Рисунок 2 Корреляции компонентов мотивационно-смыслового блока

В динамическом компоненте установлены положительные связи между аэргичностью и регулятивным и рефлексивно-оценочным компонентами (0,607 и 0,624), характеристикой эмоционального компонента - астеничностью (0,595), характеристикой когнитивного компонента - осведомленностью (0,439). Следовательно, настойчивость у курсантов уменьшалась при наличии операциональных и личностных трудностей, а также при негативных эмоциях.

В эмоциональном компоненте стеничность положительно коррелировала с такой характеристикой установочно-целевого компонента как общественно-значимые цели (0,44). Астеничность была связана с характеристикой динамического компонента - аэргичностью (0,595), а также с обеими характеристиками рефлексивно-оценочного компонента (0,39 и 0,465). Курсанты испытывали положительные эмоции при реализации личностных целей, были целеустремлены, настроены на успешный результат и готовы на активное проявление настойчивости. При этом они испытывали негативные эмоции, сталкиваясь с личными и внешними трудностями.

В регуляторном компоненте настойчивости интернальность имела положительную связь с такой характеристикой когнитивного компонента как осмысленность (0,8). Экстернальность положительно коррелировала с рефлексивно-оценочным компонентом (0,568 и 0,604), характеристикой динамического компонента - аэргичностью (0,825) и такой характеристикой эмоционального компонента как астеничность (0,55). У курсантов, убежденных в том, что успешный результат выполняемой деятельности зависит от них самих, и готовых взять на себя ответственность за успехи и неудачи в выполняемой деятельности, было более развито стремление проявлять настойчивость. При повышенной экстернальности, т. е. склонности к передаче ответственности за результат внешним обстоятельствам и везению, настойчивость у курсантов проявлялась меньше. Они испытывали негативные чувства при столкновении с какими-либо трудностями, быстро сдавались и с легкостью откладывали дела, в которых потерпели неудачу.

В рефлексивно-оценочном компоненте наиболее выраженная связь отмечалась между операциональными и личностными трудностями (0,707). Обе характеристики компонента были связаны с аэргичность ю (0,607 и 0,624), а также с экстернальностью (0,568 и 0,604). Кроме того, личностные трудности имеют корреляцию с личностно-значимыми целями (0,7). Таким образом, чем больше у студентов проявляются трудности в операциональной сфере (несформированность волевых привычек, навыков и т.п.), тем больше проявятся и затруднения личностного характера (неуверенность, тревожность и т.п.). Также при появлении как операциональных, так и личностных трудностей есть склонность к снижению целеустремленности, упадку сил и желанию добиться успеха в выполняемой деятельности.

Данные компоненты образуют регуляторно-динамический блок. Связи в данном блоке показаны на рисунке 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: