Рекомендации по проведению диагностики, что необходимо учитывать

Оглавление

Пояснительная записка3

Содержание.

Личность

Методика «Мой портрет в интерьере» 5

Методика «Десять моих Я» 5

Методика «Сказки» ………………………………………….5

Коллектив

Методика«Социометрия»…………………………………………….......6Методика «Карта-профиль психологического климата группы» 7

Методика А.Ф. Фидлер «Оценка психологической атмосферы в коллективе» 9

Семья

Методика «Ваш ребенок» 15

Методика «Выходной в моей семье» 15

Методика «Выявление эмоциональной атмосферы в семье» 15

Список литературы 16

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе, чем и подтверждается актуальность. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Данный сборник предоставляет несколько диагностических методик для изучения личности, коллектива и семьи учащихся.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося,  коллектива и семьи.

Цель: систематизация диагностических материалов для изучения личности младшего школьник, коллектива учеников и семей учащихся.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

- изучение личностных качеств учащихся класса;

- изучение общих и специальных способностей класса;

- изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе и семье;

- учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел;

- отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.

Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.

3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.

Описание разделов.

1 раздел. Личность. В данном разделе находятся три методики: «Мой портрет в интерьере», «Десять моих Я» и «Сказки», каждая из которых изучает личностные качества. Это необходимо для получения информации об интересах ребенка и его самооценке.

2 раздел. Коллектив. Этот раздел вмещает следующие три методики: «Мультфильм о нашем классе», «Социометрия», «Я и коллектив». Методики диагностируют состояние коллектива, его атмосферу и взаимосвязи среди ребят. Можно выделить лидеров, изгоев, предпочитаемых и нейтральных учеников.

3 раздел. Семья. Для нормальной продуктивной работы с ребенком необходимо знать условия, в которых он живет, его отношение к семье и семьи к нему. Для этого подобраны такие методики, как «Ваш ребенок», «Выходной в моей семье» и «Выявление эмоциональной атмосферы в семье».

Рекомендации по проведению диагностики, что необходимо учитывать.

1. Обучающихся необходимо заранее подготовить к проведению диагностики.

2. Не говорить ребенку прямо о проведении диагностики.

3. Психодиагностический подход, учитывающий уровень развития ребенка.

4. Они должны привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. (в форме игры, мини-опроса).

5. Ребенок должен понимать, что неправильных ответов и ему не поставят за это плохую оценку. (если учесть данный фактор, то результаты будут достовернее).

6. Методика должна легко и быстро обрабатываться.

7. Поблагодарить ребенка за общение и помощь.


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: