Как устроен православный храм
Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь. Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Алтарь – самое сакральное место в храме, он отгорожен иконостасом, который нередко доходит до потолка. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с благословения (позволения) священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священнослужителей. К иконостасу примыкает возвышенная площадка, солея, на нее также нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).
У входа в храм
Приходить в храм следует до начала богослужения.
Подходя к храму, благочестивые христиане совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. Затем необходимо произнести краткую молитву.
В храме
Войдя в храм, прихожане покупают свечи и подают записки о здравии и упокоении людей, крещеных в Православной Вере. После, принято прикладываться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви, и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба).
До начала службы можно поставить свечи перед тем или иным образом, которые приобретают у входа в «свечном ящике».
Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.
Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благого поведения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет место наглое, хулиганское действие.
Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.
Церковный этикет
Существуют определенные церковные правила обращения к священникам и мирянам (сотрудникам храма и прихожанам).
«Брат», «сестра» - наилучшее обращение к мирянам.
«Батюшка» или «отец» - так называют священников как совершителей таинств, через которые люди рождаются к жизни духовной.
Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Игорь». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец Настоятель».
Жен-служителей алтаря, а также пожилых женщин, называют ласковым словом «матушка».
К архиереям (Патриарху, митрополитам, епископам) нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.
При обращении к священнослужителю письменно, иереев следует именовать «Ваше преподобие»,
· протоиереев- «ВашеВысокопреподобие»,
· епископов - «Ваше Преосвященство»,
· архиепископов и митрополитов - «Ваше Высокопреосвященство»,
· Патриарха - «Ваше Святейшество».
Благословение священника
Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником (или епископом) испросить благословение.
Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.
Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте.
Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.
Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.
Церковная записка
Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
2. Озаглавьте ее – «о здравии» или «о упокоении».
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
9. Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.
Выход из храма
Завершением богослужения является выход священника с крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и руку священника, держащую крест.
Принимая благословение священника, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии. Отойдя, нужно поклониться священнику.
Выходя их храма, нужно сотворить три поясных поклона с крестным знамением.
.
Приход святого великомученика Георгия Победоносца п.Юрья Кир. Вят. Епархии Рус. Прав-ной Церкви