аспирант, ГУО «Академия последипломного образования»,
г. Минск, Республика Беларусь
Email: vkondrashova@tut.by
В Республике Беларусь, как и во всем мире, наблюдается активный процесс постарения населения, характерной особенностью которого является значительное увеличение среди населения численности лиц пожилого возраста. В настоящее время в нашей стране проживает более 1 млн. 800 тыс. человек в возрасте старше 60 лет. Существующая тенденция к старению населения вызывает повышенный интерес ученых и специалистов различных отраслей науки [10, с. 9].
Проблема организации социально-психологических условий развития личности пожилого человека является чрезвычайно актуальной, поскольку ее решение не только определяет активность пожилого человека и его позицию в жизни общества, но и выводит эту проблему в более широкий социальный контекст. Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе отражены в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь преклонного возраста».
|
|
Одной из острых проблем лиц пожилого возраста является их социальная изоляция. Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы. Обществу, в том числе и семье, необходимо приложить усилия, для того, чтобы пожилые люди могли почувствовать себя востребованными, ощутить заботу и внимание окружающих.
Одним из факторов, который может в одном случае способствовать, а в другом — препятствовать социальной изоляции пожилого человека в обществе, является роль семьи, детей и внуков в его жизни [4, с. 30].
Современная многопоколенная, или мультипоколенная [1, с. 115]; [3], семья традиционно понимается как тип семьи, в которой живут вместе три и более поколений, связанных общим хозяйством. Это, как правило, прародители (бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка), родители и их дети.
Особенностью многопоколенных семей В.В. Пациорковский называет тот факт, что они «могут хорошо сохраняться и функционировать не только под одной, но и под разными крышами» [7, с. 126]. По мнению автора, многопоколенная семья имеет преимущество над нуклеарной. Каждый член мультипоколенной семьи включен в широкий круг социальных отношений и связей, которые опираются на требования сегодняшнего дня, на прошлое и будущее. В отношении ребенка в такой семье «складываются и закрепляются определенные обязанности не только у отца с матерью, но и ближних и дальних родственников» [там же, с. 127]. В таких семьях наряду с родителями большое влияние на формирование личности детей оказывают и прародители (дедушки и бабушки), даже если они проживают отдельно от своих внуков. Многие из них (прародителей) активно участвуют в воспитании своих внуков в выходные дни и в любое свободное от работы время, общаются с внуками при помощи современных коммуникационных систем, и часто оказывают серьезное позитивное влияние на успешную социализацию детей дошкольного возраста (своих внуков) через трансляцию социально значимых семейных ценностей.
|
|
Современные ученые (А.Я. Варга, О.В. Краснова, А.В. Петровский, Т.А. Репина, Т.В. Сенько, А.С. Спиваковская, М.И. Стельмахович, Л.А. Таланова и др.) в своих работах говорят о признании особой роли авторитета старшего поколения, об этике внутрисемейного общения, образе жизни, стиле внутрисемейных отношений; подчеркивают исключительную роль прародителей в воспитании детей, осуществлении связи поколений, «без которой невозможно само знание об осуществимости жизни в любом возрасте, о жизни как явлении бесконечном» [6].
Прародителями принято называть предшествующее поколение. «Пра-» по мнению В.И. Даля означает «родство или связь в дальнем восходящем или нисходящем порядке, предков, потомков; простое предшествование чему-либо во времени; исконный, начальный» [2, с. 622]. Это прадед — отец деда (бабушки). Прабабушка — мать деда (бабушки). С.И. Ожегов называет прародителя «родоначальником».
В нашем исследовании мы определяем прародителя как родственника, который начинает род, т. е. предшествует следующему поколению и связывает предыдущее поколение с последующим, обеспечивает родство и связь поколений во времени, связывает настоящее, прошлое и будущее. На конструктивных отношениях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи основано благоприятное взаимодействие всех поколений. А.С. Спиваковская считает, что «основная задача всех участников семейного союза в трех поколениях заключается в создании эмоционально ровных, взаимоприемлемых свободных и независимых, но содружественно конструктивных отношений» [9, с. 121]. Так на позитивных эмоциональных отношениях, взаимопонимании, взаимоуважении, взаимопомощи основано благоприятное взаимодействие всех поколений в семье.
У прародителей, как у самого старшего поколения в семье, уже сложившиеся и устоявшиеся жизненные принципы и ценности. Ценности общества, семейные ценности, происходящее вокруг они соотносят с индивидуальным опытом, анализируют, оценивают и, таким образом, закрепляют свою позицию и взгляд по отношению к окружающим событиям, явлениям и т. д., что в свою очередь, «обеспечивает их прагматическую результативность» [11].
Социализирующая роль прародителей определяется ролевыми установками старшего поколения в семье. О.В. Краснова называет следующие ролевые установки: материально обеспечивать семью; воспитывать внуков; продолжать профессиональную деятельность; помогать по хозяйству; передавать профессиональные знания; сохранять семейные традиции [5, с. 58]. Выполняя эти роли и функции, пожилые люди чувствуют свою значимость.
О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, Т.Д. Марцинковская, А.С. Спиваковская и др. говорят о том, что для пожилых людей очень важно наличие в семье внуков и участие в их воспитании. Активная позиция старшего поколения в жизнедеятельности семьи повышает авторитет пожилого человека в семье, «ведет к осознанию им своей полезности и облегчает социальную адаптацию в пенсионный период» [8].
В современном обществе по причине занятости родителей все чаще в воспитании детей принимают участие прародители. Бабушка и дедушка нередко берут на себя ответственность за семью и становятся главными воспитателями внуков. В современной семье из-за возникающих различных социальных проблем прародители иногда полностью вынуждены заменить ребенку родителей и взять на себя функцию родительства.
|
|
Прародители оказывают влияние на формирование подрастающей личности ребенка в процессе общения с ним. Чем более значимым для ребенка является взрослый, тем большее влияние на формирование личности он оказывает.
Таким образом, прародителям отводится серьезная роль в обществе, семье и многопоколенных взаимоотношениях. Мы видим роль старшего поколения в передаче жизненного и социального опыта последующим поколениям. Именно прародители — хранители семейных традиций, обычаев, семейных ценностей. Они способны передать накопленный жизненный опыт последующим поколениям, своим детям и внукам. Общение прародителей во взаимодействии с семейным социумом, представителями разных поколений помогает сохранить активную жизненную позицию старшего поколения, что способствует успешной трансляции, передаче и сохранению семейных ценностей.