На наиболее высокую ступень интеграции нацелены российско-белорусский Договор об образовании Сообщества двух стран, подписанный 2 апреля 1996 г., и заключенный ровно через год Договор о Союзе Беларуси и России. Союз Беларуси и России занимает особое место в интеграционных процессах Содружества. Это определяется прежде всего тем, что при образовании “субрегиональных объединений” речь идет, как правило, об интеграции в чистом виде, а при формировании Союза Беларуси и России, как крупного регионального объединения, стороны с самого начала продекларировали развитие всесторонней интеграции и, что особенно важно, намерение создавать тесный союз на двусторонней основе, с последующим единением двух стран в Союзное государство. В 1999г. был подписан и 26 января 2000г. вступил в силу “Договор о создании союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь”.
Согласно ст.2 Договора целями формирующегося Союзного государства являются:
· обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
· создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
· неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
· проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
· формирование единой правовой системы демократического государства;
· проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
· обеспечение безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
В целях создания единого экономического пространства государства-участники Договора заявили основополагающие принципы, согласно которым будет формироваться Союзное государство:
q действие унифицированного, а затем единого законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство (ст.20);
q принятие согласованных мер по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проведения единой структурной политики (ст.21);
q поэтапное введение единой денежной единицы с одновременным созданием единого эмиссионного центра (ст.22);
q действие единых принципов взимания налогов (ст.27);
q осуществление единой политики в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов (ст.23);
q общий рынок ценных бумаг (ст. 24);
q применение единых ставок рефинансирования и общих норм резервных требований к банкам (ст. 25);
q создание единой правовой базы в части обслуживания и погашения внешнего и внутреннего долга, порядка осуществления внешних заимствований и иностранных инвестиций (ст.26);
q проведение единой торговой политики в отношении третьих стран, международных экономических организаций и экономических объединений, применение единых ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, единых таможенных режимов и единого порядка таможенного оформления и контроля, унифицирование законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и о защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли (ст.28);
q действие единого таможенного пространства в Союзном государстве, в отношении которого применяются: единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений ввоза и вывоза; единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешения на ввоз и вывоз товаров (ст.29);
q функционирование в пределах Союзного государства объединенных энергетической, транспортной и телекоммуникационной системы, системы связи (ст. 30);
q действие унифицированного трудового законодательства, законодательства в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения (ст.31);
Союз России и Белоруссии отвечает интересам двух стран, поскольку в этом случае будут восстановлены производственные и хозяйственные связи, создано единое экономическое пространство. Как в России, так и в Белоруссии понимают, что сближение основных макроэкономических и социальных показателей, проведение единой структурной политики, переход к единой валюте и еще многое другое является трудоемким и сложным делом, но это не может быть препятствием для объединения двух стран, поскольку при общей заинтересованности двух государств решение указанных вопросов является лишь делом времени.
Конечно, стратегические выгоды, которые Россия и Белоруссия получат от объединения, должны увязываться с экономической основой каждого из государств, его финансовыми возможностями. Тем не менее, поэтапное продвижение в создании полноценного союзного государства, в конечном счете, должно нести выгоды и российскому и белорусскому народам.
Следует учитывать, что Договор о создании Союзного государства призван объединить в одно целое асимметричные составляющие: федеральное государство (Россию) и унитарное государство (Белоруссия), ВВП Белоруссии составляет 14% от ВВП РФ; существенно различаются механизмы хозяйствования: Россия значительно дальше продвинулась в создании рыночных структур. Так, доля частного сектора в ВВП РФ составляет 70%, а в Белоруссии – лишь 20%. Отсюда вытекает задача сближения (конвергенции) хозяйственных механизмов, ускорения введения общих правовых основ и методов регулирования социально-экономических процессов (естественно, по мере созревания необходимых предпосылок и условий и наличия политической воли).
Поэтапная валютная интеграция на основе введения к 2005 г. единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра (о чем уже шла речь выше) столкнулась в октябре 2003 г. с крупными проблемами и противоречиями между странами. С 1 июля 2004 г. предлагалось ввести в обращение в Белоруссии российский рубль. Но обсуждение условий валютной интеграции привело страны в тупик, “высветило” несовпадение позиций сторон по целому ряду принципиальных вопросов. Обе стороны ужесточили требования к партнерам по формированию Союзного государства.
Отметим, что эти события совпали по времени с формированием еще одного субрегионального объединения на пространстве СНГ, о чем договорились Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан.