Глава 2. Виды таможенных платежей

Глава 1. Таможенные платежи.

Таможенные платежи — это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Легальное определение таможенных платежей отсутствует, что порождает большое количество споров о сущности данного понятия.

Статья 70 ТК ЕАЭС предусматривает следующие виды таможенных платежей:

• ввозная таможенная пошлина;

• вывозная таможенная пошлина;

• налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

• акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

• таможенные сборы.

В целях защиты экономических интересов России и Евразийского экономического союза могут применяться:

1) специальная пошлина, предварительная специальная пошлина;

2) антидемпинговая пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина;

3) компенсационная пошлина, предварительная компенсационная пошлина.

Для оперативного регулирования объемов ввоза и вывоза отдельных категорий товаров законодательством РФ могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины.

Особые признаки таможенных платежей:

1) выполняют фискальные, регулятивные и протекционистские функции;

2) регулируются ТК ЕАЭС (разд. 2), международными договорами государств — участников Евразийского экономического союза, решениями комиссий, Законом о таможенном регулировании, Законом РФ "О таможенном тарифе", а также законодательством РФ о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;

3) имеют фискальный характер, так как подлежат в установленном порядке обязательному отчислению в бюджеты государств — участников Евразийского экономического союза с предварительным распределением ввозных таможенных пошлин и иных эквивалентных платежей;

4) имеют трансграничный характер, так как взимаются только в случае перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и являются обязательным условием такого перемещения;

5) правом взимания таможенных платежей наделены таможенные органы государств — участников Евразийского экономического союза;

6) уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государств — членов ЕАЭС. За неуплату, нарушение сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности;

7) имеют комплексный характер, так как включают фискальные платежи: налогового (НДС, акцизы) и неналогового характера (таможенные пошлины, сборы, иные пошлины);

8) порядок и правила уплаты таможенных платежей зависят от вида таможенной процедуры, под которую помещается товар, и направления перемещения товаров.

Особенности взимания таможенных платежей с физических лиц при перемещении товаров для личного пользования - таможенный платеж в данном случае является совокупным, т.е. не дифференцируется на отдельные пошлины и налоги.

Для более точного уяснения понятия "таможенные платежи" следует обратить внимание, что оно уже, чем понятие "платежи, предусмотренные таможенным законодательством", так как в состав последних дополнительно включаются обязательные платежи, уплачиваемые при реализации конфискованных товаров, проценты за предоставление плательщикам отсрочек" или рассрочек', а также пени и штрафы.

Также следует отличать "таможенные платежи" от "платежей, взимаемых в связи с импортом и экспортом товаров", описанных в ст. 30 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Последние не относятся к таможенным платежам, не взимаются таможенными органами и являются оплатой услуг, предоставленных государственными органами специальной компетенции в области технического контроля, количественных ограничений оборота товара, лицензирования, осуществления валютного контроля, статистических услуг, подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям, экспертизы и инспекции, карантина, санитарной службы и фумигации и т.д.

При импорте товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза взимается большее количество разновидностей таможенных платежей, чем при экспорте с таможенной территории Евразийского таможенного союза.

Таможенная пошлина занимает центральное место в системе таможенных платежей, так как является основным инструментом таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу, носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенной пошлины находится в совместном ведении Евразийского экономического  союза и его сторон. Статья 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" относит к таможенным пошлинам ввозную таможенную пошлину, включая сезонные пошлины, и вывозную таможенную пошлину.

 

Глава 2. Виды таможенных платежей.

При пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы уплачиваются таможенные налоги - НДС, акцизы (по подакцизным товарам) и таможенные (ввозные, вывозные, а в ряде случаев - транзитные) пошлины.

Таможенное налогообложение — это отношения, складывающиеся между организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, определяемыми в соответствии с ТК ЕАЭС, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов. Чаще всего эти отношения напрямую связаны с осуществлением внешнеторговой деятельности.

При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

5) таможенные сборы:

• сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;

• сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;

• таможенные сборы за таможенное оформление;

• таможенные сборы за хранение товаров;

• таможенные сборы за сопровождение товаров;

• плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;

• плата за принятие предварительного решения;

• плата за участие в таможенных аукционах.

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенная пошлина — это «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта».[9] Разработана классификация видов таможенных пошлин:

1.По объекту обложения:

- Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

- Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по-разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

3. По характеру:

- Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

- Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

- Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

4. По происхождению:

- Автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- Конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТ\ВТО;

- Преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

5. По типам ставок:

- Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

- Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

- Номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

- Эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

По существу, выделяют четыре признака:

Обязательность. В установленных законом случаях пошлина взимается непременно, причем конкретный ее плательщик не может быть ни при каких обстоятельствах освобожден от ее уплаты. Уплата таможенной пошлины обеспечивается государственно-властным принуждением. Субъекты таможенно-тарифных правоотношений не вправе договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения. ТК ЕАЭС допускает в исключительных случаях предоставление плательщику отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, но спустя установленное время пошлина тем не менее должна быть уплачена. Тарифные льготы, предусмотренные законодательными актами, не могут носить индивидуального характера;

Индивидуальная безвозмездность. Уплачивая пошлину, плательщик не вправе рассчитывать на исполнение таможенными органами (по существу, сборщиками налога) или государством в целом каких-либо встречных обязательств перед ним;

Персональность. Плательщиками выступают юридические и физические лица. При этом, как и во всех других случаях, основным признаком плательщика является наличие у него самостоятельного источника дохода. Действительно, только тогда может состояться отчуждение принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств;

Абстрактность (или универсальность). Таможенная пошлина изымается в бюджет, и при этом законодательно не определены направления дальнейшего использования изъятых сумм. Они используются на общебюджетные нужды, подобно тому, как используются изъятые суммы налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и др. Использование осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований. Поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Национальным законодательством государств — членов Евразийского экономического союза предусмотрено применение тарифных квот. Если объем товаров не превышает установленного количества (квоты), применяется пониженная ставка таможенной пошлины, а когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка.

Тарифная квота — мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию отдельных видов товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины.

К налоговым составляющим таможенных платежей относятся НДС и акциз. С 1 февраля 1993 г. они стали взиматься при ввозе товаров на таможенную территорию России, что и послужило основанием отнесения их к системе таможенных платежей.

Современное состояние интеграционного процесса ЕАЭС в рамках Евразийского экономического союза не достигло уровня согласования налоговой политики государств — членов Евразийского экономического союза, что является задачей следующих этапов интеграционного развития.

В настоящее время порядок взимания НДС и акцизов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС и между членами ЕАЭС, определяется национальным налоговым и таможенным законодательством его государств-членов с учетом требований интеграционного законодательства. Основным документом Евразийского экономического союза, регулирующим правила взимания НДС и акцизов, является Соглашение между Правительствами государств-членов "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе" и Протоколы, принятые к нему.

По своей природе НДС и акцизы являются косвенными налогами и выполняют фискальные функции мобилизации доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в федеральный бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления. Включается в цену товаров и впоследствии уплачивается потребителем. Им облагаются только некоторые категории "подакцизных" товаров. Положения об акцизах определяет исчерпывающий список подакцизных товаров 10 видов, которые можно объединить в четыре группы:

• спиртосодержащая продукция;

• табачные изделия;

• автомобили;

• горюче-смазочные материалы.

Таможенные сборы — обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими юридически значимых действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров. Таможенный сбор является фискальным сбором, выполняющим компенсационные функции по возмещению затрат, произведенных таможенными органами.

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Евразийского экономического союза. Согласно положениям закона о таможенном регулировании можно выделить следующие виды таможенных сборов:

• таможенные сборы за таможенные операции — уплачиваются за таможенные операции при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;

• таможенные сборы за таможенное сопровождение - уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

• таможенные сборы за хранение — уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа;

• ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: