Набор правил формирования, характеризующий выразительную силу «языка мысли», аналогичен соответствующему набору правил для формирования синтаксических структур обычного языка. Эти правила являются объектом семантической теории в той степени, в какой они существенны для описания концептуальной структуры естественноязыковых предложений [JackendofF 1987: 355].
По гипотезе о языке мысли [Fodor 1989: 26-27], ментальные состояния обладают интенциональными объектами, и те и другие являются сложными сущностями. В частности, пропозиции анализируемы как сложные выражения. Ментальные состояния играют каузальную роль, которая и позволяет функционально идентифицировать эти состояния, отличать одни состояния от других по функциям. Все это составляет некоторый язык. Синтаксическая структура таких ментальных состояний отражает семантические отношения между их интенциональными объектами. Более того, когнитивные состояния - а не просто их интенциональные объекты - обычно обладают структурой непосредственно составляющих, подобно обычным языкам.
|
|
Существуют трудности в построении МЛ.:
1. Практическое установление свойств М.Я. [Fodor 1985: 13], в частности, синтаксических. Например, в логическом метаязыке
100
кванторные элементы имеют статус префиксов с символами переменных, что позволяет наглядно задать область распространения кванторов во всем логическом выражении. А ведь философам до этого нотационного приема пришлось додумываться очень долго, задолго до Фреге, предложившего такой прием. Это означает, что разработка деталей М.Я. может превратиться в бесконечное занятие.
2. Теоретическое определение понятия референции [Putnam
1983: 222]: список объектов М.Я. должен быть либо таким же пол-
ным, как и мир объектов (как реальных, так и абстрактных и фик-
тивных), что невозможно, - либо же столь же многозначным, как и
обычный язык, что также чревато трудностями.
3. Индивидуальные различия в интеллекте между людьми свя-
заны со свойствами мысли, а интеллектуальное развитие - свойство
механизмов, работа которых сама по себе мышлением не является.
Это имеет отношение к спору о том, является ли ментальность (mind)
процессором символов - или же символы, правила и репрезентации
являются всего лишь удобными вспомогательными понятиями, эпи-
феноменами, для лежащих в их основе сетей нейронов? Процедура
непосредственного усвоения знаний (мышления) в результате приме
нения некоторого алгоритма, порожденного конкретным процессо-
ром, несомненно связана с преобразованием символов. Однако неиз-
вестно еще, являются ли модули непосредственного задания опыта
(скажем, непосредственного получения ощущений) чем-то вроде
«коннекционистских машин». Во всяком случае ясно, что модули
опираются не на тот же формальный аппарат переработки символов,
что мышление [Anderson 1992: 212].
|
|
4. По [Хинтикка 1979: 336-339], «семантическая относитель-
ность своим острием направлена против теорий эязыка мыслиь, т.е.
против тех теорий, которые постулируют существоване некоторого
внутреннего языка или внутреннего метода представления фунда-
ментального языка понимания».
В.Д.
МОДУЛЬ (module; Modul; module) - одно из основных понятий когнитивизма, относящихся к обозначению тех простейших систем или частей, из которых состоит вся инфраструктура мозга / разума / языка и т.п. Модульность - представление о поведении человека, объясняющее видимую сложность как результат взаимодействия нескольких достаточно простых подсистем, называемых М. [Демьянков 1988: 140].
К характеристикам М. относятся (особенно в отношении речевой деятельности):
101
- относительная автономность его - обмен информацией меж-
ду М. слабее, чем внутри М., а связи внутри М. достаточно органич-
ны;
- специализация модуля - каждый М. обладает своими собст-
венными принципами функционирования, несводимыми друг к другу
или к какому- либо обобщающему принципу;
- возможно (и здесь необходима большая осторожность), что с
каждым М. связана определенная локализация или определенный тип
связей в мозгу человека;
- генетическая заданность;
универсальность: так, определяя тот или иной уровень синтаксической или семантической репрезентации, М. задают понятия универсальной грамматики.
Основная идея М. в когнитивизме заключается, по [Jackendoff 1994: 629-635], в следующем. Ментальность разложима на большое число способностей (faculties), или М., каждый из которых специализируется на когнитивной переработке определенного вида информации, а потому на выполнении конкретных типов перцептивных или когнитивных заданий (возможно, эта специализация соответствует и тому, как организована нейронная система связей в различных областях мозга). Есть, среди прочего, и М. или группа М., специализирующихся на социальной копшции: задача этого М. - образование образа себя как индивида в обществе. В то время как фундаментальными единицами пространственной когниции являются физические объекты в пространстве (о них человек задается вопросами типа: Что это? и Где это расположено?), единицами социальной когниции являются личности в социальном взаимодействии, о которых спрашивают: Кто это? и Каковы его/ее отношения ко мне и к остальным?
Концепция функциональной разложимости ментальности на М. разрабатывается начиная с середины 1970-х гг.: считается, что вся мыслительная деятельность представима как взаимодействие дискретных и специализированных компонентов, а разумность - следствие кооперированности этих М. (как аналога гомункулюсов). Сегодня представление о модульности является не только центральным для когнитивной науки [Bayer 1987: 3], но и одним из главных методологических идеалов науки в целом [Jacobs 1992: 8].
Есть как минимум две версии тезиса о модульности [Sterelny 1989:71]:
1. Каждая система восприятия представлена своим М.; есть
еще М. управления памятью, языковой способности, зрительного и
пространственного восприятия и воображения и т.д. [Lycan 1990].
2. М. автономны (каждый обладает относительно ограничен-
ным доступом к информации, располагаемой другими М.); структура
ментальности обладает скорее вертикальным, чем горизонтальным
характером: нет общей памяти или общих механизмов решения за
дач - есть системы, специзирующиеся на конкретных областях: зре-
102
пня, речи и т.п. Кроме того, аналогией с гомункулюсами обладают действия периферийных М., а не центрального когнитивного «процессора»: построить общую теорию центрального процессора сегодня вряд ли возможно (концепция Дж.Фодора).
|
|
Обычно же мы имеем дело с синтезом этих двух подходов (Sterelny 1989]: каждый из М. в свою очередь рассматривается как набор более специализированных, более простых М., и так далее, до тех пор, пока мы не дойдем до психологически примитивных компонентов. Так, по [Raccah 1986: 103], семантика языка как отдельного М. когнитивной системы сама имеет модульную структуру: репрезентация знамения, связанного с информацией об определенной ситуации и о мире, приводит к интерпретации смысла высказывания. Главным же предметом семантики является установление принципов, правил и репрезентаций, регулирующих взаимодействие языковой системы с концептуальной системой [Bienvisch 1983: 122-124].
Различаются [Thompson, Altmann 1990: 343]:
- репрезентационная модульность - инкапсулирование долговременной информации, поддерживающей когнитивную переработку на самых различных стадиях,
- процессуальная модульность - распределение обязанностей между различными этапами обработки информации.
Некоторые виды знания индивида непосредственно хранятся соответствующими М., формирующимися в результате эволюции, а «созревание» М. (главный стимул когнитивного развития человека) приводит к усилению выразительных возможностей «языка мысли» (см. ментальный язык), к расширению репертуара форматов для репрезентирования знаний. Индивидуальные различия в когнитивном развитии ребенка коренятся в заложенной в нем биологической программе развития, в общем не зависящей от абсолютного времени [Anderson 1992, 1].
Язык также может быть рассмотрен под таким модульным углом зрения [Seuren 1986: 2] - отсюда концепция модульной или модулярной грамматики как системы правил и репрезентаций, разложимой на независимые взаимодействующие подсистемы [Farmer 1984: xv]. Эта идея о модульности языка, но в других терминах, лежит уже в теории «двойного членения» языка, когда считают, что функция единиц более низкого уровня, фонологии (звуков языка) состоит
|
|
только в комбинировании между собой для формирования единиц более высокого уровня - слов [Woodbury 1987, 685]. Развивая эту идею, М.Бирвиш [Bienvisch 1983: 122-124] указывает, что первопричина внутренних и внешних условий, формирующих ментальные репрезентации, в конечном счете заключена в материальных свойствах окружающего мира. Отсюда вытекают следующие положения: - ментальная организация имеет модульный характер, т.е. различные системы и подсистемы ментальной структуры взаимодей- 103
ствуют определенным образом, предопределяя способ реагирования организма на свое окружение;
- каждая ментальная система основана на наборе принципов,
приводящих, в результате онтогенетического развития, к системе
правил или структур, предопределяющих ментальные репрезентации,
лежащие в основе соответствующего аспекта поведения;
- системы языка и понятий являются такими ментальными
системами, причем репрезентация языка отвечает за использование
естественного языка, а репрезентации понятийной системы предо-
пределяют то, как концептуализируются реальные и вымышленные
ситуации, восприятия, действия и системы убеждений.
Грамматической теории приписывается в концепции модульности также модульный характер: она распадается на автономные подтеории, только в своей кооперации определяющие структуру предложений [Drubig 1992: 147]. Гипотеза об универсальности структуры и внутреннего устройства всех М. языковой системы не всем кажется правдоподобной. По [Radford 1990: 3], вряд ли все М. языковой способности одинаковы для всех языков: М. падежной системы языков сильно варьируются от языка к языку.
С развитием этих положений связана в грамматической теории последних лет и гипотеза об автономности отдельных М.: раз-личные типы языкового знания (семантическое, синтаксическое, лексическое и прагматическое) образуют различные модули, взаимодействующие при использовании и интерпретации речи. Часто к этому общему тезису добавляют еще следующие положения (объединяемые под названием тезиса о строгой автономии):
- формальная различительность: формальная природа у каж-
дого М. отлична от других М.;
- четкое разграничение М.;
- возможность подмодулей;
- простота взаимодействия М.: внутренняя механика одного
М. не сказывается на внутренней механике другого;
- разделение труда между М. по функциональному принципу:
М. не избыточны, а дополняют друг друга; каждое элементарное
явление объяснимо действием только одного М.
В то же время, можно выделить две версии тезиса о такой модульности, или автономности [Riemsdijk 1982: 693]:
- внешняя автономность: грамматика в целом представляет
собой автономный когнитивный компонент, который во взаимодей-
ствии с другими когнитивными компонентами определяет языковое
поведение;
- внутренняя автономность: в рамках грамматики выделяются
Компоненты, обладающие значительной автономией друг по отно-
шению к другу; то есть, правила одного компонента могут получить
Доступ к информации других компонентов только при взаимодейст-
вии компонентов; однако это не 9значает, что разные компоненты, 104
и М. грамматики, обладают совершенно различной природой. Напротив: фонология и синтаксис обладают большим числом фундаментальных формальных свойств.
Среди прочего, выделяются М. овладения языком у ребенка, в соответствии с различными задачами, решаемыми человеком при овладения грамматикой [Peizer, Olmsted 1969: 60]. А в стандартной «нативистской» генеративной модели (принимающей гипотезу о врожденности языковой способности) утверждается:
1. Мозг подразделяется на некоторое число независимых вро-
жденных М.
2. Нейронные структуры, предопределяющие когнитивное по
ведение человека (в частности, языковое) не подвержено дарвинско-
му естественному отбору.
3. Естественные М., отвечающие за язык и когницию, не созре-
вают по ходу онтогенеза.
4. У всех людей одинаковая языковая компетенция.
Впрочем, критики считают, что эти последние четыре положения противоречат представлениям современной биологии, утверждающей прямо противоположное [Lieberman 1989: 199-204].
Кроме того, даже если принять только в общих чертах идею модульности при объяснении феноменов усвоения языка, следует признать, вслед за [Wexler, Manzmi 1987: 41], что некоторые аспекты языка и его усвоения регулируются не собственно языковым М., а М. обучения. К последнему М. относится и теория маркированности, внеположенная собственно языковой теории: иерархии маркированности вычисляются на основе принципов М. усвоения знаний.
В.Д.
НАТИВИЗМ (nutivism или inoatcncss от англ, native «природный, прирожденный» и innate 'врожденный') - концепция врожденности языка; один из главных постулатов генеративной грамматики, связанный с признанием языковой способности и языковых структур универсального порядка врожденными и входящими в биопрограмму человека, наподобие таких органов или систем, как кровообращение. Нативизм, пришедший в когнитивную психологию вместе с учением Н.Хомского, может принимать в разных направлениях когнитивной науки слабую и сильную форму, в зависимости от ответа на вопрос о том, какие именно языковые механизмы структуры, стратегии и т.п. являются врожденными, а какие - благоприобретае-мыми в процессе онтогенеза и когнитивного развития ребенка. Все теории овладения языком и его усвоения существенно зависят от установок на врожденный или, напротив, на неврожденный характер возникающего знания языка, и полемика по этому поводу, начатая чуть ли не с 60-х гг., продолжается и сегодня. В отечественной науке, 105
в традициях учения Л.С.Выготского и позднее А.Р.Лурия, принималась концепция исключительной важности социализации ребенка, но в американской психологии дебаты о врожденных структурах мозга шли не столько вокруг вопроса о врожденности языка (сами эти представления разделялись едва ли не большинством исследователей), сколько вокруг более конкретных вопросов о том, что именно следует считать предсуществующим появлению первых языковых форм и навыков.
Позиция сильного нативизма была сформулирована Н.Хомским; уточняя свою концепцию и указывая на таких предшественников как Платон или Лейбниц, он подчеркивал, что в более современных терминах эта позиция может быть сформулирована в следующем виде: «мы утверждаем, - пишет Хомский, - что главные свойства когнитивных систем даны в разуме врожденно (are innate in the mind), это часть биологического наследия человека...», и хотя происходящие в онтогенезе процессы иногда существенно зависят от окружения, оно играет роль только пускового и регулирующего механизма, не более [Chomsky 199 li: 15-17].
Отвечая на возражения своих противников, Н.Хомский считает все состоявшиеся на этому поводу дискуссии бесплодными и считает, что в настоящий момент очень важные эмпирические исследования, которые позволяли бы проверить выдвинутую им «гипотезу о врожденности» [Chomsky 19912: 33-34]. Задачу приведения таких доказательств и поставил перед собой С.Пинкер [Pinker 1994].
Интересно в этой связи отметить, однако, что в обстоятельной и глубокой рецензии на эту монографию М.Томазелло [Tomasello 1995] опровергает прежде всего те экспериментальные данные, которые, якобы, свидетельствуют в пользу гипотезы Хомского. Развиваемые им идеи могут быть определены как позиция умеренного нативизма, а суть его формулируется Томазелло в следующем виде. Врожденной является предрасположенность к овладению языком, к усвоению языковых навыков, умений и т.д. в процессе нормальной социализации ребенка и его актах общения со взрослыми, в ходе обучения языку и во время определенных этапов его когнитивного развития. Томазелло отмечает также, что к рассматриваемой гипотезе Н.Хомский пришел в результате чистого теоретизирования и логических решений проблемы, а не на основании каких-либо эмпирических данных: данные о языке, получаемые ребенком, якобы, так бедны, что из них он не может извлечь сведений об абстрактной организации языка, а сами эти сведения настолько сложны, что постичь их индуктивным путем невозможно. Все эти аргументы, однако, можно так или иначе опровергнуть, а предлагаемая С.Линкером интерпретация эмпирических данных неубедительна.
Другие ученые принимают все же положение о врожденности некоторых когнитивных структур и языка более спокойно и «нейтрально»,хотя вопрос об этом поднимается в любых исследова-
ниях детской речи, онтогенеза, когнитивного развития ребенка и Т.д., и он, таким образом, уже имеет особую историю своего освеще-
ния; ср. [McShane 1991; Menuyk 1988; Paivio 1986: 42^3, 84-85; Byrnes, Gelman 1991].
E.K.