Задача. Построить недостающие проекции шара со сквозным призматическим вырезом и натуральную величину сечения проецирующей плоскостью (рис.39).
Анализ:
1. Призматический вырез определяется тремя фронтально проецирующими плоскостями α, β и γ, попарно пересекающимися по прямым АВ и СD. Каждая из плоскостей пересекает поверхность по окружности.
2. Фигуры сечения симметричны относительно плоскости σ║П2.
3. На фронтальную плоскость проекций все фигуры сечения проецируются в виде отрезков прямых линий.
4. На горизонтальную плоскость проекций фигура сечения проецируется плоскостью α в натуральную величину, плоскостью γ - в отрезок прямой линии, плоскостью β – в эллипс.
5. На профильную плоскость проекций фигура сечения проецируется
6. плоскостью α в отрезок прямой линии, плоскостью γ – без искажения, плоскостью β – в эллипс.
Рис.39
Решение:
1. Определяем А,В,С и D рёбер призматического выреза.
|
|
2. Определяем опорные точки E, G, M, N, F и К сечения сферы плоскостью β, затем промежуточные точки 1,2,3 и 4.
3. Определяем опорные точки P,Q и Т сечения сферы плоскостью α.
4. Строим горизонтальные и профильные проекции фигур сечения поверхности шара заданными плоскостями.
5. Строим натуральную величину сечения А-А шара с учётом призматического выреза в нём.
6. Строим натуральную величину сечения Б-Б.
7. Выполняем окончательное оформление чертежа.
8. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Крылов Н.Н. Начертательная геометрия: Учебник для студентов строительных специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 2002.
2. Короев Ю.И. Начертательная геометрия: Учебник для студентов архитектурных специальностей высших учебных заведений. – М.: Архитектура – С, 2006.
3. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование: Учебник для строительных специальностей вузов. – М.: Высшая школа, 2003.
4. Фролов С.А. Начертательная геометрия: Учебник для вузов. – М.: Машиностроение, 1968.
5. Власов М.П. Инженерная графика: Учебник для вузов. – М.: Машиностроение, 1979.
6. Лагерь А.И., Колесникова Э.А. Инженерная графика: Учебник для инженерных-технических вузов. – М.: Высшая школа, 1985.