Вводные предложения Члены предложения

 

— Запишите предложения под диктовку, распределяя в соответствующую колонку (определяя, есть ли в них вводные слова или все слова являются самостоятельными членами предложения).

1) Старший лейтенант, казалось, совсем забыл о транспорте. (Л. Соболев.) 2) Порою мне казалось, что я погружаюсь в некую глубину. (М. Горький.) 3) С одной стороны, полковник был человеком решительным, неразговорчивым, суровым на вид, с другой стороны, ему свойственна была исключительная мягкость в обращении с подчиненными. (А. Чаковский.) 4) С одной стороны безмолвствовали горы, с другой стороны шумело близкое море. (В. Солоухин.) 5) Здесь, видно, раньше была кладовая. (С. Островой.) 6) В темноте было видно плохо. 7) Правда, в этом месте дорога круто сворачивала в противоположную сторону, а перед ним лежала снежная пелена. (Б. Полевой.). 8) Правда глаза колет. (Пословица.)

— Как вы распределили предложения? Прочитайте, называя все знаки препинания.

 

IV. Подведение итога урока.

— Что вы успели повторить, над чем поработать за урок?

 

Домашнее задание: § 199 — повторить; упражнение 432 — письменно; упражнение 438 — устно.

 

Урок 86

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ,

СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

 

Цели: закрепить знания о вводных и вставных конструкциях, их пунктуационном оформлении; совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня последний урок по изучению вводных и вставных конструкций, поэтому в первой половине урока вы еще раз повторите правила пунктуационного оформления их на письме, потренируетесь применять их на практике, а во второй половине урока будет проведена проверочная работа с самопроверкой, которая позволит увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

Вначале учитель опрашивает по материалу § 199, а затем просит прочитать текст упражнения 432, называя вставленные буквы и знаки препинания. Также просит ответить на вопросы 1 и 2, которые даны в учебнике после упражнения.

 

Выборочное письмо.

— Скажите, в каких случаях вставные конструкции выделяются на письме запятыми, а в каких — тире или скобками.

— Выпишите сначала предложения, в которых вставные конструкции оформляются с помощью тире или скобок, затем предложения, в которых вставные конструкции оформляются запятыми. Расставьте недостающие знаки препинания.

Д. 1) Старик, дядя Михайло как называли его ребятишки был высок сутул худ. (Б. Полевой .) 2) Бабушка Вера, истомившаяся без слушателей не могла же она считать собеседником денщика сразу обрушила на них ворох городских новостей. (А. Фадеев.) 3) Человек шесть немцев им удалось сгруппироваться опасливо оглядываясь, двигались в нашу сторону веером. (А. Андреев.) 4) Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. (М. Лермонтов.) 5) Этот грузный и немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и как выразлся потом о нем Степан Иванович сумел при этом к каждому подобрать особый ключик. (Б. Поляков.) 6) Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки приехала она ночью выставил удаленное охранение. (А. Фадеев.) 7) Где-то на улице тоже горел костер, и на нем как сказали Алексею калися большой валун. (А. Фадеев.)

 

— Прочитайте, какие предложения выбрали в первую группу? вторую?

— Какие еще пунктограммы встретились в этих предгюжениях?

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 190, выполните упражнение 437 устно.

Работа по заданию к упражнению 437.

 

Творческое задание.

— Вспомните слова, которые никогда не являются вводными и не выделяются запятыми. Составьте с любыми тремя словами по одному предложению, запишите их.

— Прочитайте свои предложения.

 

Свободный диктант.

Дома вы готовили устно упражнение 438. Сейчас по нему напишите свободный диктант. Я диктую по 1—2 предложению, а вы запишите их так, как запомнили.

— Скажите, как вы предлагаете озаглавить текст. Запишите свое название.

— Прочитайте еще раз про себя текст.

— Закройте учебники, начинайте писать.

Учитель диктует текст. Учитывая, что предложения достаточно объемны, то лучше диктовать по два, а в некоторых случаях по одному предложению.

 

— Теперь откройте учебники и проверьте себя, сверяясь с текстом-оригиналом.

 

IV. Итог урока.

— Расскажите все, что вы знаете о вводных и вставных конструкциях.

Домашнее задание: § 199 — повторить, упражнение 508, с. 228 учебника «Практика». § 228 — повторить материал об обращениях.

 

Урок 87

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

 

Цели: расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения, познакомить со всеми возможными позициями обращения в предложении, совершенствовать навык постановки знаков препинания при обращениях; познакомить со способами выражения обращений, вырабатывать умение пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях.

О б о р у д о в а н и е: сборники стихотворений М. Лермонтова и С. Есенина (любые).

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Урок сегодня посвящен обращению. Вспомните, что уже знаете о нем, а в течение урока дополните знания новой информацией, продолжите отрабатывать навык постановки знаков препинания при обращениях.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

 

Д. 1) Тучки серые разгоняючи, заря алая подымается.

2) Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

 

— Сравните эти два предложения по цели высказывания, интонации, наличию главных членов предложения.

— Назовите грамматическую основу 1-го и 2-го предложений.

— Чем является выражение «алая заря» во втором предложении? (Обращением.)

— Чертой какого члена предложения его подчеркнем? (Никакого, обращение не является членом предложения.)

— Расскажите, что вы еще знаете об обращении?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: