Анализ конкуренции на рынке

В последнее время наблюдаются значительные изменения в чайной индустрии. Растет количество участников на рынке, расширяется ассортимент товаров и услуг, охватывающий все сегменты потребителей, повышается конкуренция среди участников рынка.

Рассмотрим четыре крупные фирмы и их конкурентоспособность. Выявим «лидера» продаж и расставим оценки к показателям данных фирм. Данные о фирмах представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Ведущие фирмы, представленные на рынке чайной продукции.

Шаг 1

Показатель Lipton Greenfield Ahmad Принцесса Нури
1.Объем продаж 4 7 5 6
2.Имидж 5 6 5 4
3.Цена 6 5 5 7
4.Качество продукции 5 7 8 4
5.Реклама 6 5 6 3
6.Акции(скидки) 6 7 7 5
Сумма 32 37 36 29

 

Критерий «популярность, «бренд» выявлены на основе анкетирования. Остальные оценки поставлены мной субъективно.

Такие показатели, как качество товара, цена и ассортимент имеют большое значение для покупателя. Менее значимые критерии, это бренд товара, а также акции и бонусы, предоставляемые магазином. Место размещения магазина и пользование сайтом, это показатели, на которые покупатель обращает незначительное внимание.

Такие фирмы как «Greenfield» более востребованы на Новосибирском рынке товаров имея при этом 37 балов. Это связано с тем, что фирмы уже давно присутствуют на рынке и потребитель сам может оценить продукцию.

На втором месте стоит фирма «Ahmad». Она имеет значение 36 и это говорит о том, что разрыв между спросом на чай фирм «Ahmad» и «Greenfield» незначительны.

За ними следует чай «Lipton».

На последнем месте «Принцесса Нури» - 29 балла. Это связано с тем, что копания новая и на рынке существует не так и давно. Качество продукции значительно уступает конкурентам.

Рассматривая критерий цена, можно сделать вывод, что «Greenfield» и «Ahmad» являются достаточно дорогими фирмами, по сравнению с « Lipton» и «Принцесса Нури». Фирма «Принцесса Нури» имеет самую дешевую продукцию, что удовлетворяет спрос, людей со средним заработком.

При выборе фирмы, большое внимание потребитель обращает на ассортимент продукции.

Выбор зависит от личных предпочтений каждого человека. Ведь кто-то выбирает товар по ценовой категории, а кто-то по его качеству.

Для получения комплексной оценки, необходимо привести все показатели в соизмеримый вид.

Шаг 2

Показатель Lipton Greenfield Ahmad Принцесса Нури
1.Объем продаж 0,57 1 0,71 0,86
2.Имидж 0,83 1 0,83 0,67
3.Цена 0,86 0,71 0,71 1
4.Качество продукции 0,63 0,88 1 0,5
5.Реклама 1 0,83 1 0,5
6.Акции(скидки) 0,86 1 1 0,71

 

Складываем значение полученных показателей по каждой фирме и делим их на количество в примере их 6.

- фирма 1: (0,57+0,83+0,86+0,63+1+0,86)/6=0,79

- фирма 2: (1+1+0,73+0,88+0,83+1)/6=0,91

- фирма 3: (0,71+0,83+0,71+1+1+1)/6=0,88

- фирма 4: (0,86+0,67+1+0,5+0,5+0,71)/6=0,71

Фирма с индексом 2 имеет максимальное т.е. наилучшее значение.

Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может быть весьма различной. Значимость можно установить относительно единицы. Например, значимость первого показателя равна 0,3, второго – 0,2, третьего – 0,5, четвертого-0,7, пятого – 0,4 шестого – 0,6.

Произведем взвешивание полученных на втором шаге показателей с учетом их значимости:

Шаг 3

Показатель Lipton Greenfield Ahmad Принцесса Нури
1.Объем продаж 0,17 0,3 0,21 0,26
2.Имидж 0,17 0,2 0,17 0,13
3.Цена 0,43 0,36 0,36 0,5
4.Качество продукции 0,42 0,49 0,7 0,35
5.Реклама 0,4 0,33 0,4 0,2
6.Акции(скидки) 0,52 0,6 0,6 0,43
Сумма 2,11 2,28 2,44 1,87

Предприятия расположились в таком порядке:

1. Ahmad

2. Greenfield

3. Lipton

4. Принцесса Нури

 

Оценка потребительских предпочтений

 

С целью выявления потребительских предпочтений в отношении чайной продукции, были проведены серии опросов потребителей чая. Численность опрошенных 70 чел.

Изучение ассортимента чая, реализуемого в г.Новосибирске, проводилось нами в магазинах самообслуживания, продуктовых магазинах, гастрономах, универсамах, где представлен чай разнообразных производителей, как дорогой, так и более дешевый.

Анкета для потребителей включала в себя следующие разделы: потребление чая, ассортимент чая, возможность выбора, цена продукции, привлекательность и оценка потребительских свойств, вид рекламы, оказывающий влияние на выбираемую продукцию и сведения о респонденте: пол, возраст, род деятельности, уровень дохода, место жительства.

Сегменты рынка определялись по демографическому признаку: пол, возраст, род занятий, доход. Из опрошенных женщины составляли 75%, мужчины 25%. Ранжируя их всех по возрастному признаку, мы получили следующие данные: возраст респондентов от 18 до 65 лет; количество опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет - 22%; от 26 до 45 лет - 58%; от 46 до 65 лет - 20%. Из этого следует, что реклама чая должна быть ориентирована на потребителей среднего возраста, так как этот сегмент составляет наибольший удельный вес.

Социальное положение респондентов также очень разнообразно:

1. служащие – 40%,

2. рабочие – 20%,

3. студенты – 20%,

4. предприниматели – 10%,

5. пенсионеры – 4%,

6. безработные – 3%,

7. другие – 3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: