Усть - Камчатского муниципального района
В настоящее время ЖКХ находиться в кризисном состоянии. Одной из причин кризиса в отрасли жилищно-коммунального хозяйства Усть - Камчатского муниципального района является нарастание морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, темпы старения жилищно-коммунального комплекса опережают темпы его реновации и модернизации, что ведет к увеличению рисков возникновения крупных системных аварий. Это требует анализа и поиска наиболее эффективных путей реформирования ЖКХ, исходя из конкретных условий и специфики каждого муниципального образования.
Основным направлением государственной политики в части повышения эффективности бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство является переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства с одновременным развитием системы адресных компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг, финансируемых из бюджетов.
Статистические данные по Усть - Камчатскому муниципальному району в части среднедушевого дохода населения свидетельствуют о том, что 9.300 человек (49,7%) имеют доходы ниже прожиточного минимума.
Размер жилищной субсидии для всех категорий получателей (наниматели, собственники, члены жилищно-строительных кооперативов) должен зависеть от размеров совокупного дохода семьи и рассчитываться как полная компенсация разницы между:
- установленным размером платы для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в пределах социальной нормы жилья в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг (и/или на основании показаний приборов учета);
- максимально допустимым размером собственных расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом максимально допустимой доли этих расходов в совокупном доходе семьи.
Потребность в средствах для предоставления гражданам субсидий и льгот при оплате жилья и коммунальных услуг покрывается за счет бюджетов всех уровней. Предсказать изменения прожиточного минимума и полной стоимости жилищно-коммунальных услуг не представляется возможным. Они могут привести как к росту, так и к снижению потребности в средствах на жилищные субсидии.
Предполагается усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к принципу расчета по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.
В соответствии с проектами законодательных актов по упорядочению механизма предоставления льгот предполагается сохранить льготы либо ввести адекватный механизм предоставления субсидий вне зависимости от уровня доходов следующим категориям граждан: Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и другим. Затраты на эти цели будут обеспечиваться за счет федерального бюджета.
Средства на предоставление льгот отдельным категориям граждан, которым льготы сохраняются независимо от уровня их доходов, составят в 2011 – 2014 годах 599,21 млн. рублей ежегодно.
Льготы военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц подлежат компенсации из федерального бюджета. Потребность в средствах на эти цели составит ориентировочно 49,4 млн. рублей ежегодно. Часть этих средств будет направлена на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в части реформирования действующей системы льгот предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевод льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих), в форму денежных выплат [25, C. 154].
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Собственные же доходы местного самоуправления, то есть постоянные источники, поступления которых регулируются местной властью, не превышают одной четвертой части бюджета. Несмотря на принятые законы о местном самоуправлении, удельный вес местных и закрепленных налогов не достигает 70 % общей величины доходов бюджетов (без учета дотаций). Принятые Бюджетный, Налоговые кодексы мало улучшают доходную базу местных органов управления и не способствуют развитию их самостоятельности.
Объективная убыточность жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время диктует необходимость в средствах на покрытие убытков (обеспечение достаточности текущего финансирования). Традиционным источником этих средств является бюджет, в частности, доходы бюджета от использования муниципальной собственности. Однако часто муниципальная собственность используется нерационально, а реальные поступления от нее в бюджет оказываются ниже возможных. Представляется целесообразным передать эту собственность непосредственно хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере ЖКХ, одновременно освободив местный бюджет от бремени дотирования отрасли.
Так же, необходимо последовательно реализовать кадастровый учет жилья и законодательно установить принцип дифференциации платы за наем в государственном и муниципальном жилищных фондах в зависимости от степени благоустройства, качества и местоположения жилья.
Обеспечение финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования новых экономических отношений в этом секторе экономики и требует решения следующих задач:
- реорганизация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения возможности их полноценного участия в новых экономических отношениях;
- ликвидация дотационного жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В компетенцию органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления Усть - Камчатского муниципального района входит инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющихся задолженностей предприятий жилищно-коммунального комплекса. Таким образом, финансовая стабилизация жилищно-коммунального комплекса зависит от тесного взаимодействия органов власти регионального и муниципального уровней.
Инвентаризация частного сектора в Усть - Камчатском муниципальном районе не проводилась более 15-ти лет. Поэтому достоверная информация о частных жилых домах и их состоянии практически отсутствует. Технические паспорта многоквартирных жилых домов устарели и требуют обновления. Необходимые финансовые затраты на проведение инвентаризации жилищного фонда Усть - Камчатского муниципального района оцениваются в 5 млн. рублей.
Учитывая дефицит средств в районном бюджете работы по инвентаризации жилищного фонда займут по времени 3 года.
Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг может быть обеспечено совместными действиями корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса и администрации Усть - Камчатского района по решению следующих задач:
- постепенный переход на полную оплату потребителями (в том числе, населением) жилищно-коммунальных услуг (включая отчисления на капитальный ремонт);
- ведение учета роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;
- упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;
- исключение из платежей потребителями жилищно-коммунальных услуг предприятиям-поставщикам начислений, связанных с нерациональными расходами, которые будут выявлены в ходе аудита и экспертиз тарифов (включая нерациональные расходы на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры);
- создание прозрачного механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги и обеспечение расходов составляющих этих тарифов (амортизационные отчисления, прибыль, расходы на модернизацию и развитие) строго по целевому назначению.
При этом предполагается, что собираемость платежей населения будет устойчиво сохраняться на уже достигнутом в Усть - Камчатском районе уровне – 70%.
Достаточность финансового обеспечения предприятий, поставляющих жилищно-коммунальные услуги, может быть обеспечена только путем реализации принципа полного возмещения затрат каждому поставщику этих услуг.
Из вышеперечисленного следует, что именно низкая социальная и экономическая результативность проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства, необходимость включения населения в реформы ЖКХ обусловили потребность органов местного самоуправления Усть- Камчатского муниципального района в новой концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства и разработке программы развития ЖКХ Усть - Камчатского муниципального района.
3.2 Разработка программы развития жилищно-коммунального
хозяйства Усть - Камчатского муниципального района
В настоящее время, на уровне органов местного самоуправления Усть - Камчатского муниципального района осуществляется решение следующих задач:
- обеспечение преобразований предусмотренных подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2011 годы в форме создания корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района;
- отработка новых методов работы с лимитами на содержание переданного в муниципальную собственность жилищного фонда;
- развитие нормативно-правовой базы по реформированию жилищно-коммунального комплекса в рамках полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации;
- участие в разработке корпорацией предприятий жилищно-коммунального комплекса основных направлений модернизации отрасли в части жизненно важных для города систем;
- предоставление средств местного бюджета на модернизацию жилищно-коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;
- предоставление гарантий и иных форм поддержки привлечения корпорацией жилищно-коммунальных предприятий г. Петропавловск-Камчатский заемных финансовых средств;
- апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса и технического переоснащения служб.
Для реализации вышеизложенных преобразований предлагается программа реформирования жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского района путем создания корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района, которая обеспечит скоординированную реализацию преобразований жилищно-коммунального хозяйства и проведение активной инвестиционной политики.
Основной целью предлагаемой программы реформирования жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района является финансовое оздоровление ЖКХ и освоение модели бездотационного экономического развития отрасли.
Основные цели программы совпадают с целями подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797, и определяются как:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения (за счет централизации управления основными финансовыми потоками и принятия корпоративных решений по вопросам инвестирования проектов в сфере ЖКХ);
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс (этому будет способствовать появление в отрасли предприятий с преимущественно частным капиталом);
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (за счет обеспечения корпоративного контроля за эффективностью производственной деятельности отдельных звеньев корпоративной системы, а также за счет проведения комплекса мероприятий по коренной модернизации основных фондов).
В качестве инструмента для достижения указанных целей и обеспечения возможности устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса в рыночных условиях выступит корпоративная система управления.
Основные задачи, стоящие перед органами местного самоуправления Усть - Камчатского муниципального района, администрацией Камчатского края и корпорацией предприятий жилищно-коммунального комплекса, заключаются в следующем:
- финансовом оздоровлении жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженностей;
- доведении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня;
- жестком соблюдении установленных стандартов оплаты услуг населением;
- переходе от дотирования жилищно-коммунальных предприятий через граждан к предоставлению категориальных льгот малообеспеченным семьям путем персонифицированной адресной социальной помощи;
- ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
- снижении издержек, повышении качества и доступности жилищно-коммунальных услуг;
- формировании инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг;
- создании взаимосвязанных процедур тарифного регулирования для коммунальных предприятий и локальных монополистов.
Также, в соответствии с подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2011 годы, должны быть обеспечены государственная, региональная и муниципальная поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и гарантий по привлекаемым инвестициям.
По важнейшим направлениям реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования должны быть разработаны соответствующие подпрограммы к общей муниципальной программе.
В целом, программные мероприятия предусматривают переход к новой экономической модели жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района, которая направлена на:
- коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли;
- создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса;
- привлечение частных инвестиций для реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.
Программные мероприятия требуют скоординированной деятельности с одной стороны создаваемой корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района, а с другой – органов государственной власти и местного самоуправления. Они предусматривают:
- обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
- формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг;
- всестороннюю поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
Ключевым моментом реформ в области жилищно-коммунального хозяйства является ликвидация разрыва между расходами и доходами предприятий отрасли, т.е. решение проблемы хронического недофинансирования и создание реальных предпосылок для перехода в режим бездотационного финансирования.
Существуют два принципиальных пути сближения уровней расходов и доходов:
- снижение расходов,
- повышение доходов.
В оптимальном варианте эти два пути должны сочетаться, и каждый из них характеризуется набором конкретных мероприятий.
В программе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на двухстороннее движение к установлению баланса между расходами и доходами в жилищно-коммунальном хозяйстве.
При этом сохраняются прежние воздействия на уровень доходов ЖКХ, однако берется курс на снижение роли бюджетного дотирования. Также снижается роль повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами: поскольку предусматриваются воздействия, способствующие снижению расходов, уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг будет расти при сохранении действующих тарифов. Появляется еще одна форма воздействия на уровень доходов жилищно-коммунального хозяйства – внебюджетная поддержка.
Главный упор будет делаться именно на мероприятия по снижению расходов.
Создание корпоративной системы управления отраслью позволит постепенно перенести бремя расходов по дотированию с местного бюджета на корпорацию предприятий жилищно-коммунального комплекса, привлечь на эти цели внебюджетные активы.
Прежде всего, это активная инновационная политика – разработка и внедрение технических новшеств, кардинально меняющих ситуацию в части нерациональных трат. Инновационные проекты коснуться наиболее затратных видов деятельности ЖКХ и существенно повлияют на стоимость жилищно-коммунальных услуг (а, следовательно, и на экономически обоснованные тарифы).
В условиях дефицита финансовых средств, при выборе инновационных проектов следует отдавать предпочтение тем, которые способны в сжатые сроки и при минимальных затратах кардинально изменить ситуацию в отрасли.
Следует отличать инновационные мероприятия, направленные на коренную модернизацию систем ЖКХ и часто требующие принципиального пересмотра подходов к техническим решениям, от мероприятий, направленных на поддержание систем в состоянии жизнеспособности (текущий и капитальный ремонты), а также от мероприятий с использованием новых технологий, которые преследуют цель улучшений при сохранении сложившейся системы.
Исходя из вышесказанного, необходимо отметить то, что, собственно, инновационные мероприятия требуются тогда, когда сложившаяся система безнадежно устарела (с технической, ресурсной и иных точек зрения) и в принципе не способна эффективно решать поставленные задачи даже при условии внесения определенных улучшений. Большинство проблем жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского района связано именно с бесперспективностью сложившейся системы и требуют инновационных решений.
Меньшее, но также значительное влияние на реальные расходы ЖКХ окажет модернизация основных фондов. Техническое перевооружение отрасли позволит повысить эффективность производства, а также снизить затраты на содержание персонала и текущее обслуживание оборудования.
И, наконец, важную роль сыграют организационно-управленческие мероприятия, способствующие сокращению управленческого персонала, ликвидации многозвенности и внедрению новых экономических отношений между участниками процесса производства.
К организационно-техническим мероприятиям можно отнести широкое внедрение приборов учета поставляемых коммунальных услуг. Это значительно выгоднее применяемых повсеместно нормативных методов. Очевидно, завышенные нормативы потребления являются источниками нерациональных расходов: платить приходится не за фактически потребленные услуги, а за те, которые якобы предоставил поставщик. С другой стороны, иногда нормативы оказываются заниженными (особенно для предприятий и организаций), когда при их разработке не учитываются некоторые объективные потребности в коммунальных услугах. Тогда фактические расходы поставщиков не покрываются доходами, и возникает необходимость дотирования.
Для этого предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса.
Обеспечение финансовой стабильности жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования новых экономических отношений в этом секторе экономики и требует решения следующих задач:
- реорганизация муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения возможности их полноценного участия в новых экономических отношениях;
- ликвидация дотационного жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
В политике доходов берется курс на снижение роли бюджетного дотирования, также снижается роль повышения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами: поскольку предусматриваются воздействия, способствующие повышению уровня оплаты ЖКУ при сохранении действующих тарифов. В программе предусмотрена еще одна форма воздействия на уровень доходов ЖКХ – внебюджетная поддержка, которая включает:
- Организацию деятельности внебюджетной экономической системы поддержки жилищно-коммунального хозяйства.
- Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и
повышения качества жилищно-коммунальных услуг (в рамках корпоративной системы управления).
Выполнение программы целесообразно проводить поэтапно.
На первом этапе предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:
- проведение инвентаризации жилищного фонда Усть - Камчатского района с созданием соответствующей многофункциональной базы данных;
- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (в том числе, населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
- прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- инвентаризация муниципального имущества, находящегося в безвозмездном пользовании жилищно-коммунальных предприятий;
- разработка бизнес проектов инновационного характера, направленных радикальное снижение затрат при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а также имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;
- снижение размеров дотационного финансирования жилищно-коммунального комплекса;
- разработка и проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию на территории Усть - Камчатского района положений Федерального закона РФ «О товариществах собственников жилья»;
- создание реальных предпосылок для перехода на полноценные договорные отношения в жилищно-коммунальной сфере;
- совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В ходе реализации первого этапа программы планируется также привлечение бюджетных ресурсов, а также средств отечественных и международных кредитных организаций для финансирования инновационных проектов в сфере ЖКХ Усть - Камчатского муниципального района. Также планируется:
- в основном завершить формирование законодательной и иной нормативно-правовой базы;
- провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса;
- осуществить комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий, являющихся естественными локальными монополистами.
На втором этапе предполагается обеспечить:
- приватизацию и концессию муниципальных предприятий жилищно-коммунального комплекса для обеспечения их полноценного участия в новых экономически условиях путем объединения в корпоративную систему управления;
- учреждение Центральной управляющей компании и передачу ей полномочий по управлению муниципальным жилищным фондом;
- развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
- создание механизма регулирования естественных локальных монополий;
- развитие концессионных механизмов.
На третьем этапе предполагается силами корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса реализовать стратегические мероприятия, направленные на устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
Корпорация предприятий жилищно-коммунального комплекса Усть - Камчатского муниципального района должна обеспечить скоординированную реализацию этих подпрограмм и проведение активной инвестиционной политики.
На основании вышеперечисленного, можно заключить, что основным критерием для включения в состав программы конкретных направлений и проектов послужила их приоритетность с учетом целей и задач социально- экономического развития страны. В связи с этим программа содержит проекты, реализация которых имеет не только региональное, но и общероссийское значение.
Предлагаемая программа направлена на консолидацию финансовых ресурсов корпорацией предприятий жилищно-коммунального комплекса для решения задачи модернизации отрасли, а также для повышения инвестиционной привлекательности комплекса и снижение рисков инвестирования с целью привлечения в жилищно-коммунальную сферу частных инвестиционных ресурсов.
Залогом успешного проведения инвестиционной политики и модернизации основных фондов должна явиться деятельность, направленная на формирование привлекательного инвестиционного климата.
Предоставление коммунальных услуг любым потребителям, включая бюджетные организации, должно происходить только на основе договорных отношений. В случае неоплаты коммунальных услуг бюджетными организациями должна признаваться кредиторская задолженность соответствующего бюджета перед коммунальными предприятиями, учитываемая при планировании бюджета следующего года.
Переход к полноценным договорным отношениям в сфере коммунальных услуг в принципе невозможен без двух условий:
– включения в договора требований по качеству предоставляемых услуг;
– обеспечения надежного механизма фиксации отклонения значений параметров коммунальных услуг от установленных в договорах.
Наиболее важным является второе условие: без него выполнение первого окажется формальным. В настоящее время отклонения от нормы при поставке коммунальных услуг фиксируются по письменным заявлениям граждан. Достоверность информации должна подтверждаться актом комиссии с участием представителя поставщика услуг. Подобная практика очень трудоемка, отнимает много времени у граждан и должностных лиц, не дает возможности цивилизованно разрешать конфликты. Она не способна эффективно защищать интересы потребителей [37, C. 198].
Представляется целесообразным организовать контроль за качеством основных коммунальных услуг, предоставляемых населению, по следующим параметрам:
Холодное водоснабжение:
- бесперебойная подача воды (с нормативом по времени для допустимых в месяц отключений);
- давление на вводе в дом.
Горячее водоснабжение:
- бесперебойная подача воды (с нормативом по времени для допустимых в месяц отключений);
- температура горячей воды на вводе в дом;
- давление горячей воды на вводе в дом.
Теплоснабжение:
- температура теплоносителя на вводе в дом;
- перепад давлений между прямой и обратной сетями.
Электроснабжение:
- напряжение в сети на вводе в дом;
- частота на вводе в дом.
Отслеживание качественных параметров на вводе в дом позволит четко разделить ответственность поставщиков коммунальных услуг и эксплуатационных организаций, обеспечивающих подачу услуг индивидуальным потребителям.
Контроль за качеством коммунальных услуг будет сочетаться с количественным учетом. Это означает, что внедряемая система приборов учета (квартирных и общедомовых) обеспечит одновременно оба направления. Такой принципиальный подход обуславливает жесткие требования к выбираемым моделям приборов учета. Они должны обеспечивать возможность замера не только количественных, но и качественных параметров.
В Усть - Камчатском муниципальном районе предполагается реализовать модульную схему сбора и обработки информации, в соответствии с ней, каждый многоквартирный дом оснащается управляющим контроллерным устройством с блоком сбора информации на переносные носители. Контроллер обеспечивает запросы приборов учета с установленной выборкой по времени и запись информации. Переносные носители накапливают полную информацию (например, за сутки), которая затем вводится в один компьютер (в соответствующей эксплуатирующей организации). Таким образом, появляется возможность отслеживать полную картину поставки коммунальных услуг в жилые дома, обслуживаемые данной эксплуатирующей организацией. При переходе дома на обслуживание в другую организацию меняется лишь адрес доставки переносного носителя информации.
В рамках модульной схемы организуется сбор минимально необходимой информации по многоквартирному дому (или по группе близко расположенных небольших жилых зданий) с обеспечением передачи оперативных данных эксплуатирующим организациям. В то же время, каждый отдельный модуль оказывается готовым к оснащению компьютером и радиостанцией, т.е. к соответствующему расширению возможностей информационной системы. При этом внедрение схемы с использованием радиосвязи может быть отложено до изыскания достаточных финансовых средств.
Именно четкий контроль за количеством и качеством потребляемых коммунальных услуг может позволить осуществить реальный переход на полноценные и справедливые договорные отношения с предприятиями – локальными монополистами.
Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы к задачам органов государственной власти в части реализации указанной подпрограммы относит следующие:
- создание законодательной, нормативно-правовой и методической базы для реформирования жилищно-коммунального комплекса, для проведения работ по его модернизации и для привлечения частных инвестиций;
- предоставление средств федерального бюджета на финансирование межрегиональных и особо важных проектов по модернизации и технологическим преобразованиям жилищно-коммунального комплекса и тесно связанных с ним ресурсообеспечивающих энергетических комплексов на безвозвратной и возвратной основах;
- предоставление гарантий по привлечению заемных средств от международных финансовых организаций, а также иных форм поддержки привлечения частных заемных средств;
- софинансирование реализации программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
- создание и поддержка эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для достижения целей подпрограммы;
- методическое руководство проведением эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан в ряде субъектов Российской Федерации и подведение его итогов;
- организация и проведение информационной работы среди населения;
- обеспечение контроля за реализацией подпрограммы с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта;
- организация взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления с целью координации хода реализации подпрограммы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Разработка Программы имеет целью повысить уровень обоснованности прогноза экономического и социального развития в области жилищно-коммунального хозяйства, определить основные направления и пути решения народно – хозяйственных проблем и наиболее эффективного использования ресурсов.
Ресурсное обеспечение программы определяется условиями ее реализации в течение 2011 – 2014 годов. Затраты на реализацию программы складываются согласно следующих показателей:
- затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса,
- предоставление гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса в основном ориентированны на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Учтены также ориентировочные потребности на работы по коренной модернизации с использованием новейших технологий.
С целью радикального снижения потерь питьевой воды планируется постепенная замена существующих водоводов на трубы с большим сроком службы по технологии «труба в трубе».
Приоритетными направлениями по сетевому хозяйству, модернизации мощностей систем тепло-, водоснабжения и канализации являются:
- разработка и реализация проекта перевода системы теплоснабжения на газ метан, синтезированный из местных ресурсов, главным образом, твердых бытовых отходов;
- внедрение модульных и блочных котельных (в п. Ключи и п. Козыревск);
- использование современных изолирующих материалов при передаче тепловой энергии;
- проведение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах теплоснабжения;
- очистка внутридомовых систем центрального отопления с использованием новейших технологий.
Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:
- ремонт, утепление и гидроизоляция наружных ограждающих конструкций зданий с одновременным повышением сейсмоустойчивости;
- установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, тепловой энергии, электричества;
- модернизация подводных и внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
- использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования.
Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса являются:
- средства бюджетов всех уровней,
- средства предприятий жилищно-коммунального комплекса,
- частные заемные средства.
Потребность в средствах на реализацию настоящей программы должна уточняться на основании прогноза на соответствующий год. Конкретные объемы средств и направление финансирования за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов будут устанавливаться при утверждении бюджетов на соответствующий год.
Вопросы социальной защиты населения находятся в компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предметом деятельности корпорации предприятий жилищно-коммунального комплекса станут информационное обеспечение и специальные мероприятия по снятию нагрузки на местный бюджет в связи с решением ряда социальных проблем.
Как было указано выше источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением жилищных субсидий, а также установленных законодательством Российской Федерации льгот являются средства бюджетов всех уровней.
Согласно подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, средства федерального бюджета будут выделяться на следующие цели:
- обеспечение поддержки проведения мероприятий по модернизации и реформированию жилищного комплекса в сумме от 0,20 млрд. рублей до 0,89 млрд. рублей ежегодно;
- софинансирование обязательств по предоставлению гражданам жилищных субсидий за счет средств фонда софинансирования и/или фонда компенсаций до 5 млрд. рублей ежегодно;
- погашение части средств займов международных финансовых организаций и софинансирование соответствующих инвестиционных проектов.
За счет средств муниципального бюджета будут осуществляться расходы по:
- общему управлению реализацией настоящей программы;
- мониторингу проведения и оценки проектов, разработанных в рамках настоящей программы;
- содействию в проведении тендеров, нормативно-правовому и методическому обеспечению реализации настоящей программы муниципальным заказчиком.
Конкретные объемы средств, направления и формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов в рамках настоящей программы будут устанавливаться при утверждении муниципального бюджета на соответствующий год.
Важнейшими, перспективными источниками финансирования проектов модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса должны стать частные инвестиции.
Муниципальный заказчик программы в лице администрации Усть - Камчатского района будет осуществлять свои функции во взаимодействии с задействованными в ее реализации подразделениями администрации муниципального образования, предприятиями, а также с корпорацией предприятий жилищно-коммунального комплекса и ее участниками.
Можно заключить, что программа направлена на решение неотложных социальных проблем жизнеобеспечения населения Усть - Камчатского муниципального района. Содержание проектов, раскрывающих цели и задачи программы, определено исходя из объективно складывающейся ситуации в социальной сфере Камчатского края с учетом задач и приоритетов государственной политики.