Таблица V. I. Логика систем занятости

Противодействие контролю предприятий над рынками труда может исходить из двух основных источников. Источником от­раслевой модели являются сильные рабочие организации. Эти группы прежде всего занимаются созданием профессиональных карьерных траекторий. Я называю такую концепцию контроля отраслевой, потому что она опирается на профессиональное обу­чение либо непосредственно на рабочем месте, либо посредством сертифицированных обучающих программ, когда обучение про­ходит как на работе, так и в классах. В таких системах различия между менеджерами и работниками не слишком велики, так как управленческая работа ещё не полностью превратилась в про­фессию, и поэтому менеджеры низшего звена часто набираются из числа рядовых работников. Тем, кто нанимает новых работни­ков и руководителей низшего звена, близки взгляды самих работ­ников, потому что они проходят ту же профессиональную подго­товку, что и те, кого они нанимают на работу. Типичная карьера связана с определённой профессией или набором профессий в рамках отрасли [Streeck 1996: 142-144].

176

 

Белые воротнички склонны поддерживать профессиональную систему, в которой привилегии зависят от экспертного знания [Stinchcombe 1959]. Профессионализм — это концепция тру­да, для которой характерна важная роль коллег по профессии, поддержка коллегиальности при помощи ассоциаций и опора на университеты в вопросах обучения персонала. Существуют по меньшей мере два варианта реализации системы професси­онализма, которые, впрочем, зависят от того, в какой степени профессиональные группы полагаются на государство или на частные ассоциации. В случае государственнического профес­сионализма государство играет непосредственную роль в соз­дании системы профессий. Оно создаёт систему школ и аккре­дитаций. Зачастую оно устанавливает систему экзаменов для поступления в эти школы и тем самым развивает иерархию про­фессиональных групп. Наконец, оно часто является главным ра­ботодателем для членов профессиональных групп. Система го­сударственнического профессионализма привлекает экспертов, которые могут помочь правительству передавать политические проблемы на рассмотрение профессиональной экспертизы, тем самым деполитизируя эти проблемы. Системы профессио­нализма, полагающиеся на частные ассоциации в вопросах подтверждения квалификации, как правило, более автономны от государства и корпораций. В данном случае экспертные со­веты выдают сертификаты новым членам профессиональных групп посредством экзаменационных систем, либо посредством управления программами подготовки. Разумеется, что для леги­тимации своего монопольного положения в сфере сертифика­ции подобные системы опираются на государство. Однако они сохраняют свою автономию, заявляя, что только они обладают достаточными знаниями для сертификации других профессио­нальных групп. В обоих представленных вариантах карьерные траектории построены вокруг компетенций или областей зна­ния и, следовательно, не привязаны к отдельному предприятию или отрасли.

Когда мы говорим о системах занятости, одной из задач яв­ляется включение в анализ образовательной системы. Э. Эббот утверждает, что «12 лет, проведённые в школе большинством граждан.., со всей очевидностью подготавливают в скрытом виде модель для последующего формирования производствен­ных отношений... образование является главной опорой со-

177

 

временных структур найма персонала» [Abbott 1989: 287-288]. Степень, в какой в обществе развиты системы занятости, осно­ванные на приверженности отрасли, профессии или организа­ции, является одновременно причиной и следствием структуры всей образовательной системы — от детского сада до защиты дипломных проектов.

Марксисты склонны рассматривать образовательную систе­му как источник воспроизводства и легитимации капиталисти­ческого неравенства [Bowles, Gintis 1976]. Раз школы с момента своего формирования способствуют воспроизводству систем занятости, они могут оказывать ключевое влияние в двух слу­чаях. Во-первых, в те критические моменты, когда существует возможность появления систем занятости, акторы в образо­вательной системе, объединённые с менеджерами, профессио­нальными группами, работниками или государством, могут сы­грать свою роль в институционализации какой-либо системы отношений занятости. Это особенно важно для тех групп, кото­рые пытаются утвердиться в качестве профессионалов. Универ­ситеты служат основой власти, необходимой для легитимации притязаний этих групп по контролю над сертификацией.

Во-вторых, появившиеся образовательные элиты могут ока­зывать влияние на подготовку различных групп работников. В этом случае может иметь место обратная связь с системами за­нятости, способствующая их воспроизводству или разрушению. Массовое производство юристов в США в 1970-е и 1980-е годы изменило многие черты отношений занятости, включая склон­ность работников использовать судебную систему для оказания давления на работодателей. Другим примером служит попытка медицинских вузов взять под свой контроль предложение труда врачей в США, тем самым увеличивая их относительные дохо­ды и автономию [Starr 1982].

В той степени, в которой педагоги образуют обособленную группу в обществе, они разделены согласно относительному размеру и силе групп своих потенциальных клиентов. Началь­ные и средние школы конкурируют с местными колледжами и университетами за финансирование и влияние. Концепция кон­троля, присущая отраслевой системе, поддерживается средними школами и местными колледжами, тогда как профессиональная система получает поддержку от университетов. Так происходит потому, что средние школы и местные колледжи видят свою за-

1/8

 

дачу в подготовке студентов к работе на конкретных рабочих местах. Университеты же всячески подчёркивают, что они гото­вят студентов, способных аналитически рассматривать пробле­мы. Их студенты обладают множеством абстрактных знаний, специализируясь в какой-либо предметной области. Универси­теты представляют собой ворота для более продвинутой про­фессиональной подготовки. В них работают учёные, которые считают себя обладателями экспертного знания. Огромная по­слевоенная экспансия высшего образования в США привела к росту общего образовательного уровня населения. Сейчас око­ло 25% населения окончили колледжи. Неудивительно, что за это время выросло число профессионалов-специалистов и ме­неджеров. Это также усилило влияние университетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: