реализации программы реформирования экономических отношений
и управления жилищно-коммунального комплекса
Усть - Камчатского муниципального района
Как было указано выше, одним из направлений реформированияэкономических отношений и управления жилищно-коммунальным комплексом Усть - Камчатского района может быть создание корпорации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что в корне и принципиально меняет систему экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере муниципального образования, функции и механизмы взаимодействия ее участников, а также организацию финансовых потоков. Такой вариант в полной мере отвечает положениям подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2002 г. № 797.
Корпорация может быть создана на основании Федерального закона Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 г. № 190-ФЗ.
|
|
Финансово-промышленная группа образуется как объединение юридических лиц, которые ставят перед собой определенные цели и задачи, отражаемые в организационном проекте. Среди участников корпорации могут быть представлены организации, созданные на основании закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 02.07.97 г. № 97-ФЗ.
Целями введения корпоративных методов управления отраслью ЖКХ являются:
- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения (за счет централизации управления основными финансовыми потоками и принятия корпоративных решений по вопросам инвестирования проектов в сфере ЖКХ);
- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс (этому будет способствовать появление в отрасли предприятий с преимущественно частным капиталом);
- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (за счет обеспечения корпоративного контроля за эффективностью производственной деятельности отдельных звеньев корпоративной системы, а также за счет проведениякомплекса мероприятий по коренной модернизации основных фондов).
Для достижения указанных целей корпоративная система управления жилищно-коммунальным комплексом будет решать следующие задачи:
|
|
- обеспечение финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунальной отрасли;
- обеспечение условий для снижения издержек и повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса;
- разработка и реализация проектов, направленных на коренную модернизацию жилищно-коммунального комплекса, оказание организационной и финансовой поддержки этим проектам.
Корпорация образуется в порядке, предусмотренном Федеральным Законом Российской Федерации «О финансово-промышленных группах». Существует два основных варианта. По первому варианту вступающие в корпорацию юридические лица на собрании их полномочных представителей:
- подписывают договор о создании корпорации (корпоративный договор);
- учреждают Центральную управляющую компанию (в дальнейшем также – ЦУК) в форме хозяйственного общества (ОАО), передавая в ее уставной фонд по 25% своих уставных капиталов;
- назначают генерального директора центральной компании и дают ему поручение подготовить необходимый пакет документов (в том числе, организационный проект) и провести государственную регистрацию Корпорации в качестве промышленно-финансовой группы.
Организационный проект корпорации в обязательном порядке содержит сведения о целях и задачах ее создания, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и иных результатах деятельности корпорации.
По второму варианту корпорация (промышленно-финансовая группа) создается как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества. Основное общество при этом играет роль Центральной управляющей компании.
Создание корпоративной системы управления жилищно-коммунальным комплексом может осуществляться путем комбинирования двух возможных вариантов. Это значит, что участники корпорации вправе образовывать свои дочерние структуры, которые могут становиться участниками корпорации по инициативе учредителя и по решению руководящих органов корпорации.
Высшим органом управления корпорации является Совет управляющих, включающий полномочных представителей всех ее участников. Компетенция Совета управляющих определяется корпоративным договором.
Центральная управляющая компания осуществляет следующие виды деятельности:
- осуществляет оперативное управление деятельностью участников, направленной на достижение целей и решение задач, предусмотренных организационным проектом;
- выступает от имени участников в отношениях, связанных с ее созданием и деятельностью;
- ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс корпорации;
- готовит ежегодный отчет о деятельности корпорации;
- выполняет в интересах участников корпорации отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Участниками корпорации станут хозяйственные общества с преобладающим частным капиталом в формах ОАО, ООО или потребительских обществ (союзов). Таким образом, хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства будут осуществлять предприятия преимущественно частной формы собственности. Действуя в рамках муниципальных стандартов и тарифов, определяющих стоимость услуг для населения и иных потребителей, новые собственники окажутся заинтересованными в улучшении качества предоставляемых услуг при снижении издержек. Соответственно, появятся экономические стимулы к вложению собственных средств в развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры. Повышение доходности предприятий будет обеспечиваться широким внедрением новых материалов и технологий с коротким сроком окупаемости [58, C. 176].
|
|
Коренным образом будет изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам и иным субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств. Все средства (платежи за жилищно-коммунальные услуги, субсидии и адресные дотации) будут концентрироваться на персонифицированном лицевом счете плательщика (гражданина, организации) и перечисляться на счета поставщиков услуг, с которыми заключены соответствующие договора. При этом выбор сторон по договорам остается за потребителями (плательщиками). Договора в обязательном порядке должны предусматривать ответственность поставщиков услуг за их качество и санкции за предоставление некачественных услуг.
На первый план выходит задача обеспечения эффективного качественно-количественного контроля за поставляемыми населению жилищно-коммунальными услугами.
Затраты на реализацию программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса и предоставлением гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Частичный перевод теплоснабжения на местный энергоисточник (метан из ТБО) позволит сократить расходы на топливо и понизить тарифы на электроэнергию и горячую воду. Учитывая, что эти виды коммунальных услуг в настоящее время дотируются из бюджетов, речь пойдет об экономии бюджетных средств, которые могут быть направлены на иные проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса.
Модернизация жилищного фонда, внедрение альтернативных локальных источников тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой энергии и частично исключат потребность в ремонте и модернизации некоторых котельных и ряда участков тепловых сетей. Тем самым, общая потребность в финансовых средствах на модернизацию жилищно-коммунального комплекса может быть частично компенсирована затратами на модернизацию жилищного фонда и элементов инженерной инфраструктуры.
|
|
В результате, общая потребность в затратах может оказаться ниже расчетной. Снижение потребности в бюджетном финансировании программы может быть учтено при формировании бюджетов на соответствующий год в период реализации программы.
Оценка хода реализации настоящей программы должна производиться ежегодно. Для этого муниципальный заказчик совместно с уполномоченным подразделением администрации муниципального образования должен анализировать и корректировать ход выполнения мероприятий настоящей программы. При необходимости в программу могут вноситься отдельные коррекции.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы будет производиться с помощью системы показателей. Реформирование экономических отношений будет иметь следующие позитивные последствия:
- Обязанности по покрытию убытков переносится с муниципального бюджета на хозяйствующие субъекты, которые будут экономически заинтересованы в повышении эффективности использования муниципальной собственности.
- Потери бюджета от утраты контроля над частью собственности будут компенсированы снижением нагрузки на бюджет, а также увеличением налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов, эффективно использующих собственность.
- Появляется реальная возможность избежать резкого увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги при одновременном росте их качества.
- Повышается способность хозяйствующих субъектов к привлечению внешних инвестиций под гарантии собственности.
В результате преобразований, главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве станут жилищно-коммунальные предприятия, входящие в состав корпорации на правах ее участников, и непосредственный потребитель их услуг – население.
Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения при оплате жилищно-коммунальные услуг за счет промышленных предприятий. Это означает, что исключается практика применения к отдельным группам потребителей тарифов, превышающих экономически обоснованные.
Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет осуществляться за счет привлечения собственных ресурсов участников корпорации, а также привлечения корпорацией заемных ресурсов (в первую очередь, от частных инвесторов - как отечественных, так и иностранных), при необходимости, под государственные и муниципальные гарантии.
Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство района будет осуществляться в ограниченном объеме и являться дополнением к финансированию за счет корпорации.
Между участниками корпорации возникнут конкурентные отношения в части инвестирования собственных проектов развития и модернизации за счет корпоративного инвестиционного фонда. Предоставление таких инвестиций будет осуществляться на конкурсной основе путем рассмотрения бизнес-планов высшим руководящим органом корпорации – Советом участников. Функции контроля за использованием инвестиционных средств возлагаются на Центральную управляющую компанию. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения участниками бизнес-планов, под которые были выделены инвестиции, они будут подвергаться жестким финансовым санкциям.
В результате будет достигнуто:
- общее снижение расходов на содержание не менее чем на 20%;
- привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.
Кроме того, отношения между предприятиями ЖКХ и получателями их услуг перейдут на полноценную договорную основу. В муниципальном секторе произойдет разделение функций собственника жилищного фонда и управления этим фондом: профессиональное управление перейдет в компетенцию Центральной управляющей компании. Будут также усовершенствованы система и принципы регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве. В совокупности все это позволит:
- перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе платежа доли собственных расходов граждан (в пределах действующих социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг);
- обеспечить непосредственное влияние потребителей на объем и качество предоставляемых услуг;
- производить конкурсный отбор подрядных организаций по принципу оптимального соотношения цены и качества;
- стимулировать ресурсосбережение предприятиями жилищно-коммунального комплекса (для снижения производственных издержек) и потребителями (для уменьшения общей стоимости потребляемых услуг).
Реализация новой экономической модели, построенной на корпоративных методах управления активами, даст возможность в перспективе обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность и создать источники привлечения средств, для развития отрасли.
Обобщая можно констатировать, что успешная реализация настоящей муниципальной программы позволит:
- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе и довести уровень износа до 30%;
- повысить хозяйственную независимость предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;
- обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;
- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированной и бесперебойной их поставке, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, в результате выполнения мероприятий программы произойдет повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; повышение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) становится сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики. Многое в работе ЖКХ зависит от правильной и эффективной его организации. В настоящий момент организационная структура жилищно-коммунального хозяйства чрезвычайно усложнена и зачастую не выполняет возложенных на нее задач.
Главной проблемой в муниципальном управлении этой сферой является необходимость сочетания экономического механизма поддержания системы жизнеобеспечения и исполнения социальных стандартов, учет которых позволяет территории обеспечивать свою целостность и безопасность [51,С.113]. И хотя органы местного самоуправления продолжают сохранять контроль за обеспечением основных сфер жизнедеятельности муниципалитетов, схема такого контроля становится намного сложнее, чем в прежние годы. Нынешняя низкая эффективность деятельности жилищно-коммунальных предприятий во многом обусловлена их муниципальным статусом. Находясь на полном муниципальном обеспечении и являясь лишь распорядителями, но не собственниками имущества, они не заинтересованы в развитии этой собственности, в повышении ее доходности, в восстановлении и обновлении основных фондов. Прибыль расходуется нерационально, а бюджет вынужден нести дополнительные расходы.
В муниципальных образованиях практически отсутствует система, регулирующая взаимоотношения между поставщиками и потребителями коммунальных услуг в части их качественного и количественного учета. Отсюда проистекает невозможность эффективно защищать интересы населения и иных потребителей.
Тарифы на коммунальные услуги и размеры их дотирования носят субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций фактически является не компонентом цены услуг, а результатом компромисса между региональными и местными властями). [46,С.35]. И сам порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем издержек, в том числе, средствами аудита, а также не отражает объективных финансовых потребностей предприятий на развитие и замену изношенных основных фондов.
Главная цель реформы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) обусловлена необходимостью принятия кардинальных решений по изменению сложившейся ситуации и проведению мероприятий, направленных на оздоровление текущей ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве страны.
Она декларируется как обеспечение качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-коммунальных услуг. За 15 лет социально-экономического преобразования России принято более 1600 законов и нормативно-правовых положений развития сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, но кризисные явления на предприятиях отрасли и в обществе только усилились. Проведенный анализ позволяет констатировать, что основная причина – непоследовательность и бессистемность принятых законов и положений, а также отсутствие в них мотивации сторон к переходу от норм затратного подхода к нормам стоимостного подхода. В настоящее время еще не создан такой правовой механизм, который регулировал и обеспечивал бы эффективность проводимых реформ, кроме того, принимаемые законодательные акты, не всегда соответствуют законодательству о местном самоуправлении.
Вышеназванные проблемы управления и функционирования жилищно-коммунального комплекса присущи и Усть - Камчатскому муниципальному району. Жилищно-коммунальное хозяйство Усть - Камчатского муниципального района является дотационным, хотя принцип полного покрытия расходов выполняется, и реальное финансирование позволяет сохранять достигнутый уровень. Однако поступающих средств недостаточно для коренной модернизации жилищно-коммунального комплекса и эффективного решения задач по исключению нерациональных трат и по снижению действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Существующая система экономических взаимоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства не способна преодолевать проблему недофинансирования иначе, чем путём поддержки из бюджетов разных уровней.
Залогом не только устойчивого функционирования, но и развития жилищно-коммунального комплекса должна стать принципиально новая экономическая модель. При переходе к ней следует сочетать меры по совершенствованию жилищного строительства, по развитию институтов жилищного финансирования (преимущественно внебюджетных) и по созданию инфраструктуры рынка жилья и коммунальных услуг.Для решения проблем ЖКХ предлагается программа реформирования экономических отношений и управления жилищно-коммунальной сферы жилищно-коммунального хозяйства Усть - Камчатского района. Основной целью программы является финансовое оздоровление ЖКХ и освоение модели бездотационного экономического развития отрасли в Усть-Камчатском муниципальном районе.
В качестве главных задач рассматриваются коренная модернизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства, внедрение корпоративных способов управления жилищно-коммунальным комплексом, создание экономических механизмов, стимулирующих экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса, а так же повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства путем сочетания хозяйственной самостоятельности конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования их деятельности. Одновременно будут активно задействованы внебюджетные источники и активы, что будет способствовать преодолению недофинансирования отрасли.В результате внедрения инновационных проектов и новой экономической модели управления ЖКХ будут достигнуты комфортность и безопасность условий проживания граждан; надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения района; повышение эффективности и качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг; социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.