Расчет стоимости страхового продукта

 

Деятельность страховщика по добровольному страхованию предполагает создание лучших условий и качества оказываемой застрахованным медицинской помощи в дополнение к обязательному страхованию.

В последние годы добровольное медицинское страхование (ДМС) развивается особенно быстро, адаптируясь к изменениям требований к качеству медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным. При коллективном страховании страховые полисы приобретаются работодателями, которые выбирают условия полиса по желанию своих служащих, страхуя иногда и членов их семей. При этом могут устанавливаться ограничения по количеству человек, принимаемых на страхование, размеру оплачиваемых услуг, количеству обращений за медицинской помощью в течение года.

Индивидуальные страховые полисы покупаются отдельными лицами. ДМС дополняет государственные программы, в частности, устанавливая свободу выбора платы за страхование или гарантию лечения у выбранного врача. Проведение ДМС основывается на договоре, заключенном на основе правил страхования, разработанных страховщиком. Размер взноса устанавливается страховщиком в зависимости от состояния здоровья застрахованного или группы застрахованных (вероятности наступления страхового события и длительности необходимого лечения), а также тарифов на медицинские услуги, необходимые для данного контингента и предоставляемых по конкретному договору.

В Законе Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусматривается право каждого гражданина на выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача. Хотя на практике реализация данного права ограничена. Страховая организация предлагает своим застрахованным (страхователям) конкретный перечень медицинских учреждений и оказываемых услуг. Значит, выбирая страховщика, страхователь выбирает и конкретные медицинские учреждения. Возможность получения медицинской помощи в другом медицинском учреждении не всегда может быть обеспечена выбранным страховщиком. Выбрав медицинское учреждение, застрахованный может терять при этом право выбора страховщика.

Рынок медицинских услуг в России остается по-прежнему «рынком продавца»: ограниченное число хороших клиник и привилегированное положение отдельных узкоспециализированных медицинских учреждений препятствует развитию конкуренции, повышению качества услуг. Страховые компании не всегда могут реально защитить интересы страхователей, поскольку претензии к медикам чреваты расторжением договора между страховщиком и медицинским учреждением, так как последние не испытывают недостатка в партнерах. С некоторых пор во многие престижные медицинские учреждения можно попасть, только имея страховой полис.

Эффективность работы страховой компании по ДМС в значительной степени определяется медицинской базой, которая обслуживает застрахованных. Поэтому ограничения по учредителям страховой организации и по доле акций, принадлежащих медицинским учреждениям, предусмотренные ст. 14 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (не выше 10% общего пакета акций), не должны касаться добровольного медицинского страхования.

Законом предусмотрена обязанность страховой медицинской организации выдачи страхователю или застрахованному страхового медицинского полиса. Утвержденная Правительством Российской Федерации форма полиса по добровольному страхованию практически не отличается от полиса по обязательному страхованию. В ней отсутствует размер страховой суммы и размер страхового взноса. Однако размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию устанавливается страховщиком, и при заключении договора страхования должно быть достигнуто соглашение о размере страховой суммы (ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрена льгота в размере до 10% от суммы, направляемой из прибыли юридическими лицами на добровольное медицинское страхование (ст. 13). В связи с тем, что не установлен конкретно размер льготы, она не применяется, что сдерживает развитие ДМС.

Медицинское страхование поставило лечебные учреждения и врачей, оказывающих платные услуги, в новые правовые рамки. Профессиональные ошибки могут повлечь финансовые убытки в результате судебных исков, минимизировать которые возможно посредством введения страхования профессиональной ответственности медицинского персонала, фармацевтов.

В ст. 28 Закона говорится о праве страховой медицинской организации требовать от юридических и физических лиц, ответственных за причиненный вред здоровью гражданина, возмещения расходов в пределах сумм, затраченных на оказание застрахованному медицинской помощи. Наличие у страховщика такого права является еще одним аргументом в пользу необходимости более широкого внедрения страхования профессиональной ответственности врачей и других лиц, связанных с оказанием медицинской помощи и услуг населению.

В сложившемся порядке финансирования системы здравоохранения до настоящего времени остается нерешенным вопрос оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно пребывающим в России.

В условиях сложившегося дефицита бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, внедрение системы страхования граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации позволит решить проблему и предоставить гарантии необходим много объема медицинской помощи при наступлении несчастного случая с иностранными гражданами.

В зависимости от объекта страхования все виды добровольного» медицинского страхования, действующие в западноевропейских странах, можно разделить на две группы:

1. Предусматривающие выплаты, не связанные со стоимостью лечения (страхование на случай, установления диагноза, на случай заболевания в связи с травмой, на случай потери дохода в связи с заболеванием, страхование суточных выплат в связи с временной нетрудоспособностью, страхование суточных выплат в период пребывания в больнице;

2. Обеспечение выплаты в виде компенсации расходов на лечение (страхование расходов на амбулаторное лечение, страхование расходов по пребыванию в больнице, хирургических расходов, расходов по послеоперационному уходу, на рентген и лабораторные анализы, расходов и» стоматолога, лекарства и медикаменты, уход и так далее).

В России к ДМС относится только вторая группа, первая группа страховой ответственности относится к страхованию от несчастных случаев. В настоящее время страховщики все больше уходят от страхования к посреднической деятельности в области медицинского страхования. Оплата туристических и санаторных путевок, приобретаемых в туристических агентствах, оплата врачей-косметологов не носит вероятностного характера страхового события.

Развитие ДМС должно быть направлено не на дополнительное удорожание предоставляемых медицинскими учреждениями услуг за счет включения в них стоимости страхового полиса, а на наличие рискового характера в проведении данного вида страхования. Так, например, возможно предоставление застрахованному ежедневных выплат при нахождении в больнице или компенсационных выплат за постоянную утрату трудоспособности в случае, если курс лечения не дал желаемых результатов и произошли функциональные нарушения органов или их потеря. В программу по медицинскому страхованию может быть включена ответственность на случай смерти застрахованного с выплатой наследникам погребального пособия.

Одной из важных социальных функций общества является защита тех слоев населения, которые не могут сами обеспечить себя по возрасту, состоянию здоровья или по иной причине снижения жизнеспособности.

Люди, утратившие способность самостоятельного обслуживания вследствие хронического заболевания, травмы, врожденных пороков развития и т. д., нуждаются в комплексе услуг по уходу и лечению в особых домах, стационарах длительной госпитализации, реабилитационных центрах. Оплата медицинской помощи для данных категорий граждан может осуществляться как за счет собственных средств клиентов, так и за счет выделения части средств из местного бюджета по финансированию программ социальной помощи бедным и престарелым, выделения средств благотворительной организацией либо за счет долгосрочной заблаговременной страховки на случай дожития до определенного возраста или события. Выделение части средств из бюджета может быть персональным - взнос за каждого застрахованного или суммарным - в размере, пропорциональном общему числу застрахованных.

Совершенствование страхования здоровья пожилых лиц может быть реализовано путем интеграции систем оказания медицинской и социальной помощи.

Возможны и иные комбинации страхования жизни и медицинских расходов. Например, страхование на случай смерти на срок или пожизненное может включать ответственность по оплате помощи семейного врача, экстренной помощи, оплате лекарств, домашнего у хода (для престарелых) и т. д.

По договору страхования двух и более лиц (семейному) наряду с предоставлением медицинских услуг в случае смерти одного из застрахованных выплата страхового обеспечения производится пережившему супругу или иждивенцам.

В России, как правило, договоры добровольного медицинского страхования заключаются сроком на один год. Это связано в первую очередь с недостаточно стабильной экономической ситуацией, страховыми интересами страхователей и ежегодным изменением стоимости медицинских услуг. В то же время гарантия предоставления медицинской помощи с учетом изменения возраста и состояния здоровья застрахованного на протяжении его жизни, проведение медицинских обследований в одном медицинском учреждении, под наблюдение» одного врача (особенно это важно при наличии хронических заболеваний или выявленных отклонениях в функционировании органов), предполагают постоянство отношений между страховой компанией медицинским учреждением и пациентом. В связи с чем целесообразнее заключать договоры на долгосрочной основе или с ежегодной пролонгацией.

