Теория и методология профориентации

Профориентация и профконсультирование

Григорова Зинаида Николаевна

Профориентация – целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации.

Где найти? Центр занятости (психолог занимается профориентацией со взрослыми людьми).

Направления:

· проф просвещение

- ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности

- знакомство с социально-экономическими (з/п) и психофизиологическими (противопоказания) особенностями разных профессий

- информирование о потребностях общества в тех или иных профессиях

· проф пропаганда

· проф консультирование (разновидность психологической консультации, когда консультант помогает сделать выбор, главное – подготовка к самостоятельному выбору)

· проф отбор (ориентирован на заказчика)

· предварительная проф диагностика - выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии (профориентационные тесты – Е.А. Климов (ДДО, ОПГ), Тест Гилфорда, на темперамент, способности, уровень агрессии и т.д.)

ДДО (дифференциально-диагностический опросник):

1.а                  6. б                     11. б               16. б

2. а                 7. б                     12. а                17. а

3. а                 8. а                      13. а                18. б

4. б                9. б                     14. б               19. а

5. б                10. б                   15. а                20. б

П (человек-природа) – 1, Т (человек-техника) – 3, Ч (человек-человек) – 7, З (человек-знаковая система) – 4, Х (человек –художественный образ) – 5

0-2 интерес к профессии не выражен

3-6 интерес выражен в средней степени

7-10 интерес к профессии ярко выражен

История профориентации

Середина 3-го тыс. до н.э. – Вавилон: испытания выпускников школ, готовивших писцов

                                         - Китай: профессия правительственного чиновника

У профориентации глубокие корни, необходимость в профессиональном отборе была всегда.

История профориентации началась намного позже. Стала набирать силу, когда появилась тенденция к дифференциации наук. Активное развитие производства - появилась практическая потребность в распределении рабочих на различные трудовые операции в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Основателем научного изучения профессиональных различий является английский ученый Фрэнсис Гальтон.

Первое бюро по профориентации – 1908 г. Бостон à Нью-Йорк

Положения, которыми руководствовалось бюро:

- по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору

- профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай

- никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта

- молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу за удобную или случайно подвернувшуюся работу

 - выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательней профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий

Родоначальник психотехники – профессор Мюнстерберг.

Первая Мировая война 1914-1918 требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для войны интеллектуальными и физическими качествами. Перевооружение промышленности, развитие технических средств à актуальной стала проблема человек – техника. Вопрос соотнесения особенностей человека с требованиями профессии.

Психологические причины появления профориентации: возникла проблема свободы выбора (что раньше было неактуально – дети продолжали дело родителей), страха перед ответственностью.

В России первая служба по приискания работы появилась в 1897г., но только в годы Первой Мировой войны эти службы приобрели государственный статус. Были выделены 4 типичных выбора:

1) согласно семейным традициям

2) случайный, необдуманный выбор

3) выбор по призванию

4) выбор по расчету

Проблема труда и профориентации была важнейшей темой марксисткой идеологии à в Советской России этому уделялось много внимания. ЦИТ (Центральный институт труда) был открыт в 1921г. по распоряжению Ленина, была специальная лаборатория, которая занималась вопросами профориентации.

В 1922г. был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии (Крупская).

В 1924г. появилась лаборатория профконсультации при институте мозга в Ленинграде.

В школе вопросами профориентации занимались педологи (функции психолога и педагога).

В 1932г. был создан штаб по координации и исследовании проблем школьной профориентации. Т.о., в период нэпа и в начале 30х гг. профориентации активно развивалась.

1936г. Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса» à тяжелое время для гуманитариев à 1937г. отмена трудового обучения в школе, свертывание профориентационной работы à профориентацию, связанную со свободой выбора, просто запретили.

В конце 50х гг. появились первые диссертации по проблемам школьной профориентации.

В годы брежневского правления профориентация не запрещалась, но уровень разработок был очень низким.

1984г. - Постановление ЦК КПСС, в котором уделялось внимание трудовому обучению и профориентации молодежи. Создание региональных центров профориентации, введение курса в школах «Основы производства и выбор профессии», появление УПК (учебно-производственные комбинаты).

Все это существовало до середины 90х гг., и стало постепенно «разваливаться» (возник всеобщий хаос, произошла переориентация на коммерческую основу) à все услуги стали платными.

1995г. – Съезд профориентации в Перми.

 

Теория и методология профориентации

Теория профориентации – форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов: профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирование ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах.

Принципы:

1) пр-п сознательности в выборе профессии: стремление удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести пользу обществу

2) пр-п соответствия выбираемой профессии потребностям общества: связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение приводит к несбалансированности в системе кадров

3) пр-п активности в выборе профессии: профессию надо активно искать самому

4) пр-п развития: отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и мастерства, возможность удовлетворять культурные потребности в личности, потребности в жилье и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: