Использование в работе с детским коллективом новых педагогических технологий и прогрессивных методик

   Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. В копилке детского движения с начала его существования, много разнообразных технологий, форм и методов. Многие из них прошли проверку временем и хорошо работают сейчас.

  Но, любое время – это новое время. Поэтому, именно от педагога, работающего с детским объединением, от его профессиональной компетентности в данной области зависит, как он адаптирует к новым детям, к новым запросам уже оправдавшие себя ранее методики и технологии.

    Это - элемент педагогического творчества, который так важен в нашей работе.

   Чтобы педагогическое творчество было свободным и вообще присутствовало, педагогу важно знать и владеть рядом классических методик и технологий.

   Например, методикой коллективного творческого дела или технологией чередующихся творческих поручений, технологией проведения социально-педагогических игр. Зная ряд технологий и методик, педагогу проще адаптировать их под современное время и под характер сложившегося актива или объединения.

Так, в 90-е годы например, была адаптирована методика КПД И.П. Иванова через призму личностно-ориентированного подхода. Суть методики не изменилась, но она стала на тот момент одной из прогрессивных.

Конечно же, педагогу также важно интересоваться и изучать новые педагогические работы в данной области современных педагогов.

Такими остаются на сегодняшний день Ирина Игоревна Фришман, Сергей Владимирович Тетерский. Много новых инновационных технологий и методик сегодня можно найти в «Корпоративном университете РДШ» (см. интернет), в официальной группе «Учительская РДШ».

Применение технологий и методик должны быть всегда в системе и контексте тех педагогических целей и задач, которые ставит перед собой педагог, работающий с детским объединением на его рост и развитие.

Таким образом, путем самообразования, изучения современных тенденций, применяя свое педагогическое творчество, владея классическими технологиями и методиками, системно и планомерно работая с детским объединением и понимая законы его развития, педагог сам с помощью своих ребят способен к созданию и воплощению новых педагогических методик технологий.

 

Как мотивировать учащихся. Стимулирование детей. Повышение мотивации и престижности для обучающихся участия в детских объединениях. Мотивация и привлечение большего количества детей в органы самоуправления. Как привлечь учащихся в ДО, стимулы. Создание системы мотивации актива. Вопрос времени.

О мотивации говорим много и постоянно. Процесс мотивации происходит на протяжении всего времени общения с детьми с начала до конца учебного года.

Статья о мотивации в сборнике «Круглого Стола» №12, также см. материалы теме «Методическая копилка куратора\руководителя»: «К вопросу мотивации в ДО любого типа».

  Остановимся на одной позиции. Одна из приоритетных задач руководителя \куратора привести каждого ребенка объединения\актива к успеху, создав для этого все условия: «ситуацию успеха».

  Это может быть удачно проведенное дело или событие, которое даст эмоциональный подъем, ощущение «Я могу!». В последующем это хороший стимул для желания двигаться в данном направлении дальше, получать и осваивать все новые и новые организаторские знания, умения и навыки. Это может быть успешное участие в конкурсе или проекте.

Сам подросток редко проявит инициативу участия. Чаще мы сталкиваемся с проблемой, что, даже предлагая детям большой спектр выбора тем и уровней сложности (только участвуй), все равно они не хотят принимать участие.

На мой взгляд, это чаще всего связано с рядом психологических факторов, которые сам подросток зачастую объяснить не может и отговорка одна: «не хочу». Такими факторами могут быть: 1.не хватает определенных знаний, умений и навыков (не владеет нужными «инструментами») в области организаторской деятельности, в области коммуникаций; 2. нет чувства защищенности, отсюда – нет полноценного чувства комфорта.

  Все это ребенок может восполнить во время встреч актива, объединения. Встречи – это не только место для общения, но и место для получения новых знаний, умений и навыков.         Поэтому, педагогу важно продумывать каждую встречу с активом \объединением, где найдется время для свободного общения, для социальо-педагогической игры, для получения новых теоретических и практических знаний в области лидерства, организации, коммуникаций, менеджмента.

    Нежелание участия в различных конкурсах – это значит, что чаще всего был негативный опыт или опыта участия не было вообще.

  Здесь только один путь, когда руководитель «подставляет свое плечо» и работает с ребенком индивидуально, вместе. При этом он не дергает его: «Почему ты еще не сделал?», «Что ты тянешь?», «Когда ты мне предоставишь хоть какие-то материалы \результаты?». Такой подход не замотивирует школьника.

  А вот: «Давай, сядем и подумаем вместе», «Приходи ко мне, я тебя буду ждать, вместе подумаем, как это лучше сделать», «Не бойся написать текст с ошибками, мы его проверим вместе» - даст бОльший результат.

Ведите ребенка до самого конца, принимайте все с сопереживанием и соучастием. Не факт, что сразу будет победа, но у ребенка (опять - таки) появляется некий алгоритм действий умения работы над заданием конкурса, умения выстраивать шаг за шагом путь к достижению цели. Отчего появляется внутренний комфорт, т.к. уже есть некий навык, которого раньше не было.

Почему дети, участники РДШ, которые прошли некоторые этапы активностей и конкурсов, с таким восторгом отзываются о движении? Это результат проживания «ситуации успеха» и еще система поощрений разнообразна и есть практически во всех активностях.

Прожив «ситуацию успеха», пройдя путь по лесенке от «я не хочу это делать (не умею, не могу)» до «я хочу», «я могу», «да это же так просто!», практически каждый подросток сможет повести за собой других, захочет самостоятельно приобщить своих друзей и знакомых ребят к тому, что делает и умеет теперь сам.

Опять же, все это случится не сразу, не через месяц, а постепенно. Если же этого не происходит, ищите способы. Смотрите, что нужно перестроить внутри объединения, что не работает или чего не хватает в выстроенной вами модели взаимодействий.

  По опыту работы с районным объединением, одним из стимулов для решения принять участие в каком-либо конкурсе - это практика, когда кто-то из ребят знакомит всех с Положением. Сами участники объединения говорят откровенно, что так они лучше воспринимают. Видимо, снимается некий психологический барьер.

Стимулы и систему мотивации можно придумать самим, можно воспользоваться описанными.  Для этого см. Сборник №12 «Мотивация в ДО», также можно посмотреть сделанным ребятами, вернувшимися из ВДЦ «Орленок», систему мотивации «Штурман» в «Методической копилке руководителя/ куратора» в группе «В ритме Центра».

  И о времени. Не жалейте своего времени и находите время для всех участников вашего актива и объединения. Оно не может быть априори лимитировано. Это не урок.

Для правильного распределения времени вам в помощь четко спланированный рабочий день, ваши рабочие планы. Детей же надо учить грамотно и правильно распределять время.

В районном объединении ежегодно проходится тема «тайм-менеджмент», тема планирования. И, всегда детям привожу свой пример, что «чем меньше у тебя свободного времени, тем больше успеваешь».

Вы всегда «рядом, и чуть впереди». Живо и откровенно интересуйтесь всем. Огорчайтесь и радуйтесь вместе. «Выключите» в с себе «учителя». Общайтесь с ребятами искренне. Но, при этом, всегда помните, что все, что вы им предлагаете должно быть (для вас) с педагогическим целеполаганием. Вы всегда сами себе даете ответ на вопрос: «что получит (вынесет) из этого ребенок прямо здесь и сейчас».

12.Трудности возникли с переходом на дистанционную форму взаимодействия

Самая большая проблема, которая возникла при переходе на дистанционное взаимодействие – это неимение данной практики ранее, которая привела к чрезмерной загруженности детей. Вторая проблема – психологическая. Дети, оказавшись в условиях замкнутого пространства, испытали психологический стресс. Все это привело к тому, что большинство из них «замкнулись в себе».

Важно понимать, что организовать учащихся и поднять их на участие в каких либо масштабных мероприятиях, предлагаемых районом и городом, достаточно трудно. Самый простой путь – это понадеется на классных руководителей. Но, в данных условиях он не эффективен.

Лучше делать акцент на работу со своим уже сложившимся активом ребят. Но и здесь, также появляются свои особенности.

Практика показала, что в данных новых условиях, была необходима индивидуальная работа с каждым, индивидуальные разговоры, персональные просьбы и личная заинтересованность взрослого в участии именно этого человека в том или ином дистанционном деле: «Чем занимаешься кроме уроков?», «Как ты посмотришь на то, что мы снова будем встречаться в наш день встреч (собраний, сборов), только в режиме онлайн?»

Таким образом, пришлось сделать несколько важных шагов. Шаг 1: наладить личный контакт (я не забыт, я востребован). Шаг 2: предложение общения в режиме онлайн. (восполнение недостатка общения и часть привычной жизни). Шаг 3: обеспечить системность выхода в онлайн, общение и предложение участия в том или ином событии или же беседа в формате «есть идея».

Так получилась системная и результативная деятельность у Школьного совета гимназии 168. Заседания школьного совета проходили в программе Disrord. Таким образом, много событий (воспитательных мероприятий) прошло в гимназии дистанционно, качественно и интересно. Ребята придумали самостоятельно несколько нестандартных форм, что позволило не потерять как самих участников школьного совета, так и не прервать воспитательный процесс.

В практике районного объединения, в формате дистанционного взаимодействия, очень помогли объединяющие флешмобы с созданием общих видеороликов. Востребованной оказалась практика ведения группой ребят или самостоятельно определенных рубрик (какую рубрику хотят вести и могут – это персональный выбор каждого). Например, практика ГРМ или школы №178, районного актива РДШ Петроградского района.

Все это помогло сохранить и поддержать детскую активность в условиях дистанционного взаимодействия.

На мой взгляд, первопричина данной трудности кроется в степени желания и мотивации самого педагога достигнуть поставленной им цели, а именно активизировать детей на деятельность. Готов ли он сам уделить дополнительное время на индивидуальную работу с каждым, готов ли он создать условия для комфортного и свободного общения с детьми, готов ли сам стать генератором идей и готов ли к поддержке и оказанию помощи ребячьей инициативы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: