Программные требования дисциплине «Психология и педагогика»,
по разделу «Педагогика», ОДО
Сост. к.пс.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики
Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Цель дисциплины (раздела) – формирование основ профессиональной компетентности студентов; создание оптимальных условий для получения студентами знаний и формирования адекватных представлений о возможностях педагогики как науки и практической деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные научные категории («общество», «образование», «развитие», «воспитание», «обучение», «деятельность», «общение», «самоактуализация», «самовоспитание», «управление» и др.), научные подходы, принципы обучения и воспитания, актуальный уровень развития педагогики как науки и практической деятельности, проблемы и перспективы современного образования.
Уметь: анализировать, адекватно оценивать проблемы воспитания и обучения, применять полученные знания в качестве «системы координат» (то есть как ценностную основу) в будущей профессиональной деятельности, уважительно и толерантно относиться к субъектам образовательного процесса.
Владеть: основными приемами и способами планирования, проектирования, самоанализа и оценки педагогической деятельности, навыками конструктивного, диалогического общения с другими субъектами образовательного процесса.
Таблица 1
Тематический план изучения раздела
№ п/п | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | Итого кол-во баллов | ||||||
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
Модуль 1. Современная ситуация в образовании. Обучение как управление учебной деятельностью | ||||||||||||
1.1. | Основные категории педагогики. Актуальные проблемы и перспективы развития современного российского образования | 9 | 2 | 2 | 5 | 9 | 2 | 0 – 12 | ||||
1.2. | Система образования в РФ. Управление образованием. | 10 | 2 | 2 | 4 | 2 | 0 – 4 | |||||
1.3. | Теоретические основы обучения и воспитания. | 11 | 2 | 2 | 5 | 9 | 2 | 0 – 4 | ||||
1.4. | Содержание обучения. Компетентностный подход к содержанию и результатам обучения | 12 | 2 | 2 | 3 | 7 | 2 | 0 – 3 | ||||
1.5. | Методы, дидактические системы и технологии обучения. Инновационные процессы в образовании | 13 | 2 | 2 | 5 | 7 | 2 | 0 – 7 | ||||
Всего: | 10 | 10 | 18 | 36 | 10 | 0 – 30 | ||||||
Модуль 2. Воспитание как приоритет современного образования | ||||||||||||
2.1. | Сущность и содержание современного воспитания | 14 | 2 | 2 | 3 | 7 | 2 | 0 – 9 | ||||
2.2. | Понятие о самовоспитании | 15 | 2 | 2 | 5 | 9 | 2 | 0 – 5 | ||||
2.3. | Семья как социокультурная среда развития личности | 16 | 2 | 2 | 5 | 11 | 2 | 0 – 3 | ||||
2.4. | Современные требования к личности педагога. | 17 | 2 | 2 | 5 | 9 | 2 | 0 – 3 | ||||
Всего: | 8 | 8 | 18 | 36 | 8 | 0 – 20 | ||||||
Итого (часов, баллов): | 18 | 18 | 36 | 72 | 0 – 50 | |||||||
Из них в интерактивной форме: |
| 18 |
| |||||||||
Таблица 2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы | Устные формы | Письменные формы | Итого количество баллов | ||||||||||||||||
Интерактивныке фрпмы раьботы (работа в малых группах, ролевая игра и пр.) | Анализ литерат. Источников и нормативных документов | Презентация проектов, доклад | Тестирование | Эссе, разработка программы | Реферат | ||||||||||||||
Модуль 1 | |||||||||||||||||||
1.1. | 0 – 4 |
| 0 – 8 |
|
| ||||||||||||||
1.2. |
|
| 0 – 4 |
|
| ||||||||||||||
1.3. |
|
| 0 – 4 |
|
| ||||||||||||||
1.4. |
|
| 0 – 3 |
|
| ||||||||||||||
1.5. |
| 0 – 2 | 0 – 3 | 0 – 2 |
| ||||||||||||||
Всего | 0 – 4 | 0 – 2 | 0 – 22 | 0 – 2 | 0 – 30 | ||||||||||||||
Модуль 2 | |||||||||||||||||||
2.1. | 0 – 4 | 0 – 5 |
|
| |||||||||||||||
2.2. | 0 – 1 | 0 – 4 |
|
| |||||||||||||||
2.3. | 0 – 1 | 0 – 2 |
|
| |||||||||||||||
2.4. | 0 – 3 |
|
| ||||||||||||||||
Всего | 0 – 4 | 0 – 10 | 0 – 6 | 0 – 20 | |||||||||||||||
Итого | 0 – 4 | 0 – 4 | 0 – 2 | 0 – 32 | 0 – 6 | 0 – 2 | 0 – 50 | ||||||||||||
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов
№ | Модули и темы | Виды практической и СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | |
Обязательные | Дополнительные | |||||
Модуль 1. | ||||||
1.1 | Основные категории педагогики. Актуальные проблемы и перспективы развития современного российского образования | 1.Анализ и конспектирование научных статей. 2. Тестирование. | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 9 | 5 | 0 – 12 |
1.2 | Система образования в РФ. Управление образованием. | Тестирование | Собеседование по содержанию документов | 10 | – | 0 – 4 |
1.3 | Теоретические основы обучения и воспитания | Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 11 | 5 | 0 – 4 |
1.4 | Содержание обучения. Компетентностный подход к содержанию и результатам обучения | 1.Анализ образовательных стандартов, программ, учебных планов, УМК по дисциплине. 2. Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 12 | 3 | 0 – 3 |
1.5 | Методы, дидактические системы и технологии обучения. Инновационные процессы в образовании | 1. Реферат и доклад (электронная презентация) по теме. 2. Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 13 | 5 | 0 – 7 |
Всего по модулю 1: | 0 – 30 | |||||
Модуль 2 | ||||||
2.1 | Сущность и содержание современного воспитания | 1.Участие в ролевой игре. 2. Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 14 | 3 | 0 – 9 |
2.2 | Понятие о самовоспитании | 1.Разработка программы самовоспитания. 2.Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 15 | 5 | 0 – 5 |
2.3 | Семья как социокультурная среда развития личности | 1. Эссе на тему «Влияние моей семьи на развитие моей личности». 2.Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 16 | 5 | 0 – 3 |
2.4 | Современные требования к личности педагога. | Тестирование | Самостоятельное изучение материала, собеседование | 17 | 5 | 0 – 3 |
Всего по модулю 2: | 0 – 20 | |||||
ИТОГО: | 0 – 50 б. |
Основные задания для самостоятельной работы студентов
Тема 1.5. Методы, дидактические системы и технологии обучения. Инновационные процессы в образовании
Задание: Подготовка реферата, доклада, электронной презентации.
Цель: Оценка обучающих возможностей современного образования.
Методические рекомендации. Реферат включает в себя:
- анализ ключевых идей, лежащих в основе метода, формы или технологии обучения;
- рассмотрение особенностей метода, формы или технологии;
- оценку обучающих возможностей и ограничений метода, формы или технологии.
Возможные темы рефератов, докладов:
1. Методы обучения.
2. Формы организации учебной деятельности (урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации и др.)
3. Понятие об образовательной технологии.
4. Современные обучающие технологии:
- поисково-исследовательская (задачная) технология;
- имитационная (моделирующая) технология;
- технология критериально-ориентированного обучения (полного усвоения),
- технология коллективного взаимообучения;
- технология разноуровневого обучения;
- технология развивающего обучения.
5. Инновационные процессы в образовании.
Требования в оформлению реферата: реферат сдается в печатном виде, на бумаге формата А4, шрифт 14, объем реферата 5 – 6 страниц, текст редактируется в соответствии с традиционными требованиями (выделяются абзацы, ключевые слова и названия выделяются жирным шрифтом), в конце реферата – список используемой литературы.
Форма отчетности: печатная (реферат), устная (доклад), электронная (презентация).