Заключение долгосрочных договоров позволит, несмотря на увеличение вероятности страхового случая с учетом увеличения возраста клиента, посредством расчета страхового тарифа методами, идентичными расчетам по страхованию жизни, не увеличивать размер страхового взноса на протяжении всего срока страхования, так как за счет регулярной уплаты страховых взносов из взносов, уплаченных в более молодом возрасте, создается (накапливается) определенный фонд) (резерв) для выплат в более пожилом возрасте.

Проведение медицинского страхования на долгосрочной основе связано также с введением новых услуг и разработкой долгосрочных программ по проблемам «материнства и детства», по уходу за умственно отсталыми детьми, за тяжелобольными на дому или в специализированных домах ухода по реабилитации нетрудоспособных и т. д. Разработка таких программ назрела в связи с демографическими изменениями, увеличением заболеваемости и травматизма наряду с уменьшением объема медицинских услуг и числа больничных коек на 1000 человек населения.

Страхование стоматологических расходов, в силу дороговизны приобретения полиса сроком на один год, может проводиться застрахованному лицу на протяжении жизни и охватывать все виды услуг - от осмотра, лечения зубов и десен, хирургии, установления коронок, мостов до протезирования. При этом неиспользованная часть страхового взноса в течение года может переходить на следующий календарный год для продолжения лечения и действия договора страхования.

Рост цен на медицинские услуги - одна из проблем развитая ДМС, страховщикам приходится прилагать усилия для привлечения новых и сохранения старых клиентов. Перенос лечения из стационара в поликлинику, где цены ниже, заключение контрактов с теми, кто обеспечивает более дешевое лечение, - единственные способы сдерживания роста цен.

В договоре добровольного медицинского страхования может быть предусмотрена комбинация различных форм оказания услуг, в том числе услуги по оказанию специализированной медицинской помощи и приобретение назначенных врачом медикаментов.

Эффективная работа по проведению медицинского страхования в немалой степени определяется наличием банка статистических данных, которым располагает страховщик и который является основой для расчета тарифа. Необходимо ежегодное обновление статистики заболеваемости и ее распределения по полу, возрасту, видам заболеваний, видам предоставляемых медицинских услуг, стоимости лечения, медикаментов и т. д. А по постоянным клиентам- анализ затрат на медицинские услуги, регистрация обращений к врачу за период страхования.

Ежегодный пересмотр тарифов на медицинские услуги диктует необходимость применения формализованной истории болезни, где содержались бы сведения не только о наиболее часто применяемых диагностических и лечебных процедурах, но и о частоте их использования и стоимости. Это даст возможность проводить экспертизу и самим врачам, контролировать ход лечебно-диагностического процесса и его стоимость.

Страховая компания должна иметь кроме сведений о добровольно страхующихся доступ к базе данных клиентов о состоянии здоровья, где страхователь имеет договор обязательного страхования, это нужно для оценки здоровья страхователя (застрахованного) с целью установления объективных тарифов по добровольном у страхованию.

Страховая компания имеет право контроля за деятельностью лечебного заведения (объем, сроки и качество медицинской помощи). Готовы ли страховые компании контролировать правильность выставленных больницей счетов за каждого пациента, а при необходимости предъявлять регрессный иск лечебному учреждению или отдельному врачу? В ряде специальностей: хирургия, интенсивная терапия, анестезиология риск зависит не только от квалификации врача, но и от сложности разрешаемых проблем. Как узнать, чем определялась длительность лечения - неизбежностью, связанной с характером заболевания, или неправильно построенной тактикой обследования?

В любом случае это должна быть профессиональная экспертиза, проводимая либо специалистами-медиками страховой компании, либо представителями третьей стороны (независимая экспертиза). При этом было бы целесообразно проведение текущих проверок больничных счетов, представляемых медицинскими учреждениями, а также проведение регулярных аудиторских проверок. Цель проверок - расследование случаев нарушений в предоставлении услуг, продолжительности госпитализации, методов лечения, завышения сумм в предоставленных счетах, с тем чтобы медицинские учреждения готовили счета к оплате более тщательно и обоснованно.

