ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ПОДРОСТКОВО – МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций Республики Дагестан
Махачкала 2018
Руководитель проекта: и.о. ректора Дагестанского института развития образования - Джамалудинов Г.М.
Составители рекомендаций:
- зав. кафедрой социогуманитарного образования ДИРО - Пашаев К.И.;
Данные рекомендации разработаны ДИРО для оказания методической помощи педагогам образовательных организаций при проведении профилактической работы с учащимися по противодействию экстремизму и терроризму в рамках реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 – 2018 годы.
Введение
Деятельность педагогов по профилактике экстремизма, как и любая другая профилактическая работа в образовательной организации, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого необходимо проводить социологические исследования, практиковать различные способы опроса участников образовательного процесса с целью выявления существующих проблем и причин, способствовавших их возникновению.
|
|
На следующем этапе организации профилактической работы необходимо наметить перспективный план проведения различных мероприятий, организации взаимодействия педагогов школы с учащимися и родителями.
Реализация программ профилактики экстремизма требует достаточно высокого уровня подготовки субъектов, их интеграции в систему общей и специальной профилактики делинквентного поведения, а также умения и готовности адаптировать планы и программы с учетом быстро изменяющихся условий жизнедеятельности учащихся, местных и групповых особенностей.
В то же время соотношение воспитательных элементов в программах профилактики, ориентированных на различные возрастные группы учащихся, очевидно, должно различаться. С обретением знаний и опыта значение самостоятельной работы с информацией, личного участия в различных социальных, культурно-просветительских, правоохранительных программах должно возрастать. Для разработки и оценки эффективности профилактических программ необходима совместная работа социальных педагогов, психологов и социологов, учителей-предметников.
Наиболее распространенные формы организации работы по профилактике экстремизма в образовательных организациях:
- разработка содержания специальных курсов, а также учебных модулей рабочих программ различных учебных дисциплин;
|
|
- проведение в образовательной организации смотра-конкурса программ и методических разработок по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
- проведение недели правовых знаний;
- разработка памятки для родителей учащихся с комментариями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
- создание в образовательных организациях различных органов ученического самоуправления;
- формирование первичных структур общероссийских и региональных общественных движений военно – патриотической и правоохранительной направленности.
Деятельность образовательной организации по профилактике экстремизма и терроризма должна быть организована с учетом специфики контингента учащихся, родителей, профессиональной компетенции педагогов.
1) Учащиеся:
- общая воспитательная педагогическая работа с учащимися;
- работа с учащимися «группы риска»;
- работа с учащимися, совершившими противоправные действия.
2) Педагоги:
- подготовка учителей к ведению профилактической работы;
- организационно – методическая деятельность администрации ОО.
3) Работа с родителями:
- информирование и консультирование родителей по данной проблеме;
- индивидуальная работа с семьями.
Добиваясь обеспечения эффективности профилактических мероприятий педагогам необходимо учитывать две группы факторов.
1. Внешние факторы: состояние межгруппового, и межнационального взаимодействия, возникновения и разрешения социальных конфликтов, криминальная обстановка среды в которой взаимодействуют воспитанники и воспитатели;
2. Внутренние факторы: этнический состав, психологическое состояние, уровень развития учащихся, профиль учебного заведения и т. п.
Педагогическое воздействие на учащихся должно быть направлено на профилактику бытовой ксенофобии, нетерпимости к дискриминации учащихся, граждан по разным критериям, другие направления воспитательной работы, ориентирующие учащихся на выбор правомерного варианта удовлетворения своих личных интересов и потребностей.
Рекомендации по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях:
1.Информирование детей и родителей о деятельности экстремистских
организаций с привлечением компетентных специалистов.
2.Привлечение учащихся к участию во внеурочных, общешкольных мероприятиях различной направленности.
3.Активизация деятельности по профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ, организация встреч учащихся с
успешными профессионалами.
4.Привлечение учащихся к эмоционально – насыщенной и содержательной социальной деятельности (к участию в различных акциях социальной помощи и поддержки нуждающихся, волонтерской деятельности).
5.Системное наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся со стороны педагогов, психологов, администрации образовательной организации.
6.Активная пропаганда идей расовой и религиозной терпимости, расширение области межнационального и межконфессионального диалога
(организация клубов интернациональной дружбы, дней национальных культур и т.п.).
I. Примерная комплексная программа «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников»
№ | Наименование программных мероприятий | Охват уч-ся | Время проведения | Ответственные. за проведение | Привлекаются к проведению мероприятий |
1. | Организационный семинар – совещание «Цели, задачи, мероприятия программы I. «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников». Обсуждение программы с ответственными за ее выполнение лицами. | январь | Администрация образовательной организации. | Представители муниципальных органов власти, общественности, | |
2. | Семинар с участием ответственных исполнителей программы. Тема: «Деятельность учителей начальных классов по духовно - нравственному воспитанию учащихся». | январь | Администрация образовательной организации | Учителя начальных. классов. | |
3. | Семинар с участием ответственных исполнителей программы.Тема: «Деятельность педагогов по духовно - нравственному воспитанию уч-ся старшихклассов школы». | январь | Администрация образовательной организации | Кл. руководители старших классов. | |
4. | Круглый стол с участием представителей органов власти, правопорядка, родительской общественности, общественных организаций, духовенства и педагогов школы. Тема: Обсуждение возможных вариантов проведения мероприятий, включенных в программу «Профилактика религиозно - политического экстремизма среди школьников». | январь | Администрация образовательной организации | Представители местных органов власти, правопорядка, родительской общественности, общественных организаций, духовенства, педагогов школы. | |
5. | Планерки. Индивидуальные встречи и собеседования с ответственными исполнителями мероприятий и специалистами, привлекаемыми к реализации плановыхмероприятий. | Регулярно 1раз в неделю | Администрация образовательной организации | Исполнители программы и привлекаемые специалисты (по мере необходимости). | |
6. | Классные часы, посвященные духовно - нравственному, патриотическому, интернациональному воспитанию уч-ся. | 1-4, 5-11 кл. | Еженедельно в соответствии. с графиком. | Классные руководители | Вожатые школы, родители учащихся |
7. | Оценочно - диагностическое сопровождение процесса формирования национальной и религиозной терпимости, неприятия идеологии религиозно-политического экстремизма. | 4-11 кл. . | Постоянно по ходу реализации программы | Социальный педагог, психолог школы | Классные руководители |
8. | Круглый стол с участием: - с участием мальчиков; - с участием девочек; - с родителями учащихся. Тема: «О тайном и сокровенном». | 9-11 кл. | По графику с 14 января по 15 февраля | Классные руководители | Медицинские работники, представители администрации школы. |
10 | Цикл внеклассных мероприятий, бесед по профилактике наркомании с участием представителей службы наркоконтроля. Темы «Наркотики…, как избежать беды»,«Если хочется попробовать?» и т.д. | 5-11 кл. | По графику в соответствии с возрастными категориями учащихся с 03 февраля по 15 марта | Заместитель директора школы | Представители наркоконтроля, общественных организаций. Классные руководители. . |
11 | Организация работы службы доверия. Задай вопросы - директору школы, психологу, врачу, имаму мечети | 8 – 11 Кл. | В течении года | Заместитель директора школы | Психолог, соц. педагог, имам мечети, мед. работники. |
12 | Встречи медицинских работников, учителей биологии, психолога с девочками по проблемам профилактики заболеваний и поддержки здоровья. | 5-11 кл. | Февраль - март. | Ответственные исполнители программы | Медицинские работники, учителя биологии. Психолог. |
13 | Встречи медработников, психолога, учителей биологии, представителями администрации школы с мальчиками по возрастным группам. | 5-11 кл. | Февраль - март | Зам.директора школы | Медицинские работники, учителя биологии. |
14 | Вечер вопросов и ответов. «Наша история. Возврат к истокам». | 8-11 кл. | март | Учителя - предметники | Краеведы, представители общественных организаций. |
15 | Цикл открытых уроков по дисциплинамнационально-регионального компонента учебного плана образовательной организации (Культура и традиции народов Дагестана, история Дагестана, родные языки, дагестанская литература). | 5-11 кл. | По отд. графику. | Зам.директора школы, учителя предметники | Методическая служба образовательной организации. |
17 | Цикл бесед с представителями религиозных организаций | 5-11 кл | По отд. графику | Классные руководители | Представители религиозных организаций. Имам мечети. . |
18 | Беседа с представителями правоохранительных органов. Тема: «Противодействие терроризму, деятельность по предупреждению террористических актов». | Регулярно 1 раз в месяц по основной теме программы | Классные руководители | Представители правоохранительных органов. Учитель ОБЖ | |
19 | Беседы с инспектором по делам несовершеннолетних и представителями правоохранительных структур. Темы бесед:«О правовом аспекте нарушений в области морали и нравственности», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Уголовная ответственность за экстремистскую деятельность» и т.д. | 5-11 кл. | Каждый квартал (4 раза в год). | Классные руководители, учителя - предметники | Инспектор по делам несовершеннолетних |
20 | Организация обсуждений художественных произведений, документально-хроникальных материалов по тематике программы. | 5-11 кл. | Регулярно, 2 раза в месяц | Учителя – предметники, работники библиотеки программы | Учитель информатики,. |
21. | Выпуск печатных изданий, плакатов с информацией по основной теме программы, организация наглядной агитации с помощью творческих групп учащихся. | Регулярно, в течение года. | Заместитель директора школы, классные руководители | Учащиеся старших классов. Инициативная группа учащихся | |
22. | Организация работы дискуссионных клубов. | 9 – 11 кл. | Ежемесячно | Ответственные исполнители программы | Представители общественных и религиозных организаций, педагоги. |
23. | Создание сайта. Освещение хода реализации программы, размещение актуальных материалов по основной теме программы. | Февраль | Учитель информатики. | Инициативная группа учащихся. | |
24. | Поиск, обработка, накопление, хранение и распространение информации, представляющей познавательную и воспитательную ценность для учащихся. (Работа с источниками информации). | 9-11 кл. | Регулярно | Исполнители программы | Инициативная группа учащихся. Представители СМИ. |
25. | Сбор краеведческих военно – исторических и культурных материалов для организации выставок, экспозиций в школьном музее. | 9-11 кл. | Регулярно | Учителя - предметники | Актив школьного музея, краеведческого кружка |
26. | Организация работы клуба старшеклассников «Юнармия», | 6-11 Кл. | Март | Зам.директора школы, вожатые программы | Классные руководители. |
27. | Конкурс рисунков и плакатов. Тема: «Терроризм и насилие глазами детей», «Я - интернационалист». | 5-11 кл. | Апрель - май | Учитель ИЗО | Представители общественности, родительского комитета. |
28. | Конкурс стихов по тематике программы. | 5-11 кл. | Апрель | Учителя - предметники | Представители общественности. |
29. | Конкурс исполнителей песен на языках народов Дагестана. | 5-11 кл. | Март | Учитель музыки | Педагоги школы искусств. |
30. | Конкурс исследовательских и творческих проектов по тематике программы. | 9-11 кл. | Май | Заместитель директора школы | Учителя-предметники |
31. | Показ – презентация национальной одежды народов Дагестана: « Дагестанская национальная одежда». | 9-11кл. | Май | Учителя ИЗО, технологии | Инициативная группа учащихся, вожатые школы. |
32. | Организация выставки « Духовная культуры народов Дагестана»(экспонаты выставки – книги, картины, рукописи известных людей, отзывы, материалы СМИ разных лет и т.д.). | Апреля | Зам.директора школы, учитель ИЗО. | Инициативная группа учащихся. Сотрудники библиотеки. | |
33. | Оформление стендов: 1. «Они прославили Дагестан» (общественные деятели, известные ученые, спортсмены республики, района, города, села). 2. «Известные женщины нашего населенного пункта села, республики, России». 3. «Исламские ученые Дагестана». | 9-11 кл. | 1 полугодие | Учитель ИЗО | Учитель информатики, истории. Работники библиотеки. Родители |
34. | Вечер памяти сотрудников правоохранительных органов, общественных и государственных деятелей республики погибших от рук террористов.. | 9-11 кл. | Февраль Апрель | Классные руководители, вожатые | Представители местной администрации, правоохранительных органов, религиозные деятели. |
36. | Подготовка цикла телепередач, видеофильмов на духовно-нравственные темы, их демонстрация по местным телеканалам. | 11 кл. | Постоянно, по мере накопления необходимой информации. | Зам.директора. Учитель информатики. | Религиозные и общественные деятели. Родители. Педагогическая общественность. |
37. | Фестиваль народов Дагестана. Праздничное общешкольное мероприятие, приуроченное к празднику «День единства народов Дагестана». Театрализованное представление. Демонстрация обрядов, обычаев разных народов Дагестана. | 9 -11 кл. | Сентябрь | Зам. директора школы, вожатые | Представители местной администрации, общественности, педагоги школы.. |
38. | Организация встреч: - со старожилами города, села, района; - с работниками военного комиссариата. | 9-11 кл | Февраль Сентябрь. | Учитель истории и ОБЖ | Представители местной администрации, общественности, военкомата. |
39. | Организация экскурсий к памятным местам, ознакомление с памятниками истории, культуры народов Дагестана (Дербент, Ахульго, Гуниб…). | 5 - 11 кл. | Сентябрь Ноябрь | Ответственные исполнители программы | Родительский комитет школы. |
40. | Конкурс девушек «Я –дагестанка». | 9-11 кл. | Декабрь | Классные руководители, вожатые | Представители отдела культуры МО. Педагоги. Работники УДО. Муз. работники. |
41. | Конкурс юношей «Я, горец – дагестанец». | 9-11 кл. | Декабрь | Классные руководители, вожатые | Учителя – предметники. Представители спортивной школы, Дома детского творчества. |
42. | Выступление самодеятельных художественных коллективов: «Традиции и современность». | Декабрь | Зам.директора школы, учитель музыки | Педагоги школы искусств, учитель музыки, творческая группа учащихся. | |
Подведение итогов. Заключительный круглый стол с участием исполнителей программы, ответственных лиц, представителей общественности. Оценка проведенных мероприятий. | Декабрь | Администрация образовательной организации. | Представители местной администрации, общественных организаций, педагоги школы |
|
|
|
|