1. Мазок костного мозга эмбриона человека (5 месяцев).
2. Накопление краски в макрофагах лимфатического узла.
3. Ретикулярные волокна в лимфатическом узле.
4. Селезенка эмбриона человека (7—8 недель).
Подведение итогов занятия (контроль)
Опрос по микропрепаратам, электронным микрофотографиям, решение контрольно-обучающих задач, тестовый контроль второго уровня знаний.
Задание для самоподготовки к следующему занятию: смотреть основные вопросы темы следующего занятия.
Тема: «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»
Эндокринная система относится к числу регуляторно-интегрирующих систем организма, функционирующих в тесном единстве с сердечно-сосудистой, нервной и иммунной системами. Функционирование эндокринной системы осуществляется посредством гормонов, выделяемых непосредственно в кровь и оказывающих избирательное воздействие на клетки - мишени. В комплексе своем эффекты гормонов объединяют в единое целое все системы организма и поддерживают в нём гомеостаз. Знание структуры и функции эндокринных желез, механизмов их регуляции, позволит студентам целенаправленно ориентироваться и решать проблемные вопросы и ситуации, возникающие в практике врача - эндокринолога при гипер- или гипофункции желез внутренней секреции различной этиологии. В практике врача-клинициста нередко наблюдаются больные с наличием структурной патологии желез внутренней секреции (изучается на кафедре патологической анатомии), вызывающих нарушения функционирования зависимых от них органов и систем (изучаются на кафедре патологической физиологии).
|
|
Основные вопросы темы
1. Морфофункциональная характеристика органов эндокринной системы.
2. Понятие о гормонах, механизмах их действия, принципах регуляции их биосинтеза.
3. Понятие о клетках - и органах - мишенях.
4. Классификации органов эндокринной системы.
5. Гипоталамус. Гистологическое строение. Ядра переднего и среднего гипоталамуса.
6. Понятие о гипоталамо-гипофизарном нейросекреторном комплексе. Функции гипоталамуса.
7. Эмбриональные источники развития гипофиза.
8. Классификации клеток передней доли гипофиза и их морфофункциональная характеристика.
9. Связь аденогипофиза с нейросекреторными клетками гипоталамуса.
10. Строение и значение средней (промежуточной) доли гипофиза.
11. Понятие о системе гипоталамо-гипофизарного кровообращения или о
«портальной системе» (кровоснабжение аденогипофиза).
12. Строение и значение задней доли гипофиза.
13. Связь задней доли гипофиза с нейросекреторными клетками
гипоталамуса (кровоснабжение задней доли гипофиза).
|
|
14. Особенности строения гипофиза у плода и у взрослого человека.
15. Источники эмбрионального развития эпифиза (шишковидной железы).
16. Гистологическое строение эпифиза. Возрастные изменения в нём.
17. Эффекты гормонов и антигормонов эпифиза в организме человека.
18. Эмбриональные источники развития щитовидной железы.
19. Строение щитовидной железы. Зависимость строения от функции.
20. Источник эмбрионального развития, строение и значение фолликулярных клеток щитовидной железы (тироцитов).
21. Секреторный цикл тироцитов щитовидной железы.
22. Строение, источник развития и значение парафолликулярных клеток
(С-клеток) щитовидной железы.
23. Паращитовидные железы, развитие, строение, возрастные изменения.
24. Гормоны паращитовидных желез, их эффекты в организме.
25. Регуляция обмена кальция в организме.
Эмбриональные источники развития надпочечников. Общий план строения.
26. Морфофункциональная характеристика всех зон коры надпочечников.
27. Строение и функциональное значение мозгового вещества надпочечников.
28. Участие надпочечника в реакциях напряжения (в стрессовых реакциях).
29. Параганглии и интерреналовые тела, их локализация, строение и значение.
30. Диффузная эндокринная система (эндокринные клетки в составе
не эндокринных органов или APUD – серия клеток).
31. Классификация клеток APUD - серии, особенности их развития.
Цель занятия
В конце занятия студент должен уметь:
1. Объяснить особенности связей гипоталамуса с гипофизом и эпифизом.
2. Идентифицировать микропрепараты органов эндокринной системы.
3. Дифференцировать в препарате все тканевые элементы гипофиза.
4. Дифференцировать в препарате детали строения щитовидной железы.
5. Дифференцировать в препарате все тканевые элементы надпочечника.
7. Объяснить соподчиненность в деятельности желез внутренней секреции.
8. Схематически рисовать изучаемые препараты.
Необходимый уровень знаний
Студенты должны отвечать на основные вопросы данной темы методических указаний и на тестовые вопросы первого уровня знаний.
Контроль исходного уровня знаний осуществляется письменной контрольной работой или в процессе устного разбора и коррекции изучаемого материала.
Самостоятельная работа студентов
Вид работы: изучение гистологических препаратов — «гипофиз», «передняя доля гипофиза», «щитовидная и паращитовидная железы», «надпочечник»; демонстрационных препаратов, электронных микрофотографий.