Дальнейшее развитие добровольного медицинского страхования связано также с расширением перечня предоставляемых дополнительных услуг: транспортировки при доставке в больницу, приобретения или аренды медицинских приспособлений, приборов, инвалидных колясок, протезов и т. д., реабилитации больных наркоманией или алкоголизмом при стационарном лечении до 120 дней в году, химиотерапии больных раком, размещения в домах престарелых и психиатрических больницах, услуг по лечению бесплодия, включая оплодотворение, охране здоровья матери и ребенка, предоставления услуг сиделки, предварительного тестирования и осмотра перед направлением в больницу, дополнительного заключения и консультации хирурга о необходимости операции и т. д.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) в плане актуарных расчетов отличается от других рисковых видов страхования тем, что в результате этих расчетов должна быть получена не тарифная ставка, а стоимость страхового полиса. Это связано с особенностями ДМС как вида страхования [72, с. 41-42]:

-  страховые выплаты по ДМС производятся не Застрахованному, а медицинскому учреждению, которое оказали медицинскую услугу;

-  в ДМС отсутствует такое понятие, как страховая сумма, которое наряду со страховым тарифом является базой для определения стоимости страховой услуги. В качестве аналога страховой суммы в медицинском страховании используется такое понятие, как «страховое покрытие».

При расчете стоимости страхового полиса по ДМС используется методика актуарных расчетов для рисковых видов страхования.

Информационная база - показатели медицинской статистики. В частности, данные по заболеваемости по определенным классам болезней или видов медицинских услуг на 1000 человек.

 

Таблица 5 - Востребованность отдельных услуг ДМС (по результатам опроса и отраслевой статистики)

Вид услуги Корпоративные клиенты Индивидуальные клиенты
Поликлиническое обслуживание (с возможностью вызова врача на дом, стоматологическим обслуживанием и скорой медицинской помощью) всегда примерно 80%
Стационарное обслуживание (по экстренным и плановым показаниям) практически всегда практически всегда
Стоматологическое обслуживание (в специализированных стоматологических клиниках) часто часто
Вид услуги Корпоративные клиенты Индивидуальные клиенты
Услуги скорой медицинской помощи часто иногда
Программы по ведению беременности очень редко иногда
Программы «Роды» очень редко иногда
Обслуживание детей по стандартным и индивидуальным программам очень редко иногда
Санаторно-курортное обслуживание иногда очень редко

 

Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом. Индивидуальный клиент как розничный покупатель страховых услуг страховщикам зачастую невыгоден. Дело в том, что большинство клиентов рассматривают медицинское страхование как покупку «абонемента» на определенный вид лечения и тратят на приобретение полиса собственные средства, только когда возникает необходимость в получении медицинской помощи - этим объясняются результаты «иногда» по таким позициям, как роды, программы по ведению беременности, а также отчасти и результаты по позициям «стационарное лечение» и «стоматологическое обслуживание». Чаще всего страхуются люди, имеющие хронические заболевания и стремящиеся минимизировать свои расходы на медицинские услуги.

Для индивидуального клиента средняя цена страхового полиса ДМС в два раза больше, чем для корпоративных клиентов. Высокая стоимость полиса для индивидуальных клиентов, по мнению многих экспертов рынка, является одним из основных факторов, сдерживающих развитие рынка. Дело в том, что рост цен на продукты ДМС значительно опережает рост уровня благосостояния граждан. Поэтому среди физических лиц такие страховки покупают в основном люди со средним и выше среднего достатком.

Порядок расчетов стоимости страхового полиса имеет следующие этапы:

. Определение показателя вероятности наступления страховых событий по каждому виду медицинских услуг, включенных в страховое покрытие по данной программе страхования.

. Определение основной части нетто-ставки (Тосн.) Для определения основной части нетто-ставки используются следующие формулы:

 

 , (21)

 

где q - вероятность появления хотя бы одного из рассматриваемых п событий, включенных в страховое покрытие по данной программе страхования;

S - размер базовой страховой суммы (100 руб.).

. Определение рисковой надбавки (Триск.). Определяется по формулам, приведенным выше.

. Определение нетто-ставки (Тн):

 

 . (22)

 

5. Определение максимальной суммы страхового покрытия (Sм)

 

 , (23)

 

где n - максимальное количество обращений за медицинской помощью одним застрахованным в течение срока страхования;

С - стоимость одного обращения, руб.

. Расчет коэффициента соотношения рисков (К с.р.). Его использование имеет смысл тогда, когда среднее число обращений за медицинской помощью застрахованных меньше, чем максимальное. Использование этого коэффициента позволяет снизить размер страхового тарифа.

