Тема: «Вежливые слова – помощники в дружбе»

Задачи:

1. Формирование положительной мотивации на использование вежливых слов в повседневном общении.

2. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения.

3. Развитие умения анализировать собственное поведение, свои качества личности.

 

Ход занятия:

1. Разминка (Любая игра на групповое взаимодействие).

2. Прослушивание аудио сказки или чтение сказки Ш. Перро «Подарки феи»

Сказка о том, как две разные по характеру сестры – грубая и вежливая – были награждены волшебницей: грубую фея проучила, а вежливую, учтивую – наградила волшебным даром.

3. Обсуждение сказки

Вопросы для обсуждения: «О каких двух противоположных качествах человека говориться в этой сказке?», «Как проявлялась вежливость младшей сестры в сказке?», «Как проявлялась грубость у старшей сестры?», «Как фея наградила двух сестер за их особенности?», «Чем закончилась жизнь старшей (грубой) сестры?».

4. Упражнение «Темные и светлые мешочки»

Обучающимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится качество грубость – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни. То же проделывается и с противоположным качеством - вежливость.

5. Упражнение «Волшебные очки»

Обучающимся предлагается примерить волшебные очки, которые помогают человеку увидеть в себе темные (отрицательные качества). Ребятам, одев очки, необходимо присмотреться в свой внутренний мир и понять, есть ли в нем такое качество как грубость. Предлагаются вопросы для обсуждения: «В чем проявляется грубость?», «Мешает или помогает грубость дружить, общаться с окружающими?»)

6. Знакомство с памяткой «Краткий словарик вежливых слов»

После обсуждения вежливых слов, представленных в памятке, учащимся предлагается перечислить другие известные вежливые слова и выражения, а также описать ситуации их использования.

7. Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание»

Обучающимся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой.

 

Приложение 7.

Схема обследования суицидальных подростков

1. Неправильные формы семейного воспитания: отсутствовали, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение и (или) жестокое обращение, гипропротекция, повышенная моральная ответственность, неустойчивость стиля воспитания (сочетание различных форм)

2. Личностные качества родителей. Мать: любящая, отвергающая, доминирующая, стеничная, агрессивная, подчиняющаяся, пассивная. Отец: любящий, отвергающий, доминирующий, стеничный, агрессивный, подчиняющийся, пассивный

3. Мотивация при обучении в школе

4. Виды наказаний в семье

5. Успеваемость

6. Положение в классе

7. Характерологические особенности личности:

а) конформные, астенические, психоастенические, шизоидные,

возбудимые или эпелептоидные, истерические, неустойчивые, типа

эмоционально тупых, мозаичные, иные б) гипертимные, дистимные, циклоидные, возбудимые, эмотивные, демонстративные, тревожные, застревающие, педантичные, экзальтированные

8. Участие в неформальных группировках (конкретно в каких)

9. Правонарушения: были или нет, какие конкретно

10. Выраженность характерологических особенностей личности: в пределах нормы, акцентуированные, психопатические.

11. Привычные интоксикации: курение, алкоголь, наркотики - частота употребления, мотив употребления.

12. Характеристики суицидного поведения.

13. Травмы, несчастные случаи в прошлом: были, не было, когда, какие.

14. Непроизвольные самоповреждения

15. Сновидения.

- с   символикой    смерти: да нет,  

- с элементами аутоагрессии: да нет,

- со сценами нападения, убийства: да нет,

- повторяющиеся сновидения: да нет, содержание, эмоциональное отношение к содержанию сновидений.

16. Страх смерти: да - нет, обоснованный или нет

17. Интерес к смерти, убийствам, самоубийствам, похоронам

18. Фантазирование на тему собственной смерти

 

  Приложение 8.
   
   
   

КАК ПЕДАГОГАМ ВЕСТИ СЕБЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ

ПОДРОСТКОМ.

Если у вас возникают опасения относительно состояния ребенка или если в его семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии - постоянную работу по улучшению взаимоотношений в классе, повышению          самооценки,         самоуважения         у ребенка.

Повышение самооценки.

Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:

• Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе и прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее.

• Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека, предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)

• Детей важно принимать такими, какие они есть.

• Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать. Самостоятельность и собственные умения - это строительный материал для повышения самооценки.

• Самооценка во многом зависит от физического развития, навыков общения среди сверстников. Поощряйте занятия спортом, успехи среди друзей.

Если существует суицидальный риск или уже произошла попытка.

Чаще всего подростки и молодежь в состоянии стресса или суицидального риска, а также после совершенной попытки испытывают главную проблему - проблему общения, т.е. неспособность или невозможность обсудить с кем-то возникшие проблемы. Поэтому диалог с человеком в это время является бесценным.

Первым шагом в предупреждении самоубийства всегда бывает установление доверительного общения. Если его достичь не удается, возникает ситуация, в которой молчание и нарастающее напряжение в отношениях не позволяет осуществить никаких полезных действий для подростка. Страх взрослых спровоцировать суицидальное поведение разговором о самоубийстве, обсуждением суицидальных мыслей и сигналов приводят к отсутствию эффективной коммуникации.

Что делать дальше?

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он (она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

• Похоже, что у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?

• Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

• Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Помощь лицам с суицидальными тенденциями или отчаявшимся:

1. Вы должны оставаться самим собой. Остальное воспринимается как обман, пусть и непреднамеренный, звучит фальшиво и не является искренним для вас или ребенка

2. В вашу задачу входит вступить с воспитанником в доверительные отношения, чтобы он смог рассказать вам правду о том, что у него на уме.

3. Что именно вы говорите (или не говорите) - не столь важно. Важно, КАК вы это говорите. Если вы не можете найти нужных слов, но переживаете искреннюю заботу, ваш голос, интонация передаст ее.

4. Имейте дело с человеком, а не с «проблемой». Говорите, как равный, а не как старший. Если вы попытаетесь действовать как учитель или эксперт, или прямолинейно разрешать проблемы, это может оттолкнуть ребенка.

5. Сосредоточьте свое внимание. Вслушивайтесь в чувства, а не только в факты, и в то, о чем умалчивается, наряду с тем, о чем говорится. Позвольте человеку, не перебивая, излить душу.

6. Не думайте, что вам следует что-то говорить каждый раз, когда возникает пауза. Молчание дает каждому из вас время подумать.

7. Проявите искренне участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Простые, прямые вопросы («Что случилось?», «Что произошло?») для собеседника будут менее угрожающими, чем сложные, «расследующие» вопросы.

8. Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее.

9. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами ребенка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинять боль или которые причиняют боль ему.

10. Дайте возможность ребенку найти свои собственные ответы, даже если вы считаете, что знаете очевидное решение или выход.

12. Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть с ребенком, который страдает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: