ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет
Имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»
Факультет психологии и педагогики
ОТЧЕТ
О прохождении производственной практики
(практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе педагогической практики, научно-исследовательской практики)
обучающегося группы __________ курса ________
направление подготовки 45.03.02 «Лингвистика» профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Фамилия _________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________
Отчество _________________________________________________________
Место прохождения практики _______________________________________
полное название предприятия, адрес, телефон
_________________________________________________________________
Время прохождения практики _______________________________________
Руководитель практики от Университета _____________________________
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)
Руководитель практики от организации (предприятия, учреждения) ________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
20__ г.
Содержание
Введение | 3 |
Прохождение инструктажа и прослушивание ознакомительной лекции. Определение места базы практики на рынке образовательных услуг | 5 |
Ознакомление со школьной документацией и правилами ее ведения (классные журналы, табели и т.п.) | 9 |
Ознакомление с методикой и технологией преподавания иностранного языка (изучение опыта работы учителя и учебно-методических пособий; изучение календарно-тематического и поурочного планов учителя; посещение и анализ уроков учителя; посещение и анализ уроков сокурсников; выполнение хронометрирования учебного процесса) | 12 |
Проведение анализа учебно-методических комплектов, учебников, учебных пособий и других дидактических материалов по иностранному языку | 17 |
Подготовка и проведение уроков по предметам; разработка и изготовление дидактических материалов проведение самоанализа уроков | 24 |
Ознакомление с опытом ведения внеклассной работы участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий | 27 |
Подбор методов и методик диагностической работы по теме курсовой работы | 28 |
Теоретический анализ проблемы исследования по теме курсовой работы; оформление в форме тезисов результатов научно-исследовательской работы | 30 |
Заключение | 33 |
Список использованной литературы | 35 |
Приложения | 39 |
Уберите границы таблицы, номера страниц не нужно делать жирным
Введение
Производственная практика проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка» Нижнекамского муниципального района под руководством учителя-наставника Колесниковой Елены Владимировны с 13.04.2020 по 26.04.2020.
Цель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе педагогической практики, научно-исследовательской практики): закрепление и углубление теоретической подготовки и приобретение профессиональных умений и опыта профессионально-педагогической деятельности.
Задачи практики:
- приобщение к непосредственной практической деятельности в качестве преподавателя иностранных языков и помощника классного руководителя на основе знаний, полученных в процессе освоения образовательной программы;
- совершенствование и развитие профессионально значимых навыков и умений, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;
- овладение методикой преподавания иностранного языка;
- овладение приемами организации внеклассной работы по иностранному языку;
- совершенствование умений самостоятельно планировать и проводить уроки иностранного языка на разных ступенях обучения и методически грамотно анализировать деятельность учителя и собственную педагогическую деятельность;
- формирование и совершенствование навыков работы с ученическим
коллективом;
- формирование и совершенствование умений вести документацию, необходимую в работе учителя иностранного языка и классного руководителя-воспитателя;
- совершенствование умений организации научно-исследовательской работы по теме исследования.
Практика позволяет заложить основы формирования планируемых результатов следующих видов деятельности:
- научно-исследовательская;
- лингводидактическая.
Прохождение инструктажа и прослушивание ознакомительной лекции. Определение места базы практики на рынке образовательных услуг
Первым этапом являлось прохождение инструктажа по технике безопасности и прослушивание ознакомительной лекции по прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе педагогической практики, научно-исследовательской практики). Изучение материалов ознакомительной лекции показало, что школьное образование – важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребенка базовые знания и навыки.
Школы в России дают обучающимся общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.
Выделяют следующие функции общего образования:
· социальная, которая базируется на социальной структуре общества;
· профессиональная, благодаря которой членов общества подготавливают к выполнению обязанностей;
· гуманистическая, заключающаяся в передаче знаний младшим поколениям;
· идеологическая, сформированная вокруг обособления четкой жизненной позиции человека.
Определение места базы практики на рынке образовательных услуг с ориентацией на рынок труда и занятости в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка, позволило определить социальную значимость профессии учителя (преподавателя) иностранного языка, а также описать показатели владения высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Учитель одна из древнейших профессий, в которой уже установлено множество различных принципов межличностных отношений. Роль учителя иностранного языка, сводится не только к обучению правилам грамматики, лексики, произношения. Также, как и роль любого другого учителя предметника, роль учителя иностранного языка признать и выделить ценность личности каждого обучающегося, поддерживая при этом на высоком уровне свою собственную личностную ценность и создать успешные условия для взаимодействия этих личностей в едином образовательном пространстве. Одновременно, учитель не только способствует овладению учениками новым языком, но и общественно развивает их, раскрывает им множество стратегий, применимых не только в изучении языка, но и в жизни.
Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя.
На современном этапе знания от преподавателя к студенту не передаются, а усваиваются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания в своей сущности не решают проблему образования человека и подготовки к его реальной деятельности, вне прочной связи с навыками и умениями их использования.
Воспитатель детского сада должен обладать следующими личностными качествами: любовь к детям, доброта и чуткость; эмоциональная устойчивость, выдержка и терпение; наблюдательность; внимательность; ответственность; коммуникабельность; искренность; эрудированность; жизнерадостность; справедливость; активность. Помимо всего прочего, воспитатель обязан распределять и переключать свое внимание, иметь хорошее зрительное и слуховое восприятие; обладать творческим и абстрактно-логическим мышлением, развитой интуицией, высоким уровнем культуры и педагогическим оптимизмом.
Успешного учителя английского языка определяют следующие личностные качества: эмпатия и дружелюбность; стремление к саморазвитию; энтузиазм; креативность; терпение; преданность своему делу;
трудолюбие; организованность и пунктуальность; навыки межличностной коммуникации.
В настоящее время приоритетными чертами преподавателя выступают такие качества как творчество, инициативность, стремление к совершенствованию. Преподаватель должен обладать чувствительностью к запросам общества, гибкостью. Он должен уметь формулировать альтернативы, быть способным оценить новые походы и тенденции и быть готовым к применению инноваций. То есть, преподаватель должен применять новые сочетания из апробированных ранее способов обучения, создавать принципиально новые методы, формы, концепции, то есть становиться исследователем, творцом и новатором.
Для преподавателя важно различать общечеловеческие и индивидуальные ценности, прогнозировать способы коммуникативного взаимодействия, реакцию собеседника, понимать его социальные, национальные, профессиональные особенности.
Профессиональной деятельности учителя иностранного языка свойственны следующие функции:
1) развивающая;
2) воспитывающая;
3) коммуникативная;
4) гностическая;
5) конструктивно-планирующая;
6) организаторская.
Показатели владения высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
Лучше привести пример профессиограммы учителя иностранного языка в виде схемы
;.
С учетом личностных качеств, которые нужны учителям иностранному языку, а также с целью формирования навыков экзистенциональной компетенции, было составлено резюме на должность учителя иностранного языка. (Приложение И).
Инструктаж по ТБ позволил изучить требования к организации процесса обучения иностранному языку, которые сводятся к следующему.
…
В качестве базы практики выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением английского языка», которое было основано в 1997 году. Учредителем учреждения является муниципальное образование «Нижнекамский муниципальный район» Республики Татарстан.
Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в лице заместителя руководителя – начальника управления образования. ФИО руководителя образовательного учреждения: Салихзянова Лилия Григорьевна.
В МБОУ СОШ №33 с углубленным изучением английского языка учатся 1638 учеников, преподает 93 педагога. Школа находится по адресу: Нижнекамский район, г. Нижнекамск, пр. Химиков, д. 13
Школа работает 6 дней в неделю. Ведется воспитательная работа. Учителя используют разнообразные формы воспитательной работы – классные часы, предметные недели, тематические вечера, конкурсы, викторины, беседы.
В школе также действует психолого-педагогическая служба. Задачами
работы психологической службы являются: научно-методическое руководство, руководство учебно-воспитательного процесса в школе, оказание помощи детям, испытывающим различные трудности социально-психологической природы, выявление этих трудностей и их сопровождения является психодиагностическое направление деятельности психологической службы.
Школа оснащена:
Кабинетами – 48
Спортивными залами – 2
Актовым залом – 1
Компьютерными классами – 2
Мобильным классом – 1
Библиотекой – 1
Учебные кабинеты делятся по предметному признаку, т.е. кабинет английского языка, математики, русского языка, физики и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной мере оснащен необходимыми устройствами в зависимости от специализации, аудио и видеоаппаратурой, компьютерами, а также предметной и методической литературой.
В результате … мною были приобретены такие компетенции как знания социальной значимости профессии лингвиста-специалиста в области межкультурной коммуникации, особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков; умения ориентироваться в ситуациях профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков в различных образовательных контекстах; обосновать социальную значимость своей будущей профессии; навыки поддержания и повышения собственной мотивации к выполнению профессиональной деятельности; навыки посредника в межкультурной коммуникации.