Пояснительная записка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

Кафедра уголовного права и процесса

 

Утверждаю.

Декан факультета

_______________В.В. Захаров

                                                                 «___» _______________ 200___ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«Уголовно-исполнительное право»

 

Специальность 030501 (021100) Юриспруденция

Специализации: Уголовное право

                      Государственное право

                      Гражданское право

 

 

Юридический факультет

Очная, заочная формы обучения

 

 

Курск 2008

 

Рецензенты:

 

И.Б. Лагутин, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса;

Р.Г. Калуцких, кандидат юридических наук, председатель Советского районного суда.

 

 

Рабочая программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право»

[ Текст ]  сост. Е.А. Локтионова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. – __с.

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Специальность 030501 (021100) Юриспруденция. – М., 2000.

 

«___» ________________ 200___ г.

 

Составитель ________________ Е.А. Локтионова

 

 

ã Е.А. Локтионова, 2008.  
ã Курский государственный университет, 2008.                                                             

Лист согласования рабочей программы

Дисциплины «Уголовно-исполнительное право»

 

Специальность 030501 (021100) Юриспруденция

 

Юридический факультет

Очная, заочная формы обучения

 

2008/2009 учебный год

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры уголовного права и процесса протокол № 1 от _____________ 200__ г.

 

Заведующий кафедрой _________________ И.Б. Лагутин

 

Составитель ___________________________ Е.А. Локтионова

 

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ _____________ Н. А. Пархоменко, «__»_______200__ г.

 

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

____________________ О. В. Терещенко, «___» ______________ 200__ г.

 

 

Председатель методической комиссии по специальности

____________________ В.В. Захаров, «___» _________________ 200__ г.

 

 

Изменения в рабочей программе дисциплины

«Уголовно-исполнительное право»

На 2011-2012 учебный год

Утверждаю.

Декан юридического факультета

_______________________О.В. Харсеева

«__» _______________20___г.

 

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. В 2011 году изменилось название вуза с «Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курский государственный университет» на «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курский государственный университет».

2. Внести изменение в раздел «Содержание курса». В название темы 3 «Международно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными» включить «Уголовно-исполнительное право зарубежных стран». В теме 3 включить подпункт «Пенитенциарное право ФРГ», «Пенитенциарное право Франции», «Пенитенциарное право США», Пенитенциарное право Японии.

3. В тему 8 «Исполнение наказания в виде лишения свободы» включить подпункт «Дифференциация исполнения лишения свободы в зависимости от вида лишения свободы и установленного в нем режима».

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовного права и процесса, протокол №1 от 27 сентября 2011 года.

 

 

Заведующий кафедрой ______________________И.Б. Лагутин

 

Составитель _____________________Е.А. Локтионова

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ ______________И.Я. Благирева, «___» __________2011г.

 

Изменения в рабочей программе дисциплины

«Уголовно-исполнительное право»

На 2009-2010 учебный год

Утверждаю.

Декан юридического факультета

_______________________В.В. Захаров

«__» _______________20___г.

 

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

1. Изменить вопросы к зачету (Приложение 1).

2. Добавить в список основной литературы следующий учебник:

· Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов, доп. МО РФ / под ред. В.И.Селиверстова.7-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2009. 352 с.

· Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / под ред. В.И. Селиверстова. М.: Проспект, 2009. 400с.

 

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовного права и процесса, протокол №1 от 27 сентября 2011 года.

 

 

Заведующий кафедрой ______________________И.Б. Лагутин

 

Составитель _____________________Е.А. Локтионова

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ ______________Н.А. Пархоменко, «___» __________2011г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина входит в Региональный компонент общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (021100) Юриспруденция.

     Уголовно-исполнительное право - отраслевая юридическая наука, изучающая закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

     Учебный курс построен на систематизированном отражении уголовно-исполнительного законодательства, основных положениях науки уголовно-исполнительного права и включает в себя Общую и Особенную части, что соответствует построению Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

     В первой (Общей) части изучаются концептуальные вопросы теории уголовно-исполнительного права: законодательство, его характеристика, история; международные акты и стандарты в рассматриваемой области; правовое положение лиц, отбывающих наказания; система учреждений и органов, исполняющих наказания.

     Вторая часть курса соответствует Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса РФ, посвященной правовой регламентации исполнения основных и дополнительных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, исполнению лишения свободы. В данном разделе рассматриваются военно-пенитенциарные вопросы, нормативное регулирование процесса освобождения от наказания, помощь освобожденным лицам и контроль за ними.

Основная цель изучения дисциплины - дать систематизированные, полные и разносторонние знания в указанной сфере, необходимые для их профессиональной деятельности; подготовить специалистов по вопросам правового положения осужденных; изучить основы уголовно-исполнительного производства; овладеть навыками анализа и обобщения литературы по проблемам уголовно-исполнительного права.

            Уголовно-исполнительное право, как учебная дисциплина ставит задачу сформировать у студентов представление об уголовно-исполнительном праве как особой отрасли права РФ; уяснить сущность и содержание нормативных актов в указанной сфере; сформировать навыки защиты законных прав и интересов. Особое место в кругу задач изучения дисциплины занимают порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний, виды исправительных учреждений, режим отбывания, а так же направления и методы воспитательной работы с осужденными.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а также с учетом примерной программы дисциплины «Уголовно-исполнительное право» Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации.

 В результате изучения дисциплины студент должен:

· иметь представление об истории становления, развития и реформировании уголовно-исполнительного законодательства РФ; основных направлениях уголовно-исполнительной политики, о единстве и взаимосвязи отраслей законодательства, регламентирующего системное воздействие на преступность; процессе исполнения уголовных наказаний и проблемах, возникающих при их осуществлении, средствах исправления осужденных;

· знать содержание международного и российского законодательства в пенитенциарной сфере, направления уголовно-исполнительной политики, порядок исполнения конкретного вида наказания; права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы, правовые и социальные гарантии несения службы, правовое положение осужденных;

· уметь использовать основы уголовно-исполнительного права в целях общей и индивидуальной профилактики преступлений при исполнении своих должностных обязанностей; защищать интересы личности, общества и государства; аргументировано и убедительно отстаивать свои позиции, опираясь на теоретические знания и предписание закона;

 

Основные идеи курса.

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина является неотъемлемым элементом полноценного профессионального высшего юридического образования.

Уголовно-исполнительная система – важный социально-правовой институт государства, от эффективного функционирования которого в значительной степени зависит состояние законности, защищенности общества и граждан. За годы своего существования она прошла сложный путь становления и развития, претерпела многие преобразования.

Реформа уголовно-исполнительной системы России в настоящее время направлена на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, сокращение числа граждан, находящихся в местах лишения свободы, улучшение условий их содержания. С этой целью принят ряд Федеральных законов, направленных на дальнейшую гуманизацию прядка отбывания наказания, расширен перечень осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, сокращены сроки, по истечении которых возможно условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом. Поправки, внесенные в Уголовно-исполнительный кодекс, учтены в содержании курса учебной дисциплины.

Одновременно с перестройкой законодательства осуществляется реформа организации деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Уголовно-исполнительная система вступила в новый этап развития, связанный с созданием Федеральной службы исполнения наказаний, реализацией административной реформы, исполнением наказаний в виде обязательных работ, изменениями социально-значимых характеристик личности осужденных, последовательным выполнением международных обязательств РФ.

Особое внимание уделяется мерам, направленным на профилактику пенитенциарного рецидива. Одной из таких мер является оказание социальной помощи лицам, освобождающимся из мест заключения.  

Изменения в уголовно-исполнительной политике РФ обусловили совершенствование процесса изучения уголовно-исполнительного права как учебной дисциплины, с учетом всех изменений, внесенных в УИК РФ, правительственные и ведомственные нормативные правовые акты.

     

     Ведущие дискуссионные темы.

Многие вопросы, рассматриваемые в рамках изучаемой дисциплины, носят проблемный, дискуссионный характер, в частности:

· ухудшение социальной характеристики граждан, поступающих в места лишения свободы и проблемы применения к ним средств исправления;

· совершенствование института помилования;

· плюсы и минусы санкций, альтернативных лишению свободы;

· проблемы реализации международных пенитенциарных стандартов;

· акты об амнистии и проблемы их реализации;

· длительные сроки содержания в колониях, их негативное воздействие, необходимость совершенствования нормативной базы;

· институт отсутствие детальной законодательной регламентации условий и порядка представления к условно-досрочному освобождению;

· смертная казнь в России.

Приоритетные формы, методы, технологии обучения.

     При изучении курса применяются различные виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, индивидуальные занятия, консультации, самостоятельная работа.

     Лекции  предназначены для освещения наиболее сложных, принципиальных и новых вопросов и служат организующим началом работы студентов.

     Семинарские занятия проводятся для углубления и закрепления знаний, полученных при изучении соответствующих тем. Семинарские занятия могут проводиться в форме опроса студентов по изученной теме, защиты рефератов, тестирования и т.д.

Основными видами самостоятельной работы студентов по дисциплине являются:

- работа с конспектом лекций, учебной и специальной литературой;

- изучение нормативно-правовых источников;

- изучение практической деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания посредством экскурсии в исправительные учреждения Курской области, написание эссе

- подготовка рефератов, докладов, сообщений;

- решение задач.

Темы и вопросы для самостоятельной работы,а также задания для самостоятельной работы и формы контроляопределены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебной и научной литературы, нормативно-правовой базы; темы рефератов и дискуссий; тестовые задания.

     Консультации - одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету и экзамену, а также при необходимости перед семинарами, проводимыми в форме ролевой игры.

     Формой контроля уровня знаний студентов и степени усвоенности изученного материала является опрос студентов преподавателем на семинарском занятии, выполнение студентом тестовых заданий, защита студентом реферата.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен после прохождения всего курса. Для студентов заочной формы обучения (3,5 года) итоговой формой контроля является зачет.

Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса. Студент получает оценку "отлично", если правильно, грамотно, полно и аргументировано ответит на оба вопроса билета. Оценка «хорошо» выставляется студенту, давшему правильный, но неполный или не аргументированный ответ на один или оба вопроса билета. Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он не ответил или не правильно ответил на один вопрос билета. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не ответил или ответил не верно на оба вопроса билета.

Зачет проводится по представленным в настоящей программе вопросам. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он в полной мере ориентируется в предложенных вопросах, отвечает на дополнительные вопросы, владеет изученной юридической терминологией. «Незачтено» выставляется в случае, если студент не отвечает на предложенные вопросы, а также на дополнительные вопросы, не владеет основными понятиями.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общая часть

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ

Понятие, предмет, метод и принципы уголовно-исполнительного права РФ. Источники уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения. Уголовно-исполнительное законодательство. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и времени. Структура и содержание Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Уголовно-исполнительная политика. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права и связь с другими науками.

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВА РОССИИ

Наказания, установленные в первых кодифицированных нормативно-правовых актах. Судебник 1497 и 1550 гг. Соборное Уложение 1649 г. Артикул воинский. «Положение о тюрьмах» 1778 г. Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1931 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Подготовка и проведение тюремной реформы XIX – начала XXвв. Регулирование исполнения уголовных наказаний в первые годы советской власти (1917-1924). Исправительно-трудовой кодекс РСФСР1924.

30-50-е годы: система исправительно-трудовых лагерей, колоний, тюрем. ГУЛАГ ОГПУ. Использование труда осужденных в восстановлении народного хозяйства. Советское исправительно-трудовое законодательство и система в период 1950-1980. Развитие уголовно-исполнительного права и законодательства в период реформ (1985-1996).

 

ТЕМА 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ

Классификация международно-правовых стандартов в пенитенциарной сфере. Универсальные международные стандарты. Стандарты, относящиеся к должностным лицам. Стандарты, применяемые к отдельным категориям правонарушителей. Международное сотрудничество в пенитенциарной сфере. Реализация международных стандартов в уголовно-исполнительной политике и системе России. 

 

ТЕМА 4. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Виды учреждений и органов, исполняющих уголовные  наказания и их классификация. Следственный изолятор. Исправительные колонии общего, строгого, особого режима. Колонии-поселения. Тюрьмы. Лечебно-профилактические учреждения. Лечебно-исправительные учреждения. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы: международный, контроль органов государственной власти, судебный, прокурорский надзор, ведомственный контроль, общественный.  

Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания. Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Меры безопасности, основания применения к осужденным физической силы, специальных средств принуждения и оружия. Правовая и социальная защита сотрудника уголовно-исполнительной системы.

 

ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

Понятие правового положения осужденных. Правовой статус осужденного и его виды. Юридические обязанности, субъективные права и законные интересы осужденного. Правовое положение лиц, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества. Дисциплинарные меры, характеризующие правовой статус лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Правовое положение лиц, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы, осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства. Права и обязанности лиц, отбывших наказание. Обращение осужденных по вопросам, связанным с нарушением их прав, порядок рассмотрения таких обращений. Правовые последствия отбытия уголовных наказаний.

Особенная часть

 

ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА.

Классификация наказаний, не связанных с изоляцией осужденного. Порядок исполнения исправительных работ и обязательных работ. Порядок наложения и исполнения уголовного наказания в виде штрафа. Нарушение и уклонение порядка отбывания. Ответственность.

Исполнение наказания в виде штрафа. Последствия уклонения от уплаты штрафа. Организация и порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде ограничения свободы. Виды контроля при исполнении наказания в виде ограничения свободы. Контроль за лицами, условно-осужденными.

 

ТЕМА 7. СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ ЛИЦ, ПОДОЗРВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Основания применения заключения под стражу. Виды мест содержания под стражей: следственные изоляторы УИС, следственные изоляторы органов ФСБ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск федеральной службы безопасности.

Режим в местах содержания под стражей. Правовое положение лиц, содержащихся под стражей. Обеспечение изоляции и предотвращение правонарушений в местах содержания под стражей.

 

ТЕМА 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

     Общие положения исполнения наказаний в виде лишения свободы. Места отбывания лишения свободы. Порядок направления осужденных к местам отбывания наказания, порядок приема. Классификация осужденных и их распределение по исправительным учреждениям.

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях. Предоставление осужденным свиданий, телефонных переговоров. Получение почты, посылок и денежных переводов, переписка. Порядок приобретения и хранения осужденными предметов первой необходимости, личных вещей, литературы, письменных принадлежностей. Передвижение осужденных без конвоя и сопровождения.

 

ТЕМА 9. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Понятие, содержание, функции режима. Средства обеспечения режима. Режим особых условий.

Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов, колонии-поселении, тюрьмах. Воспитательные колонии. Изменение режима и условий отбывания в период отбывания наказания. Система социальных лифтов. Нарушение и злостное нарушение режима. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным. Особенности отбывание наказания осужденных к пожизненному лишению свободы и женщин.

 

ТЕМА 10. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Труд, как средство исправительного воздействия осужденных. Правовое регулирование труда осужденных. Воспитательная работа в местах лишения свободы, ее формы и методы. Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях. Профессиональное образование и виды профессиональной подготовки осужденных. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

 

ТЕМА 11. ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Общие и специальные виды воинских наказаний. Правовое регулирование порядка исполнения специальных видов наказаний. Ограничение по военной службе: сущность, режим отбывания и порядок исполнения, основания и порядок прекращения. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими. Меры поощрения и взыскания.

Арест, направление осужденных на гауптвахту, порядок приема. Режим отбывания ареста. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. Порядок направления и режим содержания в дисциплинарных частях. Порядок исполнения наказания в виде лишения воинского звания. Восстановление в воинском звании.

 

ТЕМА 12 ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Основания, порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Основные точки зрения, дискуссии по вопросу об отмене смертной казни в свете международных обязательств России. История применения смертной казни в России. Практика назначения смертной казни. Правовое положение лиц, осужденных к смертной казни. Условия содержания осужденных до приведения приговора к исполнению. Порядок обжалования приговоров к смертной казни. Процедура помилования и порядок ее назначения. 

 

ТЕМА 13. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Виды освобождения от отбывания наказания: отбытие полного срока наказания, назначенного приговором суда, освобождение вследствие отмены приговора суда и прекращения дела производством, условно-досрочное освобождение, замена неотбытой части наказания более мягким видом, освобождение от наказания в связи с болезнью, отсрочка отбывания наказания. Амнистия. Помилование.

Подготовка осужденных к освобождению от отбывания наказания. Порядок освобождения осужденных. Правовое положение лиц, отбывших наказание. Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания. Контроль за лицами, отбывшими уголовное наказание.

 

ТЕМА 14 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА И ВОСПИАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера. Виды принудительных мер медицинского характера, особенности исполнения. Продление изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера. Соединение принудительного лечения с отбыванием наказания.

Меры воспитательного воздействия, применяемые, к несовершеннолетним правонарушителям. Учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Порядок отбывания наказания, освобождение.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: