Таблица 14 - План внедрения мероприятий по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала

Наименование работ Срок выполнения (дни) Ответственный исполнитель Информационные ресурсы
Определение потребности во внедрении изменений 15 Заместитель начальника кадров Информация о процедуре аттестации, используемая в администрации
Сбор информации и анализ трудовых ресурсов, организации аттестации 20 Заместитель начальника кадров, представитель администрации Человеческие и технические средства
Приобретение необходимых документов, оборудования 5 Заместитель начальника кадров, программист администрации Материальные средства, информация о используемых методиках
Установка оборудования и знакомство с документацией 5 Заместитель начальника кадров, представитель администрации Технические средства, информация о применении оборудования и документов
Обучение персонала работе с документами и программным обеспечением 10 Программист, представитель администрации Технические средства, время на обучение, информация о работе программ.

Таблица 14. показывает детальное внедрение проекта по дням, с учетом ответственных лиц и необходимых ресурсов. На основе плана сотрудники РОНО и администрации могут использовать предложенные мероприятия эффективно, снижая рисковые ситуации и повышая продуктивность работы.

Оценка проекта совершенствования организации оценки и аттестации персонала требует определения не только экономических, но и социальных последствий его реализации. Социальная эффективность проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в муниципальном учреждении.

К социальным результатам внедрения проекта совершенствования организации оценки и аттестации персонала можно отнести:

- обеспечение должностных лиц оргтехникой,

- повышение качества, оперативности и обоснованности информации,

- обеспечение сотрудников РОНО необходимой информацией,

- распределение обязанностей работников учреждения,

- формирование механизма обратной связи РОНО и администрации,

- создание благоприятного социально – психологического климата,

- повышение содержательности труда.

Таким образом, мы предложили ряд мероприятий по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала РОНО:

-введение новых документов (аттестационный лист, методические рекомендации и методические указания и др.), 

-редактирование используемых аттестационных документов,

-использование плана карьеры в качестве плана развития после аттестации,

-проведение подготовительных бесед администрации района с сотрудниками РОНО,

-введение новых методик оценки персонала,

-автоматизация документооборота по аттестации,

-создание базы данных.

Оценка экономической эффективности проекта на основе расчета чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости, рентабельности инвестиций показала, что проект имеет высокую эффективность и повысит производительность труда. В связи с этим социальная эффективность имеет высокое значение. Недостатком проекта является сопротивление нововведениям, которое встретится при его реализации. Это обусловлено неподготовленностью персонала к инновационным решениям. Решением этой проблемы мы предлагаем введение наставничества со стороны администрации, которое позволит улучшить не только психологическую атмосферу в коллективе, но и уменьшит степень сопротивления сотрудников. Предлагаемые нами мероприятия по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала в РОНО обеспечивают устойчивую и планомерную деятельность, определяющую эффективность управленческого процесса.



Заключение

 

Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Прежде всего, аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.

В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.

Аттестация позволяет принять решения, связанные с:

· изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;

· развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);

· оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;

· формированием кадрового резерва компании.

Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.

Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).

Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала. В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ.

В заключение стоит сказать, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное - должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.

 



Список литературы

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе в РФ» от 27 июля 2004, № 79

2. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000, № 51 – ФЗ

3. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»: Указ Президента от 01.02.2007 №110

4. Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 № 160

5. О национальной доктрине образования в РФ: Постановление Правительства РФ от 14 октября 2001№ 751

6. Концепция модернизации российского образования: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756 – р

7. Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003)

8. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: Утверждено приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908

9. HR – менеджмент: справочник менеджера по персоналу/ И. Н. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.

10.  Абляев С. В., Пушкарев И. Н. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий /Под ред. И. Ф. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 176 с.

 

Приложение 1

 

Анкета по выявлению проблемного поля в сфере управления персоналом

 

Уважаемый сотрудник отдела. Вам предложена Анкета по выявлению проблематики в сфере управления персоналом.

Определите, насколько актуальна для Вас данная технология. Оцените по 5 – бальной системе. 1 балл – технология не актуальна и не должна использоваться в отделе, 5 баллов – технология имеет важное значение для работы отдела и для сотрудника в целом.

1. Технология найма (анализ потребности в кадрах, формирование требований к персоналу, определение сроков и условий отбора);____________________________________

2. Технология адаптации (взаимное приспособление работника и организации);_

3. Технология высвобождения (комплекс мероприятий со стороны администрации при увольнении сотрудника);______________________________

4. Аттестация персонала и деловая оценка (процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работника, качество труда; процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места);_____________________________________________

5. Технология обучения (подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка кадров, как на рабочем месте, так и вне его);___________________________________

6. Управление кадровым резервом (формирование, планирование, организация и контроль за работой кадрового резерва);______________________

7. Мотивация (процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов);_________________________________________

8. Управление нововведениями (целенаправленная деятельность руководителя по обеспечению обновления кадровой работы);_________________

9. Управление организационным поведением (способ деятельности людей в конкретной организационно – административной среде);____________

10. Управление конфликтами и стрессами (процесс воздействия на персонал с целью устранения причин, породивших конфликт);_________________

11.   Проблема организации рабочего места________________________

12.  Проблема документационного обеспечения____________________

13.  Проблема информационного обеспечения______________________

14. Предложения и рекомендации по выдвинутым проблемам

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 2.

Уважаемый сотрудник РОНО г. Екатеринбурга

Данное исследование проводится с целью выявления проблем в организации аттестации персонала. Полученная от Вас информация и Ваше мнение могут оказать существенное влияние при разработке рекомендаций по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала. Прочитайте внимательно вопросы анкеты и обведите кружком номера подходящих для Вас ответов. Если предложенные варианты Вас не устраивают, то напишите свой ответ на отдельных для этого строках. Просим Вас отвечать искренне и обдуманно.

 

1). Анкета включает 7 критериев оценки. Вы должны оценить каждый критерий по 10 бальной шкале, где используются цифры от 1 до 10 (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), где

1,2 или 3 балла – данный критерий в ходе проведения аттестации не используется или проявлен очень слабо, по данному критерию низкая оценка

4,5 или 6 баллов – по данному критерию средняя оценка

7 или 8 баллов – во время проведения аттестации данный критерий действительно используется и находится на достаточно высоком уровне, по данному критерию оценка выше средней

9 или 10 баллов – данный критерий полностью отражает ситуацию, самая высокая оценка

Например:

Вы считаете, что документационное обеспечение находится чуть ниже среднего уровня, то можете поставить 4 или 5 баллов или Вы считаете, что во время аттестации Ваши знания оцениваются на самом высоком уровне, то можете поставить 9 или 10 баллов и т. д.

 

Таблица оценки критериев проведения аттестации

Критерий

                                  Оценка

 

222222222222222222

      23   

444444444444444444

55555555555555555

666666666666666666

77777777777777777       8    999999999999999999 101010
1. оценка реальных результатов, которые сотруднику удалось достичь за отчетный период (проведение аттестации даёт Вам представление о реальных результатах Вашей работы)

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
2. организация аттестации (насколько Вы удовлетворены работой аттестационного комитета, принципами проведения аттестации (уведомление о сроках, итогах)

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
3. документационное обеспечение (наличие и знакомство с Положением об аттестации, наличие аттестационных и оценочных листов)

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
4. осознание ожидаемых результатов/понимание проведения аттестации (насколько проведение аттестации даёт Вам понимание того, что она повлияет на дальнейшее Ваше развитие (сотрудника))

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
5. анализ самооценки сотрудника (в ходе проведения аттестации анализируете ли Вы (сотрудник) деятельность за отчетный период, подбирает факты, продумываете шаги по своему саморазвитию)

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
6. оценка навыков и знаний, обусловленные данным рабочим местом, общекорпоративных ценностей (в ходе проведения аттестации насколько оцениваются Ваши навыки и знания, например качество и объем работы, дисциплина)

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
7. обратная связь (насколько пост – аттестационное собеседование повлияло на Вашу мотивацию, раскрыло Ваш потенциал, насколько понятна и объяснена Вам оценка, сделанная аттестационной комиссией)

11

22

33

44

 

5

66 77 88 99 110
                               

 

 

2). Анкета включает 7 вопросов. Выберите подходящий для Вас ответ и обведите его в кружок. Возможно отметить 2-3 варианта.

1. Каким образом осуществляется информирование Вас о проведении аттестации?

A. Представитель администрации приезжает и сообщает вам о проведении аттестации

B. Представитель администрации приезжает и сообщает руководителю о проведении аттестации, а затем начальник сообщает Вам

C. Вывешено сообщение о проведении аттестации на доске

D. Узнаете от знакомых в администрации

E. Другое________________________________________________

2. Когда осуществляется информирование Вас о проведении аттестации?

A. За полгода до её начала

B. За месяц до её начала

C. За 2 недели до её начала

D. За 1 неделю до её начала

E. За несколько дней до её начала

F. Другое_____________________

3. Каким образом осуществляется взаимосвязь между Вами и аттестационной комиссией?

A. Члены аттестационной комиссии были приветливы и понятно объяснили сущность проведения аттестации, ответили на все вопросы

B. Члены аттестационной комиссии вели себя сдержанно и с неохотой отвечали на вопросы

C. Вы не общались с членами аттестационной комиссии

D. Другое________________________________________________

4. Что в процессе аттестации оценивалось?

A. Специфические знания, характерные для вашей должности

B. Общеорганизационные ценности

C. Знание законодательной и нормативной базы

D. Другое________________________________________________

5. До начала проведения аттестации Вы были проинформированы о …. (Возможно несколько вариантов)

A. О целях, задачах аттестации

B. О сроках проведения аттестации

C. О форме проведения аттестации

D. О месте проведения аттестации

E. О необходимости аттестации (зачем она нужна)

F. О Положении об аттестации

G. Другое____________________________

6. Место проведения аттестации?

A. Кабинет начальника РОНО

B. Ваш кабинет

C. Кабинет в администрации

D. Конференц – зал в РОНО

E. Другое____________________________

7. Как Вы считаете, зачем проводят аттестацию? (Возможно несколько вариантов)

A. Повысить или понизить в должности, уволить

B. Перевод в другое отделение

C. Материальное или духовное поощрение

D. «Для галочки»

E. Проверить уровень знаний

F. Другое____________________________

8. Организация аттестации в Вашем отделе подразумевает ….

A. что, необходимо сообщить сотруднику, что он делает на работе хорошо, а что плохо (поставить точки над «i»)

B. мотивацию сотрудника на улучшение своего производственного поведения, раскрытие его производственный (личностный и профессиональный) потенциала

C. Другое___________________________________________________________________

 

 

Ваш пол _______________________

Ваш возраст____________________

Должность______________________

Стаж работы в отделе_____________

 

Спасибо за участие в исследовании!

 

Приложение 3.

 

Таблица -Результаты анкетного опроса

 

Вопрос

 

 

Эксперт

№ 1

Эксперт

№ 2

Эксперт

№ 3

Эксперт

№ 4

Эксперт

№ 5

Вопрос № 1

B

B

B

B

B

Вопрос № 2

A,B

B

A

A,B

B

Вопрос № 3

A

A

A

A

A

Вопрос № 4

A,B,C

A,C

A,C

A,B,C

A,B,C

Вопрос № 5

A,B,C,D

A,B,C,D

A,B,C,D

A,B,C,D

A,B,C,D

Вопрос № 6

C

C

C

C

C

Вопрос № 7

E

E

E

E

E

Вопрос № 8

A

B

B

A

B

Стаж (лет)

20

19

25

3,5

2

Приложение 4.

Таблица -Области применения документов по аттестации в зависимости от основных и дополнительных целей

Виды документов

Цели аттестации

Основные

Дополнительные

1 2 3 4 1 2 3

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

1. Приказ + + + + + + +
2. Порядок организации и проведения аттестации + + + + + + +
3. Форма служебной записки руководителя структурного учреждения + + + + - - -
4. Положение о проведении аттестации - + - + - - -
5. Распоряжение руководителя администрации о введении методических рекомендаций + - - - - - -

МЕТОДИЧЕСКИЕ

6. Методические указания по проведению аттестации персонала + + + + + + +
7. Методические рекомендации руководителю учреждения по вопросам проведения аттестации + + + + - + +

ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКИЕ

8. График проведения аттестационной беседы + - - + - - -
9. Аттестационные листы, заполняемые руководителями структурных учреждений + + + + - - -
10. Листы аттестационной беседы + + + - + + +
11. Опросные листы (анкеты) - - + + + + +
12. Планы карьеры + + + + + + +
13. Анкеты по сбору предложений по улучшению работы учреждения - + + + - - +
14. Материалы в помощь сотруднику, проходящему аттестацию (рекомендации по составлению плана карьеры, листа успехов) + + + + - + +
15. Специализированные оценочные листы «Навыки профессиональной деятельности» - + + + + + +
16. Образец теста «Способности к управленческим суждениям» для отбора в резерв сотрудников - + - + - - -
17. Листы оценки руководителя для принятия решений о продвижении на вышестоящую должность + + + - + - +
18. Структурированное интервью (собеседования) - - - - - + +

Примечание.

В приведенной таблице:

Цифры 1 – 4 основных целей эквивалентны таким пунктам, как:

1. Оценка результатов труда сотрудников.

2. Определение соответствия занимаемой должности сотрудников (требованиям должностной инструкции, профессионально – квалификационным требованиям к должности)

3. Выявление недостатков в уровне подготовки (квалификация, опыт работы, практические навыки и знания) для исполнения должности.

4.  Составление плана развития работника (разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, составление плана карьеры, формирование резерва на выдвижение);

Цифры 1 – 3 дополнительных целей означают:

1. Проверку совместимости работника с коллективом (умение работать в команде).

2. Проверку мотивации к труду, к работе в данной должности.

3. Определение перспектив развития карьеры работника.

 

Приложение 5.

Форма аттестационного листа

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

 

1. Фамилия, имя, отчество______________________________________________

2. Год рождения______________________________________________________

3. Образование (что и когда окончил)____________________________________

____________________________________________________________________

4. Специальность и квалификация по образованию_________________________

____________________________________________________________________5. Общий трудовой стаж_______________________________________________

____________________________________________________________________

(в том числе по специальности)

6.Занимаемая должность на момент аттестации____________________________

____________________________________________________________________7. Выполнение рекомендаций предыдущей аттестации______________________

____________________________________________________________________

8. Характеристика аттестуемого_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Общая оценка деятельности__________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Рекомендации аттестационной комиссии______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Председатель аттестационной комиссии__________________________________

                                                                                         (подпись)

____________________________________________________________________

(расшифровка подписи)

Члены аттестационной комиссии________________________________________

                                                                                         (подписи)

____________________________________________________________________

(расшифровка подписи)

____________________________________________________________________

Дата аттестации______________________________________________________

С аттестационным листом ознакомлен___________________________________

                                                                                        (подпись, дата)

 

Приложение 6.

Таблица  - Определение коэффициента профессиональной перспективности

Сотрудники Стаж Возраст Коэффициент перспективности
Лазарев А. П. 1 1 35 1*(1/4+35/18)=2,19
Пономарева Г. И. 1 18 53 1*(18/4+53/18)=7,44
Румянцева Г. Л. 1 25 52 1*(25/4+52/18)=9,13
Фирсова Н. И. 1 13 65 1*(13/4+65/18)=6,86
Дымова О. А. 1 3 28 1*(3/4+28/18)=2,3
Рожкова Н. А. 1 2 29 1*(2/4+29/18)=2,1
Гаврютина Л. С. 1 21 54 1*(21/4+54/18)=8,25
Пронина Г. К. 1 1 52 1*(1/4+52/18)=3,14

 


[1] Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 № 160

[2] Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003)

[3] Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: