Геронтофобия
(gerontophobia; геронто+ фобия) навязчивый страх – боязнь встречи с лицами старческого возраста.
Геронтофобия
(геронто греч. phobos страх). 1. Навязчивый страх, боязнь общения со стариками. 2. Боязнь старости, старения.
Геронтофобия
(греч. geron phobos – страх) – 1. навязчивый страх постарения; 2. навязчивый страх встречи с лицами старческого возраста, вызванный болезненными причинами; 3. любой страх наступления старости. Например, в силу неспособности индивида принять её как непреложный законжизни.
Геронтофобия
1. Боязнь старости, старения.2. Навязчивый страх, боязнь общения со стариками. В обществе, где существует дискриминация старшегопоколения, отсутствуют условия для полноценной жизни в старости и не развита система поддержки пожилых, для индивида неизбежна боязнь старения. Человек с раздражением и страхом воспринимает происходящие в нем возрастные изменения, он внутренне не готов к ним и поэтому легко впадает в отчаяние, пытается скрывать свое самочувствие от окружающих или стремится во что бы то ни стало вернуть себе прежнее состояние.В современном обществе в старшей трудоспособной группе предпенсионного периода возрастает социальная напряженность, связанная с боязнью потерять свое место и оказаться невостребованными на рынке труда. Прекращение работы у не которой части пожилых людей воспринимается как крах всей жизни, свидетельство того, что общество отвергло человека. Результаты опросов показывают: многие пожилые считают, что с выходом на пенсию их жизнь закончилась. В данной ситуации особое значение имеет психологическая поддержка, направленная на снятие отрицательного состояния и помощь в поиске сферы приложения старым человеком своих способностей и интересов.г. может возникать не только по отношению к собственному старению, но и по отношению к пожилым людям. При этом данное качество может не проявляться явно и косвенно влиять на отношение социального работника (и других лиц, обслуживающих пожилых) к своим клиентам. Здесь нужно уметь распознавать в себе подобные проявления и управлять своими чувствами.СМ. также Дискриминация по возрасту, Эйджизм.
Геронтофилия заключается в сексуальном влечении к партнеру старческого возраста.
Геронтофилия
(геронто греч. philia любовь, влечение). Половое извращение, сексуальное влечение к лицам пожилого и старческого возраста. Сексуальное влечение к сверстникам либо вовсе отсутствует, либо при этом не испытывается в достаточной мере чувство удовлетворения.
Геронтофилия - это болезненное влечение, в том числе и половое, к ослабленным старикам. Часто сопровождается насильственными действиями в отношении стариков.
Гарольд и Мод (англ. Harold and Maude) — культовая чёрная кинокомедия американского режиссёра Хэла Эшби (1971 год) по одноимённой пьесе Колина Хиггинса.
Гарольд Чэйзен — сын состоятельной женщины. Мать не воспринимает сына самостоятельной личностью, предпочитая видеть в нём созданный ей же самой образ. Гарольд, страдая от одиночества, открывает для себя пожалуй единственный способ хоть как-то привлечь к себе внимание матери — инсценировка самоубийства. В дальнейшем это превратилось в излюбленное хобби — Гарольд осуществляет «постановку» множества самых разнообразных самоубийств.
Ещё одно увлечение Гарольда — похороны. Он старается не пропускать ни одних похорон в своём городе, приезжая туда на большом чёрном катафалке. На одних из похорон он знакомится с 80-летней Мод, увлечённой жизнью во всех её проявлениях настолько же, насколько Гарольд увлечён смертью. Вместе они проходят через целую серию необычных приключений, в результате чего Мод удаётся разобраться наконец в жизни Гарольда, что до сих пор не удавалось ни одному даже самому лучшему психоаналитику. Мод становится самым близким для Гарольда человеком — он в неё влюбляется. В ночь признания в любви он видит на её руке номер концентрационного лагеря. Несмотря на гигантскую разницу в возрасте, Гарольд собирается предложить ей руку и сердце. Однако он не знает, что Мод уже приняла решение — уйти из жизни сознательно, пока её тело окончательно не сковала старость.
«Геронтофилия» (англ. Gerontophilia) — канадский фильм 2013 года режиссёра Брюса ЛаБрюса, повествующий о романтических отношениях юноши и пожилого мужчины[1]. Премьера картины состоялась в рамках программы «Дни авторов» Венецианского кинофестиваля
18-ти летний Лэйк в общем ничем не отличается от своих сверстников. Но в определённый момент парень обнаруживает странную особенность своей сексуальности — его влечёт к пожилым мужчинам. Он воображает, что они тоже когда-то были молодыми, яркими и чертовски привлекательными. Его мать, которая работает медсестрой, берет парня на лето на работу в дом престарелых. Здесь Лэйк обнаруживает, что медперсонал злоупотребляет психотропными средствами, накачивая ими пациентов, чтобы поддерживать их в бессознательном состоянии. В заведении парень подружился и сблизился с пожилым мистером Пибоди. Между ними, несмотря на огромную разницу в возрасте, начинаются романтические отношения. Мистер Пибоди признается Лэйку, что мечтает увидеть океан в последний раз. Вместе они отправляются в поездку к Тихому океану. Лэйк, наконец, готов принять истинную природу чувств, которые он испытывает по отношению к мистеру Пибоди, но все меняется, когда поездка принимает неожиданный поворот.
В. Н. Сидорова (Тула, ТулГУ)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОКОЛЕНИЙ ВНУТРИ СЕМЬИ
Проводится теоретический анализ межпоколенных отношений внутри семьи, в частности отношения родители - дети, семейная пара -прародители, и прародители - дети. Показана динамика потребностной сферы внутрисемейных отношений, которые удовлетворяются в различные возрастные периоды, выделены особенности их появления в зависимости от жизненных задач личности.
Проблема субъективных отношений личности в отечественной психологии впервые была поставлена А. Ф. Лазурским и сформулирована в виде теории В. Н. Мясищевым в 1957 году. В.Н.Мясищев характеризует отношение как основанную на индивидуальном опыте избирательную, осознанную связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности. Отношения связывают человека не только с внешними сторонами вещей, но и с их сущностью, смыслом [1], таким образом, динамика отношений является смыслообразовательным процессом, сменяющим ценности объектов и явлений в процессе индивидуального развития.
Отношения поколений внутри семьи формируется в конкретной исторической и культурной среде. Коллективные представления о структуре семейных отношений представлены в продуктах «высокой» культуры (изящные искусства, классическая музыка и литература и пр.) и массовой, «народной» культуры (фольклор, сказки, мифы, песни и т.д.) Нормативная модель семейных отношений может проявляться в ее видах, но наиболее ярко представлена в тех их формах, которые направлены на воспитание будущего поколения. Кроме того, нормы общества проявляются также и в религиозной культуре: текстах, произведениях искусства, ритуалах и пр. Религия как бы проявляет, эксплицирует ту скрытую совокупность отношений, в которые вступают люди на протяжении жизни. В религии эти отношения приобретают освященное, идеальное, предписываемое значение: так фиксируется идеал человеческих отношений и поведения.
В течение жизни человек вступает в различные виды взаимоотношений. В концепции личности как субъекта жизни жизненный путь взрослого предстает как индивидуальная история, творимая его индивидуальными выборами, решениями, поступками. (С. Л. Рубинштейн) Семейное же влияние является фундаментом построения личности, оно создает особые «события среды» (Б. Г. Ананьев), изменить которые человек не может. Отношения поколений внутри семьи, по нашему мнению, это осознанная и неосознаваемая связь со значимыми для личности людьми, которые на этапах их развития характеризуются сильной эмоциональной значимостью и специфической готовностью к осуществлению направленного действия. Анализируя внутрипоколенные отношения в семье в историко-культурном контексте, мы выделили, по нашему мнению, наиболее актуальные для российской семьи виды отношений поколений: 1) отношение детей и родителей; 2) отношения семейной пары и прародительской семьи; 3) отношения детей и прародителей.
По отношению к родительской семье выделяют пласт потребностей, которые остаются актуальными на протяжении всей жизни личности. Мы охарактеризуем некоторые из них.
1. Потребность в безопасности. Родительская семья является основой чувства безопасности. Сложившиеся отношения привязанности способствуют снижению чувства тревоги, возникающей при взаимодействии с новыми объектами или стрессогенными ситуациями. Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя ее при взаимодействии личности с внешним миром. Кроме того, родители могут являться для своих детей источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. Потребность в освоении определенных способов поведения и приобретении жизненного опыта. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, отчасти неосознанно имитируя их, что является одним из аспектов идентификации с Другим. Дети усваивают непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты) и
воспроизводят поведение родителей благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера).
3. Потребность в авторитете - родительская семья выполняет функции социального контроля. Критическое мнение родителей способствует развитию самосознания, так как неизбежно вызывает сопротивление. Таким образом, дети невольно ориентируются на положительную оценку столь значимой группы как родительская семья.
4. Потребности в любви, опеке, в психологической и физической близости и семейном общении, удовлетворение которых способствует возникновению «психотерапевтического эффекта» родительской семьи и скрепляет зависимость ее детей.
5.Потребность в поддержании материальных условий жизнедеятельности семьи. Эта группа потребностей может быть связана с содействием в организации и взаимным участием в жизни семей, связанных родственными узами [2].
Детско-родительские отношения на всех этапах их развития характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя, поэтому привлекают внимание исследователей самых разных направлений. Огромный вклад в развитие представлений об отношениях детей (в том числе взрослых) и их родителей внесла теория классического психоанализа. Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, с другой - как первый законодатель, который определяет границы допустимого поведения. Психоанализ указывает, что развитие девочки движется от привязанности к матери в направлении идеализации отца. З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителей должен быть неизбежным для его социального благополучия, но «внутренние отношения» с родителями не заканчиваются на этом. Многие исследователи данного направления отмечают связь взрослых детей с родителями как интернализированными объектами, оказывающими непосредственное влияние на проявление паттернов поведения. (Chemin, Stem & Braunschweiler-Stern, Р. Балзам, В.В. Старовойтов и др.). Интернализации поддаются осознанию, когда следующее поколение проходит определенные вехи в жизненном цикле, и часто лишь тогда, когда женщина становится матерью, она переживает полное влияние собственной интернализованной матери. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к данной проблеме, к числу которых относятся концепции Э. Эриксона, Э. Фромма, Д. Боулби, К. Роджерса и других.
Так, в теории привязанности Д. Боулби и М. Эйнсворт привязанность ребенка к матери характеризуется двумя противоположными тенденциями: стремлением к риску, активному познанию мира, которое уводит ребенка от родительского дома (матери, или другого близкого взрослого, ухаживающего за ребенком); стремлением к защите и безопасности, которое возвращает его обратно; и, чем надежнее семейная привязанность, тем выше инициативность ребенка. С одной стороны, ребенок осознает себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. С другой, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего, к матери). Поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством, а сохраняется на протяжении всей жизни и продолжает играть важную роль, определяя не только дальнейшие отношения к родительской семье, матери, но и выступая в качестве опосредующего звена при построении любых других близких эмоциональных отношений (дружеских, супружеских, родительских). (М. В. Яремчук). Так, исследователь отношений привязанности П.Криттенден отмечает, что «с нашими родителями мы должны постепенно трансформировать несимметричные и не обоюдные отношения детства по направлению к большей симметрии и обоюдности....По отношению к детям мы должны принять роль заботящегося лица в несимметричных и не обоюдных отношениях, которые со временем, когда ребенок вырастет, будут трансформированы» [3].
Отношения к родителям остаются актуальными на протяжении всей жизни личности и проходят разные этапы в своем формировании: от безусловной любви, близости и принятия в раннем детстве до принятия уже осмысленного, с глубоким переживанием близости и понимания родителей в зрелости и старости.
Потребностная сфера, связанная с детско-родительскими отношениями остается актуальной в течении жизни личности, но вместе с тем, она не является однозначной на разных ее возрастных этапах. Так, потребность в безопасности, является наиболее актуальной на ранних этапах развития ребенка, и снижается с постепенным отдалением ребенка от родительской семьи. Учитывая существующие периодизации [4], возраст ухода из семьи приходится на первую фазу периода зрелости, который располагается с 20 до 30 лет и характеризуется стремлением к самостоятельной и независимой жизни, и кроме того, осознанием себя взрослым и полноправным членом общества. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Как считают Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант и многие другие, именно здесь наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей, закладываются предпосылки профессиональной реализации.
Даже при относительно мягком переходе «взрослого» ребенка к независимости, противопоставления родителям не избежать. Об этом пишет Д. Б. Эльконин, детям свойственно все же противопоставлять себя взрослому, и причиной этому может быть общая «тенденция к самостоятельности, к эмансипации от взрослого необходимой предпосылкой и обратной стороной построения новой системы отношений между ребенком и взрослым...»[5].
Таким образом, вместе со стремлением к независимости личность начинает использовать иные ориентиры поддержания чувства безопасности, это могут быть группа сверстников, супруг/супруга, профессиональные или статусные личностные позиции и др. По отношению к родителям, потребности в освоении определенных способов поведения, в авторитете, в любви и опеке также имеют тенденции к переключению значимости с родительской семьи к иным объектам, ближе к подростковому возрасту ими могут становиться учителя, авторитетные сверстники, мужья и жены, кумиры и многие другие объекты, которые не относятся к внутрисемейному кругу.
Тем не менее, потребность в поддержании материальных условий остается актуальной для личности значительно дольше. Так, «выросшие» из родительской семьи дети формально ее покидают, но еще долгое время остаются под ее влиянием, и основными сферами семейного влияния являются: быт, дети, интимность и семейное общение.
Внутрисемейная структура меняется, когда дети вырастают и покидают «родительское гнездо», отношения поколений также переходят на новый уровень - это уже отношения семейной пары и прародительской семьи. Отношения новой семейной пары с прародительской семьей практически не изучены. Классифицировать и исследовать процессы развития в период взрослости сложно, так как многое здесь зависит от индивидуального поведения. Изменения мышления, поведения и личности лишь в незначительной степени обусловлены хронологическим возрастом или специфическими изменениями в организме, в гораздо большей степени они определяются личными, социальными и культурными факторами. Психоаналитическими теоретиками личность осмысляется как самостоятельная единица, уже в полной мере испытавшая на себе влияние ближайшего окружения, в отечественной психологии отношения взрослых детей и родителей также не проработаны. Тем не менее, в концепциях Э. Эриксона, А. Маслоу, Дж. Роттера показана необходимость адаптации развивающейся личности к жизненным изменениям в молодом и зрелом возрасте, в том числе и в отношениях с прародительским поколением.
Э. Фромм считает, что на данном этапе родители должны проявить себя в иной форме, так как сущность родительской заботы предполагает любовь к растущему ребенку, родитель должен желать, чтобы ребенок отделился от них. «.Мать должна не только вытерпеть отделение ребенка, но должна хотеть этого, способствовать этому» [6]. Родительское отношение также претерпевает кризис: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ребенком, максимально уберечь его от опасностей, с другой — он должен не только мириться с отделением ребенка, но и желать этого, стремиться к этому.
Социальные перемены молодого и зрелого возраста - такие как уход из семьи - те важные перемены, которые требуют психологической и социальной адаптации. В новом окружении человеку нужно восстановить доверие, обрести независимость, завести новых друзей и доказать свою компетентность и трудолюбие. Поиск независимости оборачивается испытанием на стойкость волевых качеств и устремлений личности. Происходит переосмысление ценностей, которое видится закономерным и естественным и нередко носит сознательный характер: характерные изменения переживаются достаточно остро и возможности личности позволяют в определенной степени проследить временные механизмы новообразований, перспективные и ретроспективные взаимосвязи. Несмотря на испытываемый натиск внешних изменений, внутренние изменения происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями.
Успешность жизненного пути взрослого тесным образом связана с семейными отношениями и трудовой деятельностью, и отделение от родительской семьи связано с тем и другим. Уже в описаниях ранней взрослости акцент делается на личностной индивидуальной активности, которая направляется на реализацию представлений и образов желаемого будущего. Оно становится возможным с появлением чувства близости (интимности) с другим человеком (Э. Эриксон) и, как следствие, желания объединиться с ним для построения собственной семьи; чувства самостоятельности и самодостаточности вследствие успешной профессиональной реализации, которая также позволяет личности пробовать доверять себе в принятии решений и принимать всю полноту ответственности за ведение личного хозяйства.
В процессе отделения от родительской семьи приобретаются разные уровни или оттенки независимости. Так, Р. Хоффман выделяет их четыре разновидности [7]. Первой здесь выделяется эмоциональная независимость, когда молодые люди становятся менее социально и психологически зависимыми от своих родителей в том, что касается поддержки и любви. Вероятно, это связано с появлением других значимых объектов привязанности, с которыми связываются новые жизненные ориентиры. Аттитюдная независимость характеризуется изменением системы установок, ценностей и систем убеждений, отличающихся от тех, которые свойственны их родителям. У подростков проявляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой жертвой становятся родители. Функциональная независимость имеет отношение к способности молодого взрослого содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы. И, конфликтная независимость предполагает отделение от родителей, при котором молодые люди не испытывают чувства вины и не считают что они совершают предательство.
В проведенном нами исследовании были показаны значительные личностные перемены, связанные с оставлением родительского дома, которые касались изменения видения собственной жизни, переосмысления ценностей родительства и отношения к собственным родителям в частности. Так, потребность в обретении собственной семьи и ведении самостоятельного хозяйства является здесь ведущей, но характерно сохранение эмоциональной зависимости уже взрослых детей от родителей, многие испытуемые указывали на необходимость поддержки в разных сферах жизни, таких как медицина и лечение, крупные покупки и т.д. Испытуемые говорили о позитивном характере изменений отношений с родителями, возрастании их значимости и снижении категоричности, переоценки ценностей и стремлении к новым типам сотрудничества [8].
Таким образом, связанная с родительской семьей потребностная сфера в молодом и зрелом возрасте имеет значительную динамику. Она связана с повышением актуальности потребности в авторитете прародительской семьи в решении жизненных задач и в освоении определенных способов поведения, приобретении жизненного опыта. Столкновение с новыми жизненными ситуациями стимулирует обращение взрослых детей к родительскому опыту, что является источником значительной переоценки его ценности. Так, в нашем исследовании, направленном на изучение особенностей переживания близости к родителям взрослых детей показано, что доверие и принятие родительской семьи, обретение чувства психологической близости с ними является трансформацией личностных смыслов, обретенных после прохождения личностью критических жизненных периодов.
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Отношения прародительской семьи и детей тесно связано с новыми для прародителей ролями, так как приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу, таким образом, освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Исследователями (А. С. Спиваковская, П.Робертсон, О. В. Краснова) показывается, что если прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей проявляется тогда, когда они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее, или напротив, «с восторгом и усердием» захватывают родительскую роль, лишая ее молодых родителей.
Деятельность прародительского поколения по воспитанию нового поколения свободна от многих обязанностей и напряженных конфликтов, которые характерны для детско-родительских отношений, поэтому в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста [10].
Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли в отношениях с внуками предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:
• формальные - строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;
• суррогатные родители - берут на себя ответственность и заботу о внуках;
• источник семейной мудрости - осуществляют связь с семейными корнями;
• затейники - организуют отдых и досуг внуков;
• отстраненные - редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков [10].
О. В. Краснова отмечает этапы прародительства и связанную с ними динамику отношений с внуками. Так, первый этап - «молодая бабушка» -начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; второй - «старая бабушка» - наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье. Третий - «пожилая женщина», «старая женщина» - начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей - меняется баланс независимости и автономии членов семьи - большая часть ответственности в отношениях переходит на сторону выросших внуках, которые вынуждены помогать и родителям и прародителям. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Анализируя особенности потребностной сферы, характерной для отношений прародительское поколение - дети, можно отметить, что вместе с изменением жизненной ситуации, состояния здоровья, статусных позиций и др. происходит заметная деформация приоритетов актуальности. Так, на первый план здесь выходит потребность в передаче жизненного опыта - приведенное исследование показывает, что даже самые отстраненные прародители стремятся транслировать новому поколению семейные традиции, ценности. Кроме того, здесь снова становятся актуальными потребность в безопасности, возможно, ощущении жизненной преемственности в семье детей. Потребность в любви и опеке тесно связана с ухудшением здоровья и уходом из жизни близких прародителей - от более молодых членов семьи ожидается активность и стремление в обеспечении нужд старости. Потребность в поддержании материальных условий жизнедеятельности семьи также может быть актуальна, прародителями сохраняется тенденция к сбережению средств для внуков, выделение им дополнительных карманных расходов за счет собственного финансового ограничения.
Таким образом, анализ проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя это и не всегда осознается самими членами семьи - родителями, детьми и внуками. Делая общий вывод можно говорить о том, что потребностная сфера, связанная с родительской семьей остается актуальной в разные жизненные этапы, меняется значимость ее отдельных элементов. Так, на этапе раннего детства наиболее актуальными являются потребности, связанные с поддержанием безопасного существования, осуществлением поддержки, передачи опыта, материальной помощи. На этапе становления независимости значимость отношений с родителями перемещается в область усвоения определенных способов поведения, эмоциональной и материальной поддержки. В среднем возрасте в отношениях на первый план выходит стремление в передаче жизненного опыта с острой необходимостью в помощи в решении насущных проблем существования. Можно говорить о том, что все грани отношений родителей и детей, прародителей и семейной пары, прародителей и детей тесно взаимосвязаны друг с другом, в течение жизненного цикла личности приходится осваивать все эти формы отношений, ведь успешность реализации личности в жизни во многом зависит от умения нести и сохранять необходимые отношения между поколениями внутри семьи.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-otnosheniy-pokoleniy-vnutri-semi#ixzz32BYzjN73
ПРАРОДИТЕЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МНОГОПОКОЛЕННОЙ СЕМЬЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