III. Выявление характерных особенностей научного стиля и языковых средств их выражения

09.06

Русский язык

Урок 56

Группа 4

Тема: «Научный стиль и его характерные особенности».

Урок строится на основе литературоведческого материала «Художественное своеобразие лирики Ф.И.Тютчева».

I. План урока

                          1. Цель использования функционального стиля речи.

                          2. Сфера использования стиля речи.          

                          3. Разновидности функционального стиля (если есть).

                          4. Характерные особенности   стиля речи.                                                 

                          5. Языковые средства.      

                          6. Жанры.

II. Следующий этап урока  - углубление и обобщение знаний по пунктам 1 – 3 предложенного плана - предполагает совместную деятельность учащихся.

Научно-учебный подстиль, которым написаны учебники, пособия, доступен и понятен студентам или школьникам. Его цель – изложение основ науки, обучение. Научно-популярным стилем пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги. Сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых. Адресат этой разновидности - любой человек, интересующийся наукой. Тексты подстилей различаются; например, в собственно научном подстиле практически не употребляется экспрессивно окрашенная лексика, тогда как в научно-популярной разновидности эмоциональных слов большое количество.

Этот этап урока заканчивается кратким обобщением о сфере использования данного стиля в научной сфере деятельности человека: науке, технике, образовании.

 

III. Выявление характерных особенностей научного стиля и языковых средств их выражения

В результате совместной работы были определены характерные черты научного стиля.               Логичность изложения.

Научный текст отличается подчеркнутой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно.

Эта логичность достигается повтором слова как средства связи, использованием наречий, указывающих на последовательность развития мысли: сначала, прежде всего, потом, затем, далее и т.п. Подчеркнутая логичность проявляется в употреблении вводных слов и вводных предложений: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, итак, как уже было сказано выше и т.п.

Следующий текст об особенностях изображения природы в лирике Тютчева иллюстрирует эту черту научного стиля.

  Природа в поэзии Тютчева, во-первых, всегда является активным «действующим лицом», во- вторых, воспринимается и изображается как некая система символов космической жизни. Эта система символов выполняет посредническую функцию, связывает мир человеческой души с миром природы и миром космоса.

                                               Точность изложения.

Это достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Стихотворение «День и ночь» - страстный монолог лирического героя. Такому впечатлению способствует разрушение обычной ритмики четырехстопного ямба, заключающееся в пятикратном наличии спондеев на первой стопе, которые обособляют и первое слово в строке, и строку в целом.

                                            Обобщенность.

Так как любая наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. В предложении БЕРЕЗА ХОРОШО ПЕРЕНОСИТ МОРОЗЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ слово «БЕРЕЗА» обозначает не единичный предмет, а породу деревьев. Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научной речи не в основных и конкретных значениях, а в обобщенном значении.

 Приведем примеры из поэзии Ф.И.Тютчева для доказательства высказанной мысли.

Следует признать, что Тютчев, последний русский романтик, был склоненусматривать в явлениях природы осуществление неподвластных научному познанию вселенских законов…

                                  Отвлеченность изложения.

С этой особенностью связано употребление слов с отвлеченным значением (фрагментарность, полнота и цельность, противоречивость, двойственность…), насыщенность текста существительными на –ОСТЬ, -АНИЕ, -ЕНИЕ (явление, познание, протяженность жизни, восприятие, необходимость, затерянность...). В ходе работы учащиеся отмечают, что глаголы в текстах научного стиля играют значительно меньшую роль, чем в других стилях: они лишены конкретного лексического значения и чаще всего  используются в роли глаголов-связок в составных сказуемых.

Поэт пытается понять … Тютчев был склонен усматривать в явлениях природы… Тютчев являлся наследником романтизма

                                                              Объективность.

Объективность изложения (отсутствие субъективных оценок) достигается некоторыми особенностями синтаксической структуры текста: здесь чаще используются  предложения неопределенно-личные (считают, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему...), безличные (следует отметить… известно, что…).

В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, поэтому в нем не принято использовать местоимения 1-го лица (я) и 2-го лица (ты); глаголы в 1-ом и 2-ом  лице единственного числа.

Поэту выпало на долю завершить романтические искания и наметить выход за их пределы… Для осмысления образа-переживания необходимо всмотреться в словесный ряд…

 

                                      Научный стиль речи.             

1. Цель использования. Сообщение, передача научной информации, обучение основам знаний, развитие интереса к науке.
2. Сфера использования. Научная сфера жизни: наука, техника, образование.
3. Разновидности научного стиля. Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный.
4. Особенности научного стиля.  Языковые средства выражения характерных особенностей.
  Логичность. Повтор слова как средства связи; использование наречий, указывающих на последовательность развития мысли; обилие вводных слов и предложений.
  Точность. Употребление однозначных слов, терминов; отсутствие образных средств.
  Обобщенность. Употребление слов в обобщенном значении.
  Отвлеченность Преобладание существительных отвлеченных; использование суффиксов, придающих отвлеченное значение.
  Объективность. Неупотребительность местоимений Я, ТЫ и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений.
5. Жанры научного стиля. Монография, диссертация, научная статья, учебники, реферат, доклад, курсовая работа…  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: