Оценка эффективности социально-экономических последствий

  реализации программы реформирования экономических отношений

  и управления жилищно-коммунального комплекса

  Усть - Камчатского муниципального района

 

Как было указано выше, одним из направлений реформированияэкономических отношений и управления жилищно-коммунальным комплексом  Усть - Камчатского района может быть создание корпорации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, что в корне и принципиально меняет систему экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере муниципального образования, функции и механизмы взаимодействия ее участников, а также организацию финансовых потоков. Такой вариант в полной мере отвечает поло­жениям подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального ком­плекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2002 г.  № 797.

Корпорация может быть создана на основании Федерального закона Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95 г. № 190-ФЗ.

Финансово-промышленная группа образуется как объединение юридических лиц, которые ставят перед собой определенные цели и задачи, отражаемые в организацион­ном проекте. Среди участников корпорации могут быть представлены организации, созданные на основании закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 02.07.97 г. № 97-ФЗ.

Целями введения корпоративных методов управления отраслью ЖКХ являются:

- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жи­лищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения (за счет централизации управления основными финансовыми потоками и принятия корпоративных решений по вопросам инвестирования проектов в сфере ЖКХ);

- привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс (этому будет способствовать появление в отрасли предприятий с преимущественно частным капи­талом);

- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным сниже­нием нерациональных затрат (за счет обеспечения корпоративного контроля за эф­фективностью производственной деятельности отдельных звеньев корпоративной си­стемы, а также за счет проведениякомплекса мероприятий по коренной модерни­зации основных фондов).

Для достижения указанных целей корпоративная система управления жилищно-коммунальным комплексом будет решать следующие задачи:

- обеспечение финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунальной отрасли;

- обеспечение условий для снижения издержек и повышение качества предостав­ляемых жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального ком­плекса;

- разработка и реализация проектов, направленных на коренную модернизацию жилищно-коммунального комплекса, оказание организационной и финансовой под­держки этим проектам.

Корпорация образуется в порядке, предусмотренном Федеральным Законом Рос­сийской Федерации «О финансово-промышленных группах». Существует два основ­ных варианта. По первому варианту вступающие в корпорацию юридические лица на собрании их полномочных представителей:

- подписывают договор о создании корпорации (корпоративный договор);

- учреждают Центральную управляющую компанию (в дальнейшем    также – ЦУК) в форме хозяйственного общества (ОАО), передавая в ее уставной фонд по 25% своих уставных капиталов;

- назначают генерального директора центральной компании и дают ему поруче­ние подготовить необходимый пакет документов (в том числе, организационный про­ект) и провести государственную регистрацию Корпорации в качестве промышленно-финансовой группы.

Организационный проект корпорации в обязательном порядке содержит сведения о целях и задачах ее создания, инвестиционных и других проектах и программах, пред­полагаемых экономическом, социальном и иных результатах деятельности корпорации.

По второму варианту корпорация (промышленно-финансовая группа) создается как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества. Ос­новное общество при этом играет роль Центральной управляющей компании.

Создание корпоративной системы управления жилищно-коммунальным комплек­сом может осуществляться путем комбинирования двух возможных вариантов. Это зна­чит, что участники корпорации вправе образовывать свои дочерние структуры, которые могут становиться участниками корпорации по инициативе учредителя и по решению руководящих органов корпорации.

Высшим органом управления корпорации является Совет управляющих, включа­ющий полномочных представителей всех ее участников. Компетенция Совета управля­ющих определяется корпоративным договором.

Центральная управляющая компания осуществляет следующие виды деятельности:

- осуществляет оперативное управление деятельностью участников, направлен­ной на достижение целей и решение задач, предусмотренных организационным про­ектом;

- выступает от имени участников в отношениях, связанных с ее созданием и де­ятельностью;

- ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс корпорации;

- готовит ежегодный отчет о деятельности корпорации;

- выполняет в интересах участников корпорации отдельные банковские операции в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Участниками корпорации станут хозяйственные общества с преобладающим ча­стным капиталом в формах ОАО, ООО или потребительских обществ (союзов). Та­ким образом, хозяйственную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства будут осуществлять предприятия преимущественно частной формы собственности. Действуя в рамках муниципальных стандартов и тарифов, определяющих стоимость услуг для населения и иных потребителей, новые собственники окажутся заинтересованны­ми в улучшении качества предоставляемых услуг при снижении издержек. Соответст­венно, появятся экономические стимулы к вложению собственных средств в развитие жи­лищно-коммунальной инфраструктуры. Повышение доходности предприятий будет обес­печиваться широким внедрением новых материалов и технологий с коротким сроком окупаемости [58, C. 176].

Коренным образом будет изменена система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-ком­мунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресур­сами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных пред­приятий непосредственно гражданам и иным субъектам, в наибольшей степени заинте­ресованным в эффективном расходовании этих средств. Все средства (платежи за жи­лищно-коммунальные услуги, субсидии и адресные дотации) будут концентрироваться на персонифицированном лицевом счете плательщика (гражданина, организации) и пере­числяться на счета поставщиков услуг, с которыми заключены соответствующие до­говора. При этом выбор сторон по договорам остается за потребителями (плательщи­ками). Договора в обязательном порядке должны предусматривать ответственность по­ставщиков услуг за их качество и санкции за предоставление некачественных услуг.

На первый план выходит задача обеспечения эффективного качественно-количествен­ного контроля за поставляемыми населению жилищно-коммунальными услугами.

Затраты на реализацию программы складываются из затрат, свя­занных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса и предоставлением граж­данам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Частичный перевод теплоснабжения на местный энергоисточник (метан из ТБО) позволит сократить расходы на топливо и понизить тарифы на электроэнергию и горя­чую воду. Учитывая, что эти виды коммунальных услуг в настоящее время дотируются из бюджетов, речь пойдет об экономии бюджетных средств, которые могут быть на­правлены на иные проекты по модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Модернизация жилищного фонда, внедрение альтернативных локальных источни­ков тепловой энергии приведут к снижению потребности в тепловой энергии и частично исключат потребность в ремонте и модернизации некоторых котельных и ряда участков тепловых сетей. Тем самым, общая потребность в финансовых средствах на модерниза­цию жилищно-коммунального комплекса может быть частично компенсирована затра­тами на модернизацию жилищного фонда и элементов инженерной инфраструктуры.

В результате, общая потребность в затратах может оказаться ниже расчетной. Снижение потребности в бюджетном финансировании программы может быть учтено при формировании бюджетов на соответствующий год в период реализации программы.

Оценка хода реализации настоящей программы должна производиться ежегодно. Для этого муниципальный заказчик совместно с уполномоченным подразделением админи­страции муниципального образования должен анализировать  и корректировать  ход выполнения ме­роприятий настоящей программы. При необходимости в программу могут вноситься отдельные коррекции.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации про­граммы будет производиться с помощью системы показателей. Реформирование экономических отношений будет иметь следующие позитивные последствия:

- Обязанности по покрытию убытков переносится с муниципального бюджета на хозяйствующие субъекты, которые будут экономически заинтересованы в повыше­нии эффективности использования муниципальной собственности.

- Потери бюджета от утраты контроля над частью собственности будут компен­сированы снижением нагрузки на бюджет, а также увеличением налоговых посту­плений от хозяйствующих субъектов, эффективно использующих собственность.

- Появляется реальная возможность избежать резкого увеличения тарифов на жилищно-коммунальные услуги при одновременном росте их качества.

- Повышается способность хозяйствующих субъектов к привлечению внешних инвестиций под гарантии собственности.

В результате преобразований, главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве станут жилищно-коммунальные предприятия, вхо­дящие в состав корпорации на правах ее участников, и непосредственный потребитель их услуг – население.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения при опла­те жилищно-коммунальные услуг за счет промышленных предприятий. Это означает, что исключается практика применения к отдельным группам потребителей тарифов, превы­шающих экономически обоснованные.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-комму­нального комплекса будет осуществляться за счет привлечения собственных ресурсов участников корпорации, а также привлечения корпорацией заемных ресурсов (в первую очередь, от частных инвесторов - как отечественных, так и иностранных), при необхо­димости, под государственные и муниципальные гарантии.

Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство рай­она будет осуществляться в ограниченном объеме и являться дополнением к финанси­рованию за счет корпорации.

Между участниками корпорации возникнут конкурентные отношения в части ин­вестирования собственных проектов развития и модернизации за счет корпоративного инвестиционного фонда. Предоставление таких инвестиций будет осуществляться на конкурсной основе путем рассмотрения бизнес-планов высшим руководящим органом корпорации – Советом участников. Функции контроля за использованием инвестици­онных средств возлагаются на Центральную управляющую компанию. В случае неис­полнения или ненадлежащего исполнения участниками бизнес-планов, под которые бы­ли выделены инвестиции, они будут подвергаться жестким финансовым санкциям.

В результате будет достигнуто:

- общее снижение расходов на содержание не менее чем на 20%;

- привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации.

Кроме того, отношения между предприятиями ЖКХ и получателями их услуг пе­рейдут на полноценную договорную основу. В муниципальном секторе произойдет разделение функций собственника жилищного фонда и управления этим фондом: про­фессиональное управление перейдет в компетенцию Центральной управляющей компа­нии. Будут также усовершенствованы система и принципы регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве. В совокупности все это позволит:

- перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населени­ем без увеличения в составе платежа доли собственных расходов граждан (в преде­лах действующих социальной нормы площади жилья и нормативов потребления ком­мунальных услуг);

- обеспечить непосредственное влияние потребителей на объем и качество предо­ставляемых услуг;

- производить конкурсный отбор подрядных организаций по принципу оптималь­ного соотношения цены и качества;

- стимулировать ресурсосбережение предприятиями жилищно-коммунального ком­плекса (для снижения производственных издержек) и потребителями (для уменьше­ния общей стоимости потребляемых услуг).

Реализация новой экономической модели, построенной на корпоративных методах управления активами, даст возможность в перспективе обеспечить бездотационный режим финансирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность и со­здать источники привлечения средств, для развития отрасли.

Обобщая можно констатировать, что успешная реализация настоящей муниципальной программы позволит:

- улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, обес­печить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, ком­фортность и безопасность условий проживания граждан;

- повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяй­ства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

- ликвидировать критический уровень износа основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе и довести уровень износа до 30%;

- повысить хозяйственную независимость предприятий жилищно-коммуналь­ного хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей;

- обеспечить эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности конкури­рующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регу­лирования деятельности локальных естественных монополистов, развитие предпри­нимательской активности и защиту интересов потребителей;

- создать экономический механизм, стимулирующий экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерацио­нального потребления коммунальных услуг при гарантированной и бесперебойной их поставке, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей пред­приятий жилищно-коммунального комплекса.

Таким образом, в результате выполнения мероприятий программы произойдет повышение эффективности, устойчивости и надеж­ности функционирования жилищно-коммунальных сис­тем жизнеобеспечения населения; повышение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; привлечение инвестиций в жилищно-коммуналь­ный комплекс.

 

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) становится сегодня мощным фактором, определяющим современное состояние муници­пальной экономики. Многое в работе ЖКХ зависит от правильной и эффективной его организации. В настоящий момент организационная структура жилищно-коммунального хозяйства чрезвычайно усложнена и зачастую не выполняет возложенных на нее задач.

Глав­ной проблемой в муниципальном управлении этой сферой является необходимость сочетания экономического механизма поддержания системы жизнеобеспечения и исполнения социальных стандартов, учет которых позволяет тер­ритории обеспечивать свою целостность и безопасность [51,С.113]. И хотя органы местного самоуправления продолжают сохранять контроль за обеспечением основных сфер жизнедеятельности муни­ципалитетов, схема такого контроля становится намного сложнее, чем в прежние годы. Нынешняя низкая эффективность деятельности жилищно-коммунальных предпри­ятий во многом обусловлена их муниципальным статусом. Находясь на полном муни­ципальном обеспечении и являясь лишь распорядителями, но не собственниками имуще­ства, они не заинтересованы в развитии этой собственности, в повышении ее доходно­сти, в восстановлении и обновлении основных фондов. Прибыль расходуется нерацио­нально, а бюджет вынужден нести дополнительные расходы.

В муниципальных образованиях практически отсутствует система, регулирующая взаимоотношения между поставщика­ми и потребителями коммунальных услуг в части их качественного и количественного учета. Отсюда проистекает невозможность эффективно защищать интересы населения и иных потребителей.

Тарифы на коммунальные услуги и размеры их дотирования носят субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций фактически является не компонентом цены ус­луг, а результатом компромисса между региональными и местными властями). [46,С.35]. И сам порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем издержек, в том числе, средствами аудита, а также не отражает объективных финансовых потребностей предприятий на развитие и замену изношенных основных фондов.

Главная цель реформы жи­лищно-коммунального комп­лекса (ЖКК) обусловлена необходимостью принятия кардинальных решений по изменению сложившейся ситуации и проведению мероприятий, направленных на оздоровление теку­щей ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве страны.

Она декларируется как обеспече­ние качественного, надежного и доступного предоставления гражданам жилищно-комму­нальных услуг. За 15 лет социально-экономического преобразова­ния России принято более 1600 законов и нормативно-правовых положений развития сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, но кризисные явления на предприятиях отрасли и в обществе только усилились. Проведенный анализ позволяет констатировать, что основная причина – непоследо­вательность и бессистемность принятых законов и положений, а также отсутствие в них мотивации сторон к переходу от норм затратного подхода к нормам стои­мостного подхода. В настоящее время еще не создан такой правовой механизм, который регулировал и обеспечивал бы эффективность проводимых реформ, кроме того, принимаемые законодательные акты, не всегда соответствуют законодательству о местном самоуправлении.

Вышеназванные проблемы управления и функционирования жилищно-коммунального комплекса присущи и Усть - Камчатскому муниципальному району. Жилищно-коммунальное хозяйство Усть - Камчатского муниципального района является дотационным, хотя принцип полного покрытия расходов выполняется, и ре­альное финансирование позволяет сохранять достигнутый уровень. Однако поступаю­щих средств недостаточно для коренной модернизации жилищно-коммунального комп­лекса и эффективного решения задач по исключению нерациональных трат и по сни­жению действующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Существующая система экономических взаимоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства не способна преодолевать проблему недофинансирования иначе, чем путём поддержки из бюджетов разных уровней.      

Залогом не только устойчивого функционирования, но и развития жилищно-коммунального комплекса должна стать принципиально новая экономическая модель. При переходе к ней следует сочетать меры по совершенствованию жилищного строительства, по развитию институтов жилищного финансирования (преимущественно внебюджетных) и по созданию инфраструктуры рынка жилья и коммунальных услуг.Для решения проблем ЖКХ предлагается программа реформирования экономических отношений и управления жилищно-коммунальной сферы жилищно-коммунального хозяйства Усть - Камчатского района. Основной целью программы является финансовое оздо­ровление ЖКХ и освоение модели бездотационного эконо­мического развития отрасли в Усть-Камчатском муниципальном районе.

В качестве главных задач рассматриваются коренная модернизация отрасли жилищно-коммунального хозяйства, внедрение корпоративных способов управления жилищно-коммунальным комплексом, создание экономических механизмов, стимулирующих экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей пред­приятий жилищно-коммунального комплекса, а так же повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяй­ства путем сочетания хозяйственной самостоятельности конкури­рующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства и государственного регу­лирования их деятельности. Одновремен­но будут активно задействованы внебюджетные источни­ки и активы, что будет способствовать преодолению недо­финансирования отрасли.В результате внедрения инновационных проектов и но­вой экономической модели управления ЖКХ будут достигну­ты комфортность и безопасность условий проживания граждан; надежность работы инженерных систем жизнеобе­спечения района; повышение эффективности и качества предостав­ляемых населению жилищно-коммунальных услуг; социальная защита населения при оплате жилищ­но-коммунальных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: