Речевая симптоматика дислексии

Замена и смешение звуков при чтении – чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замена графически сходных букв (х-ж, п-н, з-д и др.).

Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова: буквы называются поочередно, «бухштабируются».

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройство технической стороны.

Аграмматизмы при чтении проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступенях овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Бедность лексического запаса, неточность употребления слов обнаруживаются только на стадии овладения навыком чтения, и то в легких случаях.

Неречевая симптоматика дислексии

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза), недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Это позволяет сделать вывод, что у детей:

– наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой сторон, верха и низа;

– отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы;

– выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).

Психологический аспект дислексии

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит свое отставание на фоне успехов одноклассников. Обычно дети 6–8 лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию. Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать. Кто-то говорит, что в раннем детстве, кто-то настаивает, что надо подождать, потому что в младшей школе проблемы с чтением и письмом могут объясняться другими причинами, но все же очень хотелось бы, чтобы эти нарушения были распознаны и обращение к специалисту не откладывалось. Позаботьтесь о будущем своих детей!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: