В) как отражается в речи сенсорный опыт (названия обследовательских действий, название качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)

Прочитать и составить аннотацию: Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольника/ Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1978.

Под сенсорной культурой Л.А. Венгером подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способными различать широкую гамму красок, и мир постепенно предстаёт перед ними во всём своём богатстве и многообразии.

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 

Подобрать несколько игр по сенсорному воспитанию. Подготовиться к их проведению на практическом занятии (ролевая учебная игра). Изготовить дидактическое пособие необходимое для игры.

 

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

 

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

 

Кто меньше. (форма и величина)

Задачи: учить детей применять умение сравнивать предметы, выбирать предметы меньше (больше)по величине предмета-образца. Активировать в речи соответствующие понятия.

 

Что из чего сделано. (тактильные ощущения)

Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь.

 

4. Подобрать диагностики сенсорного развития детей, в которых бы выявлялись особенности сенсорного развития детей в разных возрастных группах:

а) как дети владеют обследовательскими действиями при выполнении разных заданий;

 

1. Разложи фигуры.

Задание направлено на выявление уровня практического ориентирования ребёнка на форму предметов (квадрат, круг, треугольник); умение подбирать нужные формы.

Оборудование. Доски с тремя (круг, квадрат, треугольник) формами.

Проведение обследования.

Фигурки вынимаются из углублений. Затем предложите детям разложить фигурки. Детям предлагается найти место по очереди для каждой из фигурок. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение, после которого ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

                                                 

б) каково содержание и обобщенность сенсорных представлений, которыми владеют дети;

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З. М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

 

в) как отражается в речи сенсорный опыт (названия обследовательских действий, название качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого)

На этапе младшего дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, обогащение и пополнения багажа знаний - словаря. Чем лучше у ребенка будет развита речь, а это зависит от нас взрослых, которые окружают ребенка, тем лучше и понятней будет ребенку в окружающем мире.

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

 

Большое место занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств.

 

Методика этих занятий была также предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой.

В младших группах проводятся два вида занятий:

1) по первичному ознакомлению с предметами,

2) по углублению знаний о предметах.

 

Каждый вид занятий имеет свою специфику.

На занятиях по первичному ознакомлению с предметами необходимо правильно организовывать восприятие детей, формирование представлений и соответствующего словаря. Наиболее эффективными приемами являются: привлечение внимания к предмету, действию и привлечение внимания к слову. Название предмета дается только тогда, когда на нем сосредоточено внимание ребенка. Слово выступает как знак предмета. Устанавливается связь слова с представлением о предмете. Далее создается поисковая ситуация, предлагается вопрос: где (мяч)? В ответ на поиски предмета воспитатель показывает его вновь и повторяет слово. Затем слово повторяется ребенком при появлении или исчезновении предмета.

 

Закрепление слова происходит на занятиях, во время которых дети по указанию воспитателя выбирают предметы среди других, называют их, действуют с ними.

На занятиях по углублению знаний о предметах формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета. К методике занятий предъявляются следующие требования: познавательная деятельность должна быть опосредована практическими задачами и опираться на игровые приемы; предметы должны быть хорошо знакомы детям – те, с которыми они уже действовали и назначение которых им известно; следует подбирать дополнительные предметы, лишенные какой-нибудь части, детали, сделанные из другого материала и потому непригодные для деятельности; дети должны активно действовать с предметами, выбирать подходящие и мотивировать свой выбор; руководство познавательной и речевой деятельностью воспитатель осуществляет через указания, как надо действовать с предметами, и вопросы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: