Демонстрационные препараты

1. Мазок костного мозга эмбриона человека (5 месяцев).

2. Накопление краски в макрофагах лимфатического узла.

3. Ретикулярные  волокна в лимфатическом узле.

4. Селезенка эмбриона человека (7—8 недель).

Подведение итогов занятия (контроль)

Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотогра­фиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.

Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.

 

Тема: «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»

 

  Эндокринная система относится к числу регуляторно-интегрирующих систем организма, функционирующих в тесном единстве с сердечно-сосудистой, нервной и иммунной системами. Функционирование эндокринной системы осуществляется посредством гормонов, выделяемых непосредственно в кровь и оказывающих избирательное воздействие на клетки - мишени. В комплексе своем эффекты гормонов объединяют в единое целое все системы организма и поддерживают в нём гомеостаз. Знание структуры и функции эндокринных желез, механизмов их регуляции, позволит студентам целенаправленно ориентироваться и решать проблемные вопросы и ситуации, возникающие в практике врача - эндокринолога при гипер- или гипофункции желез внутренней секреции различной этиологии. В практике врача-клинициста нередко наблюдаются больные с наличием структурной патологии желез внутренней секреции (изучается на кафедре патологической анатомии), вызывающих нарушения функционирования зависимых от них органов и систем (изучаются на кафедре патологической физиологии).

 

Основные вопросы темы

1. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы.

2. Понятие о гормонах, механизмах их действия, принципах регуляции их биосинтеза.

3. Понятие о клетках - и органах - мишенях.

4.  Классификации органов эндокринной системы.

5. Гипоталамус. Гистологическое строение. Ядра переднего и среднего гипоталамуса.

6. Понятие о гипоталамо-гипофизарном нейросекреторном комплексе. Функции гипоталамуса.

7. Эмбриональные источники развития гипофиза.

8. Классификации клеток передней доли гипофиза и их морфофункциональная характеристика.

9. Связь аденогипофиза с нейросекреторными клетками гипоталамуса.  

10. Строение и значение средней (промежуточной) доли гипофиза.

11. Понятие о системе гипоталамо-гипофизарного кровообращения или о 

«портальной системе» (кровоснабжение аденогипофиза).

12. Строение и значение задней доли гипофиза.

13. Связь задней доли гипофиза с нейросекреторными клетками

 гипоталамуса (кровоснабжение задней доли гипофиза).

14.  Особенности строения гипофиза у плода и у взрослого человека.

15.  Источники эмбрионального  развития эпифиза (шишковидной железы).

16.  Гистологическое строение эпифиза. Возрастные изменения в нём.

17.  Эффекты гормонов и антигормонов эпифиза в организме человека.

18.  Эмбриональные источники развития щитовидной железы.

19.  Строение щитовидной железы. Зависимость строения от функции.

20.  Источник эмбрионального развития, строение и значение фолликулярных клеток щитовидной железы (тироцитов).

21.  Секреторный цикл тироцитов щитовидной железы.

22.  Строение, источник развития и значение парафолликулярных клеток

(С-клеток) щитовидной железы.

23.  Паращитовидные железы, развитие, строение, возрастные изменения.

24.  Гормоны паращитовидных желез, их эффекты в организме.

25.  Регуляция обмена кальция в организме.

 Эмбриональные источники развития надпочечников. Общий план строения.

26.  Морфофункциональная характеристика всех зон коры надпочечников.

27.  Строение и функциональное значение мозгового вещества надпочечников.

28.  Участие надпочечника в реакциях напряжения (в стрессовых реакциях).

29.  Параганглии и интерреналовые тела, их локализация, строение и значение.

30.  Диффузная эндокринная система (эндокринные клетки в составе

не эндокринных органов или APUD – серия клеток).

31.  Классификация клеток APUD - серии, особенности их развития.

 

Цель занятия

    

    В конце занятия студент должен уметь:

1. Объяснить особенности связей гипоталамуса с гипофизом и эпифизом.

2. Идентифицировать микропрепараты органов эндокринной системы.

3. Дифференцировать в препарате все тканевые элементы ги­пофиза.

4. Дифференцировать в препарате детали строения щитовидной железы.

5. Дифференцировать в препарате все тканевые элементы над­почечника.

7. Объяснить соподчиненность в деятельности желез внутренней секреции.

8. Схематически рисовать изучаемые препараты.

 

 

Необходимый уровень знаний

 

Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.

Контроль исходного уровня знаний осуществляется пись­менной контрольной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.

 

 

Самостоятельная работа студентов

Вид работы: изучение гистологических препаратов — «ги­пофиз», «передняя доля гипофиза», «щитовидная и паращитовидная железы», «надпочечник»; демонстрационных препаратов, электронных микрофотогра­фий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: