Основные подходы к коррекции нарушений лексической стороны речи при общем недоразвитии речи у дошкольников

 

В результате многочисленных исследований было установлено, что одним из основных симптомов общего недоразвития речи является низкий уровень сформированности словарного запаса.

Вопросами работы обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи занимались многие языковеды. Неоценимый вклад оказали работы О.Е. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, В.И. Логиновой, Е.М. Мастюковой, Т.Б.Филичевой и других. Рассмотрим поподробнее некоторые из них.

В результате многолетней работы, В.И. Логиновой была составлена «программа развития и воспитания детей в детском саду», в основу которой вошел раздел по развитию речи детей. В данном разделе описывается работа по формированию словарного запаса. В ее основе лежат несколько направлений:

1) развитие бытового словаря;

2) освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения;

3) усвоение слов на основе выявленных признаков.

Методика развития речи у детей с ОНР в зависимости от трех уровней речевого развития разработана Л.Н. Ефименковой. Работа по обогащению словарного запаса осуществляется со всеми детьми на протяжении всего периода обучения.

Работа по обогащению словарного запаса с детьми с первым уровнем речевого развития начинается с того, что логопед уточняет, то какими словами ребенок владеет, затем идет непосредственная работа по обогащению пассивного и активного словарного запаса. Логопед подбирает понятные детям слова. Сначала идет отработка двусложных слов с повторяющимися слогами («мама», «папа»), затем ребенка учат произносить двусложные слова с ударением на первый и на второй слоги («Саша», «вата»). После того как ребенок усваивает данные слова, логопед вводит в речь ребенка односложные слова («сом», «дай»). Затем с ребенком отрабатывают слова трехсложной структуры («телефон», «машинка») и двусложные со стечением согласных («вилка», «ветка»). Подбор речевого материала осуществляется в соответствии с лексической темой занятия. Все занятия проводятся в игровой форме.

Работа над словарным запасом детей с ОНР (II) начинается с уточнения и активизации ранее усвоенных слов. Основной задачей обучения детей со вторым уровнем речевого развития является знакомство с антонимами. Данное знакомство организовывается при чтении рассказов. Работа по обогащению словарного запаса проходит как на занятиях по развитию речи, так и во время прогулок.

Принцип работы с детьми ОНР (III) такой же, как для I и II уровня, т.е. продолжается накопление и обогащение словаря. Ведущая роль по обогащению словаря отводится воспитателю.

В результате многочисленных исследований Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова разработали методику логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР. По данной методике формирование словарного запаса осуществляется по следующим направлениям:

1) увеличение объема словаря параллельно с увеличением представлений об окружающем мире, формирование психологической базы речи;

2) уточнение значения слов;

3) формирование семантической системы;

4) активизация словаря, перевод слова из пассивного словаря в активный словарь.

Работа по обогащению словарного запаса проходит в форме речевых и дидактических игр.

Следующая методика была предложена Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой. Основная задача данной методики заключается в накоплении пассивного словаря. Детям предлагают запомнить названия: игрушек, частей тела, одежды и т.д.

Пассивный глагольный словарь, по мнению специалистов, должен состоять из ежедневных действий, которые совершает ребенок либо окружающие его люди.

В начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным материалом. После того как слово было закреплено в пассиве, начинаем вводить его в активную речь.

Последующим этапом является введение в речь синонимов и антонимов. Ученые предлагают ряд заданий, которые научат детей не смешивать названия действий, обозначающие похожие ситуации («моет» – «умывается» – «стирает»), а так же научат различать названия противоположных действий («надень» – «сними», «открой» – «закрой»).

Итак, данная методика направлена на обогащение пассивного словарного запаса. В том случае, когда слова в пассиве будут закреплены, их можно будет вводить в активную речь.

Методику обогащения словаря через экологические понятия разработала Т.В. Точеных. Данная методика ставит задачи: обогатить речь эпитетами и сравнениями; обеспечить качественный и количественный прирост слов; а так же воспитать эстетические чувства к природе.

Автор описывает ряд упражнений, цель которых – обогащение активного и пассивного словаря. Т.В. Точеных предлагает задания на подбор эпитетов к предмету («Солнышко – какое? – «ласковое», «яркое», «лучистое»), на узнавания предмета по эпитетам («Что это? ‑ высокая, зеленая, колкая, хвойная»), на подбор действий к предмету («Ручьи (что делают?) весной» – «бегут», «журчат», «звенят»). Итак, данная методика позволяет нам обогатить предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков у дошкольников с ОНР.

В дошкольных образовательных учреждениях логопедическая работа с детьми с ОНР осуществляется по «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Обогащение словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи осуществляется по лексическим темам.

Детей с ОНР (I) учат понимать и выделять в речи названия окружающих предметов и действий с ними, в соответствии с изученными лексическими темами. К концу года дети должны научиться показывать части тела, одежды, обозначать действия, окружающее их в повседневной деятельности.

Дети со вторым уровнем речевого развития должны научиться: соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением; узнавать по описанию знакомые предметы.

Словарный запас детей с III-IV уровнем речевого развития соответствует нижней границе речевой нормы. Поэтому с детьми данных категорий необходимо проводить работу, способствующую активизации активного и пассивного словаря, а так же формирование антонимичных и синонимичных отношений.

Таким образом, в отечественной логопедии проблемой обогащения словарного запаса дошкольников с ОНР занимались Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова Т.В. Точеных, Т.Б. Филичева и другие.

Работа по обогащению словарного запаса с детьми с общим недоразвитием речи должна быть построена в соответствии с определенной лексической темой. К каждой лексической теме слова подбираются логопедом, а закрепляет в речи – воспитатель на занятиях по окружающему миру, во время прогулок и режимных моментах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: