Наименование работ | Срок выполнения (дни) | Ответственный исполнитель | Информационные ресурсы |
Определение потребности во внедрении изменений | 15 | Заместитель начальника кадров | Информация о процедуре аттестации, используемая в администрации |
Сбор информации и анализ трудовых ресурсов, организации аттестации | 20 | Заместитель начальника кадров, представитель администрации | Человеческие и технические средства |
Приобретение необходимых документов, оборудования | 5 | Заместитель начальника кадров, программист администрации | Материальные средства, информация о используемых методиках |
Установка оборудования и знакомство с документацией | 5 | Заместитель начальника кадров, представитель администрации | Технические средства, информация о применении оборудования и документов |
Обучение персонала работе с документами и программным обеспечением | 10 | Программист, представитель администрации | Технические средства, время на обучение, информация о работе программ. |
Таблица 14. показывает детальное внедрение проекта по дням, с учетом ответственных лиц и необходимых ресурсов. На основе плана сотрудники РОНО и администрации могут использовать предложенные мероприятия эффективно, снижая рисковые ситуации и повышая продуктивность работы.
|
|
Оценка проекта совершенствования организации оценки и аттестации персонала требует определения не только экономических, но и социальных последствий его реализации. Социальная эффективность проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в муниципальном учреждении.
К социальным результатам внедрения проекта совершенствования организации оценки и аттестации персонала можно отнести:
- обеспечение должностных лиц оргтехникой,
- повышение качества, оперативности и обоснованности информации,
- обеспечение сотрудников РОНО необходимой информацией,
- распределение обязанностей работников учреждения,
- формирование механизма обратной связи РОНО и администрации,
- создание благоприятного социально – психологического климата,
- повышение содержательности труда.
Таким образом, мы предложили ряд мероприятий по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала РОНО:
-введение новых документов (аттестационный лист, методические рекомендации и методические указания и др.),
-редактирование используемых аттестационных документов,
-использование плана карьеры в качестве плана развития после аттестации,
-проведение подготовительных бесед администрации района с сотрудниками РОНО,
|
|
-введение новых методик оценки персонала,
-автоматизация документооборота по аттестации,
-создание базы данных.
Оценка экономической эффективности проекта на основе расчета чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости, рентабельности инвестиций показала, что проект имеет высокую эффективность и повысит производительность труда. В связи с этим социальная эффективность имеет высокое значение. Недостатком проекта является сопротивление нововведениям, которое встретится при его реализации. Это обусловлено неподготовленностью персонала к инновационным решениям. Решением этой проблемы мы предлагаем введение наставничества со стороны администрации, которое позволит улучшить не только психологическую атмосферу в коллективе, но и уменьшит степень сопротивления сотрудников. Предлагаемые нами мероприятия по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала в РОНО обеспечивают устойчивую и планомерную деятельность, определяющую эффективность управленческого процесса.
Заключение
Аттестация занимает свое, особое, место в системе управления персоналом, хотя нередко ее путают с оценкой персонала. Аттестация - это лишь один из методов оценки, но ее результаты могут иметь серьезные последствия для сотрудников. Если оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает. Прежде всего, аттестация - реальный способ повысить эффективность работы сотрудников предприятия.
В первую очередь аттестация позволяет провести диагностику персонала, то есть получить информацию о сотрудниках, выявить «болевые точки», моменты, затрудняющие работу персонала, и своевременно решить эти проблемы. В процессе аттестации проводится инвентаризация бизнес-компетенций, что необходимо компании для достижения намеченных целей. Речь идет об определении с помощью аттестации ценности сотрудников не только для подразделения (группы), но и для организации в целом, оптимальной расстановке сотрудников на местах, наиболее адекватном применении системы оплаты труда.
Аттестация позволяет принять решения, связанные с:
· изменением компенсационного пакета, что имеет конкретные материальные последствия для работников;
· развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации);
· оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем;
· формированием кадрового резерва компании.
Следует отметить, что наше законодательство не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников. Ни Трудовой кодекс РФ, ни другие нормативно-правовые акты общеотраслевого и обязательного характера не устанавливают, что любой работодатель должен периодически проверять соответствие своих работников занимаемым ими должностям.
Как говорилось выше, аттестация нужна и для того, чтобы обоснованно принимать управленческие решения, связанные с кадровым менеджментом. В частности, по итогам аттестации можно принять ряд кадровых решений на законном основании (увольнение, понижение в должности, перевод на другую работу).
Процедура принятия решения о переводе работника, его увольнении или об изменении других существенных условий трудового договора должна быть подробно закреплена в локальном положении об аттестации персонала. В противном случае затрудняется применение соответствующих статей ТК РФ.
В заключение стоит сказать, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной, а по ее результатам проведутся конкретные мероприятия. Самое главное - должны последовать реальные действия в соответствии с теми целями, которые были заявлены перед началом оценки.
|
|
Список литературы
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе в РФ» от 27 июля 2004, № 79
2. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000, № 51 – ФЗ
3. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»: Указ Президента от 01.02.2007 №110
4. Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 № 160
5. О национальной доктрине образования в РФ: Постановление Правительства РФ от 14 октября 2001№ 751
6. Концепция модернизации российского образования: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 № 1756 – р
7. Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003)
8. Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: Утверждено приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. № 1908
9. HR – менеджмент: справочник менеджера по персоналу/ И. Н. Морозова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 256 с.
10. Абляев С. В., Пушкарев И. Н. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий /Под ред. И. Ф. Пушкарева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 176 с.
Приложение 1
Анкета по выявлению проблемного поля в сфере управления персоналом
Уважаемый сотрудник отдела. Вам предложена Анкета по выявлению проблематики в сфере управления персоналом.
Определите, насколько актуальна для Вас данная технология. Оцените по 5 – бальной системе. 1 балл – технология не актуальна и не должна использоваться в отделе, 5 баллов – технология имеет важное значение для работы отдела и для сотрудника в целом.
|
|
1. Технология найма (анализ потребности в кадрах, формирование требований к персоналу, определение сроков и условий отбора);____________________________________
2. Технология адаптации (взаимное приспособление работника и организации);_
3. Технология высвобождения (комплекс мероприятий со стороны администрации при увольнении сотрудника);______________________________
4. Аттестация персонала и деловая оценка (процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работника, качество труда; процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места);_____________________________________________
5. Технология обучения (подготовка кадров, повышение квалификации, переподготовка кадров, как на рабочем месте, так и вне его);___________________________________
6. Управление кадровым резервом (формирование, планирование, организация и контроль за работой кадрового резерва);______________________
7. Мотивация (процесс побуждения человека при помощи внутриличностных и внешних факторов);_________________________________________
8. Управление нововведениями (целенаправленная деятельность руководителя по обеспечению обновления кадровой работы);_________________
9. Управление организационным поведением (способ деятельности людей в конкретной организационно – административной среде);____________
10. Управление конфликтами и стрессами (процесс воздействия на персонал с целью устранения причин, породивших конфликт);_________________
11. Проблема организации рабочего места________________________
12. Проблема документационного обеспечения____________________
13. Проблема информационного обеспечения______________________
14. Предложения и рекомендации по выдвинутым проблемам
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Уважаемый сотрудник РОНО г. Екатеринбурга
Данное исследование проводится с целью выявления проблем в организации аттестации персонала. Полученная от Вас информация и Ваше мнение могут оказать существенное влияние при разработке рекомендаций по совершенствованию организации оценки и аттестации персонала. Прочитайте внимательно вопросы анкеты и обведите кружком номера подходящих для Вас ответов. Если предложенные варианты Вас не устраивают, то напишите свой ответ на отдельных для этого строках. Просим Вас отвечать искренне и обдуманно.
1). Анкета включает 7 критериев оценки. Вы должны оценить каждый критерий по 10 бальной шкале, где используются цифры от 1 до 10 (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), где
1,2 или 3 балла – данный критерий в ходе проведения аттестации не используется или проявлен очень слабо, по данному критерию низкая оценка
4,5 или 6 баллов – по данному критерию средняя оценка
7 или 8 баллов – во время проведения аттестации данный критерий действительно используется и находится на достаточно высоком уровне, по данному критерию оценка выше средней
9 или 10 баллов – данный критерий полностью отражает ситуацию, самая высокая оценка
Например:
Вы считаете, что документационное обеспечение находится чуть ниже среднего уровня, то можете поставить 4 или 5 баллов или Вы считаете, что во время аттестации Ваши знания оцениваются на самом высоком уровне, то можете поставить 9 или 10 баллов и т. д.
Таблица оценки критериев проведения аттестации
Критерий | Оценка | ||||||||||||||
222222222222222222 | 23 | 444444444444444444 | 55555555555555555 | 666666666666666666 | 77777777777777777 | 8 | 999999999999999999 | 101010 | |||||||
1. оценка реальных результатов, которые сотруднику удалось достичь за отчетный период (проведение аттестации даёт Вам представление о реальных результатах Вашей работы) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
2. организация аттестации (насколько Вы удовлетворены работой аттестационного комитета, принципами проведения аттестации (уведомление о сроках, итогах) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
3. документационное обеспечение (наличие и знакомство с Положением об аттестации, наличие аттестационных и оценочных листов) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
4. осознание ожидаемых результатов/понимание проведения аттестации (насколько проведение аттестации даёт Вам понимание того, что она повлияет на дальнейшее Ваше развитие (сотрудника)) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
5. анализ самооценки сотрудника (в ходе проведения аттестации анализируете ли Вы (сотрудник) деятельность за отчетный период, подбирает факты, продумываете шаги по своему саморазвитию) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
6. оценка навыков и знаний, обусловленные данным рабочим местом, общекорпоративных ценностей (в ходе проведения аттестации насколько оцениваются Ваши навыки и знания, например качество и объем работы, дисциплина) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
7. обратная связь (насколько пост – аттестационное собеседование повлияло на Вашу мотивацию, раскрыло Ваш потенциал, насколько понятна и объяснена Вам оценка, сделанная аттестационной комиссией) | 11 | 22 | 33 | 44 |
5 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | |||||
2). Анкета включает 7 вопросов. Выберите подходящий для Вас ответ и обведите его в кружок. Возможно отметить 2-3 варианта.
1. Каким образом осуществляется информирование Вас о проведении аттестации?
A. Представитель администрации приезжает и сообщает вам о проведении аттестации
B. Представитель администрации приезжает и сообщает руководителю о проведении аттестации, а затем начальник сообщает Вам
C. Вывешено сообщение о проведении аттестации на доске
D. Узнаете от знакомых в администрации
E. Другое________________________________________________
2. Когда осуществляется информирование Вас о проведении аттестации?
A. За полгода до её начала
B. За месяц до её начала
C. За 2 недели до её начала
D. За 1 неделю до её начала
E. За несколько дней до её начала
F. Другое_____________________
3. Каким образом осуществляется взаимосвязь между Вами и аттестационной комиссией?
A. Члены аттестационной комиссии были приветливы и понятно объяснили сущность проведения аттестации, ответили на все вопросы
B. Члены аттестационной комиссии вели себя сдержанно и с неохотой отвечали на вопросы
C. Вы не общались с членами аттестационной комиссии
D. Другое________________________________________________
4. Что в процессе аттестации оценивалось?
A. Специфические знания, характерные для вашей должности
B. Общеорганизационные ценности
C. Знание законодательной и нормативной базы
D. Другое________________________________________________
5. До начала проведения аттестации Вы были проинформированы о …. (Возможно несколько вариантов)
A. О целях, задачах аттестации
B. О сроках проведения аттестации
C. О форме проведения аттестации
D. О месте проведения аттестации
E. О необходимости аттестации (зачем она нужна)
F. О Положении об аттестации
G. Другое____________________________
6. Место проведения аттестации?
A. Кабинет начальника РОНО
B. Ваш кабинет
C. Кабинет в администрации
D. Конференц – зал в РОНО
E. Другое____________________________
7. Как Вы считаете, зачем проводят аттестацию? (Возможно несколько вариантов)
A. Повысить или понизить в должности, уволить
B. Перевод в другое отделение
C. Материальное или духовное поощрение
D. «Для галочки»
E. Проверить уровень знаний
F. Другое____________________________
8. Организация аттестации в Вашем отделе подразумевает ….
A. что, необходимо сообщить сотруднику, что он делает на работе хорошо, а что плохо (поставить точки над «i»)
B. мотивацию сотрудника на улучшение своего производственного поведения, раскрытие его производственный (личностный и профессиональный) потенциала
C. Другое___________________________________________________________________
Ваш пол _______________________
Ваш возраст____________________
Должность______________________
Стаж работы в отделе_____________
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 3.
Таблица -Результаты анкетного опроса
Вопрос |
|
| |||
Эксперт № 1 | Эксперт № 2 | Эксперт № 3 | Эксперт № 4 | Эксперт № 5 | |
Вопрос № 1 | B | B | B | B | B |
Вопрос № 2 | A,B | B | A | A,B | B |
Вопрос № 3 | A | A | A | A | A |
Вопрос № 4 | A,B,C | A,C | A,C | A,B,C | A,B,C |
Вопрос № 5 | A,B,C,D | A,B,C,D | A,B,C,D | A,B,C,D | A,B,C,D |
Вопрос № 6 | C | C | C | C | C |
Вопрос № 7 | E | E | E | E | E |
Вопрос № 8 | A | B | B | A | B |
Стаж (лет) | 20 | 19 | 25 | 3,5 | 2 |
Приложение 4.
Таблица -Области применения документов по аттестации в зависимости от основных и дополнительных целей
Виды документов | Цели аттестации | ||||||
Основные | Дополнительные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | |
РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ | |||||||
1. Приказ | + | + | + | + | + | + | + |
2. Порядок организации и проведения аттестации | + | + | + | + | + | + | + |
3. Форма служебной записки руководителя структурного учреждения | + | + | + | + | - | - | - |
4. Положение о проведении аттестации | - | + | - | + | - | - | - |
5. Распоряжение руководителя администрации о введении методических рекомендаций | + | - | - | - | - | - | - |
МЕТОДИЧЕСКИЕ | |||||||
6. Методические указания по проведению аттестации персонала | + | + | + | + | + | + | + |
7. Методические рекомендации руководителю учреждения по вопросам проведения аттестации | + | + | + | + | - | + | + |
ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКИЕ | |||||||
8. График проведения аттестационной беседы | + | - | - | + | - | - | - |
9. Аттестационные листы, заполняемые руководителями структурных учреждений | + | + | + | + | - | - | - |
10. Листы аттестационной беседы | + | + | + | - | + | + | + |
11. Опросные листы (анкеты) | - | - | + | + | + | + | + |
12. Планы карьеры | + | + | + | + | + | + | + |
13. Анкеты по сбору предложений по улучшению работы учреждения | - | + | + | + | - | - | + |
14. Материалы в помощь сотруднику, проходящему аттестацию (рекомендации по составлению плана карьеры, листа успехов) | + | + | + | + | - | + | + |
15. Специализированные оценочные листы «Навыки профессиональной деятельности» | - | + | + | + | + | + | + |
16. Образец теста «Способности к управленческим суждениям» для отбора в резерв сотрудников | - | + | - | + | - | - | - |
17. Листы оценки руководителя для принятия решений о продвижении на вышестоящую должность | + | + | + | - | + | - | + |
18. Структурированное интервью (собеседования) | - | - | - | - | - | + | + |
Примечание. В приведенной таблице: Цифры 1 – 4 основных целей эквивалентны таким пунктам, как: 1. Оценка результатов труда сотрудников. 2. Определение соответствия занимаемой должности сотрудников (требованиям должностной инструкции, профессионально – квалификационным требованиям к должности) 3. Выявление недостатков в уровне подготовки (квалификация, опыт работы, практические навыки и знания) для исполнения должности. 4. Составление плана развития работника (разработка мероприятий по устранению выявленных недостатков, составление плана карьеры, формирование резерва на выдвижение); Цифры 1 – 3 дополнительных целей означают: 1. Проверку совместимости работника с коллективом (умение работать в команде). 2. Проверку мотивации к труду, к работе в данной должности. 3. Определение перспектив развития карьеры работника. |
Приложение 5.
Форма аттестационного листа
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество______________________________________________
2. Год рождения______________________________________________________
3. Образование (что и когда окончил)____________________________________
____________________________________________________________________
4. Специальность и квалификация по образованию_________________________
____________________________________________________________________5. Общий трудовой стаж_______________________________________________
____________________________________________________________________
(в том числе по специальности)
6.Занимаемая должность на момент аттестации____________________________
____________________________________________________________________7. Выполнение рекомендаций предыдущей аттестации______________________
____________________________________________________________________
8. Характеристика аттестуемого_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Общая оценка деятельности__________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Рекомендации аттестационной комиссии______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Председатель аттестационной комиссии__________________________________
(подпись)
____________________________________________________________________
(расшифровка подписи)
Члены аттестационной комиссии________________________________________
(подписи)
____________________________________________________________________
(расшифровка подписи)
____________________________________________________________________
Дата аттестации______________________________________________________
С аттестационным листом ознакомлен___________________________________
(подпись, дата)
Приложение 6.
Таблица - Определение коэффициента профессиональной перспективности
Сотрудники | Стаж | Возраст | Коэффициент перспективности | |
Лазарев А. П. | 1 | 1 | 35 | 1*(1/4+35/18)=2,19 |
Пономарева Г. И. | 1 | 18 | 53 | 1*(18/4+53/18)=7,44 |
Румянцева Г. Л. | 1 | 25 | 52 | 1*(25/4+52/18)=9,13 |
Фирсова Н. И. | 1 | 13 | 65 | 1*(13/4+65/18)=6,86 |
Дымова О. А. | 1 | 3 | 28 | 1*(3/4+28/18)=2,3 |
Рожкова Н. А. | 1 | 2 | 29 | 1*(2/4+29/18)=2,1 |
Гаврютина Л. С. | 1 | 21 | 54 | 1*(21/4+54/18)=8,25 |
Пронина Г. К. | 1 | 1 | 52 | 1*(1/4+52/18)=3,14 |
[1] Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 № 160
[2] Об утверждении типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) специалистов: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 № 610 (ред. от 31 марта 2003)
[3] Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование»