинка уже не петляла по заснеженному скалистому взлобью, справа возвышалось что-то серое... громада другой горы... они добрались уже до седловины (пожалуй, наверно, значит). Ветер по-прежнему безумствовал в своей неуемной ярости, будто в невидимой гигантской трубе выло, стонало, даже звенело... звенело... в ушах (впрочем, возможно). Мороз... крепчал, от стужи больше всего доставалось рукам и коленям (очевидно).

(По В. Быкову.)

 

Распределительный диктант.

— Разделите страницу в тетради на две колонки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: