Рабочая тетрадь предназначена для студентов учебных заведений среднего профессионального образования при изучении ими предмета «Основы микробиологии и иммунологии». В рабочей тетради представлены различные варианты заданий по материалу учебной программы: тестовые, работа со схемами, рисунками, практические задания, вопросы со свободным ответом и др., что поможет студентам лучше изучить, осмыслить, повторить и запомнить учебный материал.
Предлагаемая тетрадь рекомендуется для организации самоконтроля знаний по каждой теме программы, самостоятельной внеаудиторной работы студентов, при подготовке домашних заданий, а так же для контроля знаний учащихся преподавателем.
Материал в рабочей тетради располагается в последовательности, предусмотренной тематическим планом учебного плана.
Задания в рабочей тетради составлены по всем темам раздела, предусмотренными рабочей программой, дисциплины и соответствуют требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
В процессе работы студенту необходимо:
· прочитать текст задания;
· найти необходимую информацию в учебнике, лекции или в дополнительной литературе по соответствующей теме;
· выполнить задание в специально предусмотренном для этого в рабочей тетради месте;
После изучения раздела студент должен знать:
-роль грибов, вирусов, простейших и гельминтов в заболеваемости человека;
-морфологию, физиологию и экологию грибов, вирусов, простейших и гельминтов, методы их изучения;
-основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики микозов, паразитарных, вирусных заболеваний;
- факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.
После изучения раздела студент должен уметь:
-дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;
-осуществлять профилактику распространения инфекции.
Усвоение материала должно способствовать формированию у студентов медицинского колледжа общих компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Студент проявляет интерес к выполнению рабочей тетради, пользуется консультациями, задает дополнительные вопросы по выполнению заданий. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Студент способен самостоятельно организовать внеаудиторное время, для выполнения заданий по темам рабочей тетради. Активно пользуется методами логического мышления, анализирует, сравнивает, уточняет и т.д. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | Студент самостоятельно способен пользоваться основной и дополнительной литературой для поиска необходимой информации, ее анализировать, выбирать главное. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | При подготовке заданий по теме студент способен использовать ресурсы интернета для поиска необходимой информации. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации | Студент сдает тетрадь вовремя, для проверки преподавателю, выполняет задания в полном объеме. Если имеются пробелы в выполнении заданий, то студент в короткие сроки их устраняет. |
Рабочая тетрадь учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования в части профессиональных компетенций:
-проводить диагностику неотложных состояний;
-определять программу лечения пациентов различных возрастных групп;
-определять тактику ведения пациента;
-выполнять лечебные вмешательства;
-осуществлять контроль состояния пациента;
-проводить санитарно-эпидемические мероприятия;
-проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
-проводить иммунопрофилактику;
-организовывать здоровьесберегающую среду;
-организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения;
- организовывать и контролировать выполнение требований охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах и офисах общей врачебной (семейной) практики.
После каждой изученной темы в аудитории, студент выполняет дома самостоятельно задания. Выполненные задания сдаются каждый раз преподавателю, который оценивает работу в зависимости от критериев оценки. Оценка выставляется в оценочный лист студента.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- сформированность общеучебных умений;
- четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Критериями оценки являются следующие требования:
1. работа выполнена на «отлично», при условии правильного выполнения всех заданий и наличия аргументированных выводов, аккуратного оформления работы.
2. работа оценивается на оценку «хорошо» при условии, что в работе допущены несколько ошибок или не в полном объеме, аккуратного оформления работы.
3. работа оценивается на оценку «удовлетворительно» при условии выполнения студентом только половины работы и нескольких ошибок (не более трех).
4.работа оценивается на оценку «неудовлетворительно» при условии не выполнении студентов заданий по теме в рабочей тетради.
Литература основная:
1. Под редакцией А.А.Воробьева, Ю.С.Кривошеина «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» Москва 2001.
2. Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И.Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: ОАО "Издательство "Медицина", 2005. - 280 с.:. (Учеб, лит. Для студ. мед. училищ).
3.Сбойчаков В. Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: учебник для средних медицинских учебных заведений / В. Б. Сбойчаков. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 608 с.:.
Литература дополнительная:
1. Под ред. А. А. Воробьева Микробиология и иммунология: Учебник/Под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОАО "Издательство "Медицина", 2005. - 496 с: ил. - (Учеб. лит. Для студентов медицинских вузов)
3.А.А. Воробьев, АС Быков «Микробиология».М.: Медицина, 1994
4. Д. Е. Генис, «Медицинская паразитология». М «»Медицина» 1975г