 , (24)

 

где S с.р. - среднее страховое покрытие;

 

 , (25)

 

где - среднее количество обращений за медицинской помощью одним застрахованным в течение срока страхования.

7. Определение нетто-стоимости страхового полиса по ДМС (Пн):

 

 , (26)

 

где Т н - нетто-ставка в %.

8. Определение брутто-стоимости полиса по ДМС (Пб):

 

 , (27)

 

где d - доля нагрузки в составе брутто-ставке.

Страховым случаем считается обращение застрахованного за медицинской помощью в поликлинику. Уточним, что одно обращение предполагает одно или несколько посещений поликлиники.

Комплексные программы формируются с учетом потребностей страхователя. Страховые компании обычно предлагают полисы ДМС, включающие в себя:

) амбулаторно-поликлиническую помощь;

) безоперационный стационар;

) комплексное медицинское обслуживание;

) скорую медицинскую помощь;

) лабораторные исследования.

Большинство страховых компаний предлагают именно комплексные программы ДМС, включающие в себя различные виды базовых медицинских программ (амбулаторно-поликлиническая помощь, стационар, стоматология и выезд скорой помощи). При этом проведенное исследование показало, что корпоративные и индивидуальные клиенты несколько по-разному формируют выбираемые для себя программы ДМС. На примере таблицы 4 можно увидеть распределение востребованности отдельных услуг, включаемых в пакет ДМС, по категориям клиентов.

Здесь следует сказать о том, что есть ряд рисков, которые не подлежат страхованию. Как правило, к ним относят онкологические заболевания, осложнения, вызванные врожденными пороками, заболевания, вызванные употреблением наркотических средств и алкоголя, СПИД.

По данным Челябинской области находим вероятность наступления страхового случая (Приложение 1), то есть обращения за амбулаторно-поликлинической помощью:

р = [1-(1-0,0391) · (1-0,0177) · (1-0,0077) · (1-0,0199) · (1-0,0403) · (1-0,3195) · (1-0,0434)· (1-0,0823) · (1-0,0498) · (1-0,0478) · (1-0,0706)] = 1 - 0,44 = 0,56. (не совпадают с приложением)

Для получения более достоверного показателя вероятности наступления страхового случая можно взять данный показатель за ряд лет и рассчитать его значение с отклонением.

Далее рассчитываем убыточность страховой суммы - ВС. Поскольку страховая сумма призвана ограничить предел в расходах на лечение, ориентируемся на максимальное число посещений одного обратившегося за медицинской помощью. По данным медицинской статистики среднее число посещений, приходящееся на одно обращение, в Челябинской области составляет 8, максимальное число посещений - 14. Средняя стоимость одного посещения примерно равна 300 руб. Отсюда убыточность страховой суммы составляет 0,29 (4·300/14·300).

Если отсутствуют необходимые данные для расчета убыточности страховой суммы, то можно принять рекомендуемый в Методиках расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования данный показатель в размере не ниже 0,3.

Основная часть нетто-ставки равна:

Но= 0,29·0,56= 0,1624

Рисковая надбавка рассчитывается по формуле в связи с тем, что отсутствуют данные о числе заключенных договоров страхования и прогнозируемое их количество не всегда является достоверным. Показатель гарантии безопасности принимается в размере 95%, что соответствует α(γ)=1,645.

Среднеквадратическое отклонение равно 0,215.

Далее производим расчет полной нетто-ставки и тарифной ставки по амбулаторно-поликлинической помощи.

Показатель вероятности обращения за медицинской помощью (q=1,645) представляет собой среднюю вероятность, исчисленную за пять лет.

) определяем рисковую надбавку как произведение нетто-ставки, и среднеквадратического отклонения.

Нр=0,1624·1,645·0,215=0,057 %,

где 1,645 - коэффициент гарантии безопасности. При таком коэффициенте вероятность того, что мы не выйдем за пределы отклонений от средней за тарифный период вероятности, составит 95%. А если взять коэффициент, равный 2, степень уверенности в том, что размер тарифа достаточен, составит 98%. Это постоянные величины.

Рассчитаем нетто-ставку как сумму основной части нетто-ставки и рисковой надбавки:

Нст=0,1624+0,057=0,2194

Бруто-ставка определяется как отношение нетто-ставки к нагрузке, с учетом среднестатистической ставки месячной инфляции - 2%.

Бст=0,2194*(1-0,02)=0,215 %.

Таблица 6 - Расчетная стоимость полисов для ДМС в Страховой группе «Спасские ворота»

Вид услуги

Стоимость

Особенности
  Корпоративные клиенты Индивидуальные клиенты  
Амбулаторное лечение в том числе: - диагностические лабораторные и инструментальные исследования; - амбулаторно-поликлиническая помощь, консультации и другие профессиональные услуги врачей; - физиолечение. от 5937,5 руб. в т. числе стоимость лечения: (стоимость лечения со скидкой от учреждения для корпоративных клиентов 20% - 5000); - страховой тариф со скидкой 25% - 937,5 руб. от 7500 руб. в том числе: - стоимость лечения: 6250 руб. (среднее значение по городу Челябинску) - страховой тариф - 1250 руб. Для корпоративных клиентов действуют скидки от количества полисов

 

Из таблицы 6 видно, что стоимость для индивидуального клиента больше на 1562,5 руб., чем для корпоративного в связи с тем, что и медицинские учреждения и страховые компании предоставляют скидки корпоративным клиентам.

 

Таблица 7 - Исходные данные для расчета премии. (ОТКУДА ВЗЯТЫ ДАННЫЕ)

Класс страхового продукта

Тарифная ставка, %

Потенциальное количество договров, ед.

Вероятность наступления страхового случая, %

Страховое покрытие, тыс.руб.
1

2

3

4

5
1) амбулаторно-поликлиническая помощь

21,5

75

35,3

75

2) безоперационный стационар

1,59

5

1,4

100

3) комплексное медицинское обслуживание

1,5

15

5,5

65

4) скорую медицинскую помощь

1,6

35

2,5

46

5) лабораторные исследования

1,53

20

4,58

40

                 

 

Из таблицы 7 видно, что наибольшая вероятность наступления страхового случая у амбулаторного лечения, наименьшая - у безоперационного стационара.

Вопрос клиентской лояльности и выбора индивидуальным клиентом страховой компании является, бесспорно, важным при рассмотрении ДМС. Как показал опрос, наиболее значимым фактором при выборе страховщика является репутация страховой компании (90% опрошенных). Потребители, как правило, черпают ее из открытых источников информации, также обращая (в том числе и бессознательно) внимание на частоту упоминания бренда в рекламе (медийной, уличной и так далее). Таким образом, маркетинг бренда оказывает прямое воздействие на потенциальное привлечение клиента. При этом 78% опрошенных при выборе страховой компании исходили бы из советов «группы доверия» - родственников и близких знакомых; это свидетельствует о потенциально высокой эффективности вирусного маркетинга.

Для реализации нового страхового продукта необходимо рассчитать стоимость страхового продукта и разработать план его продвижения. Исходя из маркетингового плана компании могут быть использованы следующие методы продвижения и приняты следующие рекомендации.


Таблица 8 - Стратегия продвижения нового страхового продукта

Вид услуги Основной покупатель Методы продвижения Рекомендуемый минимальный объем продаж (на основе анализа прошлых лет)
ДМС для корпоративных клиентов Предприятия Челябинска и Челябинской области 1. Реклама в деловой литературе в виде статьи о пользе ДМС 2. Продвижение посредством встречи менеджеров по продвижению страховых продуктов с руководителями предприятия 3000 полисов всего, из них на ДМС - 200 (в.т.ч. 150 - юридические лица, 50 - физические лица)
ДМС для частных лиц Житель Челябинска или Челябинской области с достатком выше среднего 1. Реклама на радио, телевидении, в печатных изданиях 2. Рекламные плакаты в медицинских учреждениях города 3. Подписание конрактов о сотрудничестве с частными клиниками города (Лотос, Днк-клиник и др.)  

 

Данные таблицы 8 говорят о том, что стратегию продвижения нового страхового продукта следует разделить на 2 направления - для юридических и физических лиц, при этом прогнозные объем продаж, рассчитанный на анализе объемов прошлых лет, составляет соответственно 150 и 50 полисов.

Рассмотрим какой эффект ожидается от внедрения нового продукта.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: