Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГАОУ ВО МГПУ)

Институт педагогики и психологии образования

 

 

ПРАКТИКУМ

ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие

 

 

Москва

2016

 

 

УДК …..

ББК ….

    Л

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ГАОУ ВО МГПУ

Авторы:

доктор психологических наук, профессор Л.И. Ларионова

кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Азарова

кандидат психологических наук, доцент А.М. Двойнин

кандидат психологических наук, доцент В.М. Поставнев

кандидат психологических наук, доцент И.В. Поставнева

кандидат психологических наук, доцент О.А. Шаграева

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор И.В. Вачков

кандидат педагогических наук, доцент О.В. Цаплина

 

 

  Ларионова Л.И., Азарова Л.Н., Двойнин А.М., Поставнев В.М., Поставнева И.В., Шаграева О.А. Практикум по общей психологии: учебно-методическое пособие / Под ред. проф. А.И. Савенкова и проф. Л.И. Ларионовой. – М.: МГПУ, 2016. – 270 с.

 

Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой курса «Общая психология». В нем представлены разнообразные формы и методы самостоятельной и практической работы студентов, необходимые для выработки умений и навыков, развития профессиональной компетентности. По каждой теме даны планы практических занятий и самостоятельной работы, задания для оценки качества усвоения учебного материала.  Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов и колледжей. Оно будет также полезно учителям школ, методистам и другим специалистам в сфере образования, желающим повысить уровень психолого-педагогических компетенций.
 

 

  © Коллектив авторов, 2016 © ГАОУ ВО МГПУ, 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…….. РАЗДЕЛ I. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов………………………………….. РАЗДЕЛ II. Программа и алгоритм организации самостоятельной работы студентов по темам курса «Общая психология»…………… Глава 1. Введение в психологию……………………………………... Тема 1. Предмет, задачи, принципы психологии.…………………... Тема 2.Методы исследования в психологии……………………….. Тема 3. Происхождение психики и сознания ………………………. Глава 2. Психология деятельности и познавательных процессов.. Тема 4. Деятельность……………………………………………….. Тема 5. Ощущение ……………….……………………..………….. Тема 6. Восприятие…………………………………………………. Тема 7. Внимание ………...…………………………………………. Тема 8. Память………………………………………………………. Тема 9. Мышление ……...…………………………………………... Тема 10. Речь…………………….…………………………………... Тема 11. Воображение……………………………………………..... Глава 3. Психология личности………………………………………. Тема 12. Личность……………………………………………………. Тема 13. Психология самосознания и Я-концепции……………….. Тема 14. Потребностно-мотивационная сфера…………………….. Тема 15. Эмоции………………………..…………………………….. Тема 16. Воля….………………………..…………………………….. Тема 17. Способности и одаренность……………………………..… Тема 18. Темперамент и характер………………………………...…. Глава 4. Психология человеческих взаимоотношений……….…… Тема 19. Психология общения и коллектива……………………..… Литература, использованная при составлении задач и упражнений……………………………………………………………….. Приложения………………………………………………………….    Приложение 1.Правила библиографического цитирования источников………………………………………………………………….   Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям…….…………………   Приложение 3.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) …………………………………………………………………… Приложение 4.Тест «Корректурная проба»……………………… Приложение 5. Методики изучения свойств мышления………….. Приложение 6. Методика «Придумай рассказ»…………..……….. Приложение 7. Методика «Нарисуй что-нибудь»………………… Приложение 8. Методика «Придумай игру»……………………… Приложение 9. Методика выявления типов личности…………….    Приложение 10. Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)………………………………………………………………….    Приложение 11. Методика изучения самооценки личности подростка …………………………………………………………………..    Приложение 12. Методика диагностики учебной мотивации студентов ……………………………………………………………………   Приложение 13. Опросник Дж. Тейлор……………………………..   Приложение 14. Методика «Самооценка эмоциональных состояний»…………………………………………………………………. Приложение 15. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК) ………………………………………………………. Приложение 16. Методика «Графический профиль способностей ребенка»………………………………………………………………. Приложение 17. Шкалы рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников ……………………………………………… Приложение 18. Перечень психологических характеристик одаренных детей………………………………………………………. Приложение 19. Методика определения формулы темперамента… Приложение 20. Методика «Акцентуации характера» ……………. Приложение 21. Методика «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) ………….........………………………………………………… Приложение 22. Цветопись настроения коллектива……………….. Приложение 23. Методика самооценки коллектива с помощью эмоционально-символической аналогии……………………………  Приложение 24. Метод социометрии……………………………….      6   10   34 34 34 47 70 82 82 94 104 117 131 146 161 171 183 183 195 204 217 227 235 248 258 258   269 273   273 210   282 287 289 292 295 296 298   315   322   324 327   332   338 344     351   356 358 363   370 377   381 385

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема подготовки психологов и педагогов чрезвычайно актуальна в настоящее время. Как отмечают многие исследователи, у большинства студентов педвузов и молодых учителей установка на формирование у учащихся знаний превосходит установку на понимание и изучение личности и коллектива учащихся. Практическая психологическая квалификация учителей остается слабой. Это может привести к серьезным психологическим потерям: падению интереса к учебе у школьников, возникновению негативных эмоциональных состояний.

Успех работы педагога зависит не только от знания своего предмета и методики его преподавания, но также от уровня компетентности в сфере индивидуальных особенностей личности, педагогического общения, закономерности усвоения информации.

Современное реформирование образования направлено на усиление психологической компетентности психолога образования, педагога. В соответствии с требованиями нового стандарта представителям этих профессий придется разбираться не только в психологической терминологии, но и глубоко понимать суть психологических теорий и концепций и применять их на практике при изучении и развитии психических процессов, личностных особенностей учащихся, коллектива.

В последнее время при планировании учебной нагрузки по предметам профессионального цикла наблюдается значительный рост часов на выполнение самостоятельной работы студентами по сравнению с аудиторными занятиями. В связи с этим остро возникает потребность поиска эффективных форм и технологий организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения в вузе.

Чтобы способствовать решению этой проблемы, на наш взгляд, необходимо полнее использовать активные методы самостоятельной работы студентов по психологии, такие, как проведение психологических исследований, анализ конкретных ситуаций, решение психологических задач и др.

При этом проведение исследовательских заданий по психологии имеет большое значение в психологическом образовании студентов. Исследовательские задания целесообразно проводить как на практических занятиях, используя экспресс-диагностику, так и при подготовке студентов дома. Использование такого активного метода самостоятельной работы позволяет глубже понять студентам теоретические и практические вопросы курса. Кроме того, удовлетворяется интерес студентов к своей личности. Каждый человек неоднократно в своей жизни задумывался о своих особенностях и возможностях, о психологических интересах, состояниях и личностных качествах. Особенно это актуально в юношеском возрасте, в период формирования мировоззрения и профессионального становления. При выполнении исследовательских заданий студент может получить четкий, основанный на количественных данных, ответ на вопросы: что он собой представляет, что может и умеет. Такое знание, полученное на основе рефлексии результатов исследований, является личностным знанием, способствующим совершенствованию профессионально важных психологических качеств. Использование активных методов самостоятельной работы способствует личностному подходу в обучении студентов, вызывает интерес к психологии, позволяет решать воспитательные задачи.

Данное учебное пособие посвящено организации самостоятельной работы студентов в рамках учебной дисциплины «Общая психология». Содержание самостоятельной работы находится в тесной взаимосвязи с лекционным и практическим курсом. Пособие состоит из Введения, двух глав, приложения, которое включает эталоны ответов на итоговые тестовые задания, психологические тесты для самостоятельной работы студентов при самоподготовке и на практических занятиях, список литературы, использованной для составления задач, упражнений.

Первая глава включает общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

Во второй главе представлена программа и алгоритм проведения самостоятельной работы студентов по темам курса. По каждой теме представлены вопросы для обсуждения, информационный материал, объем которого варьирует в зависимости от необходимости дополнить теоретический материал соответствующей лекции. Дан план самостоятельной работы студентов (самоподготовка), рекомендации для выполнения самостоятельной работы, включающие задания теоретического (чтение и конспектирование указанных литературных источников) и исследовательского (выполнение тестов, проведение наблюдения и др.) характера; решение психолого-педагогических задач. По каждой теме приведен список литературы для самоподготовки к занятию, что не исключает возможность студентов самостоятельно расширить этот список. Такая работа по подбору научных источников особенно эффективна при подготовке студентами рефератов и докладов.

Структура практических занятий включает план проведения занятия, учебные задачи занятия, описание самостоятельной работы студентов на занятии (индивидуальной или групповой), итоговый контроль, дающий студентам информацию об эффективности его работы на занятии.

В зависимости от факультета и времени, отведенного в учебном плане на курс «Общая психология», преподаватели в каждом отдельном случае могут вносить изменения в содержание и методику занятий.

Настоящее пособие разработано в соответствии с программой курса «Общая психология» и апробировано преподавателями общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений педагогических вузов. Оно будет также полезно учителям школ, методистам и другим специалистам в сфере образования, желающим повысить уровень психолого-педагогических компетенций.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебная дисциплина «Общая психология» изучается на аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Содержание и структура учебной дисциплины соответствует решению задач практико-ориентированной профессиональной подготовки.       

Практические занятия являются одной из форм учебной работы, которая ориентирована на более глубокое усвоение и закрепление изученного теоретического материала, формирование умения применять теоретические знания в практических целях, а также выработку учебных и профессиональных навыков.

Приступая к выполнению заданий по каждой теме, прежде всего, следует ознакомиться с материалами лекций, информационными материалами, представленными в пособии, с вопросами для обсуждения, заданиями по самоподготовки, с планом учебного занятия, с основной и дополнительной учебной литературой.

Структура практического занятия включает дискуссию по вопросам, вынесенным на обсуждение; самостоятельную работу (выполнение и обсуждение результатов практических заданий; выполнение и обсуждение результатов тестов, методик; решение психологических задач и упражнений) и итоговое тестирование.

     Дискуссия предполагает обмен мнениями, диалог, в котором каждый из участников представляет свою точку зрения и ее аргументацию. Эта форма работы дает возможность каждому участнику найти спорные моменты в высказываниях собеседника, аргументах, к которым он прибегает, и обосновать свою позицию. В дискуссии всем участникам необходимо оперировать научными понятиями, представлять свои взгляды, опираясь на прочитанный материал, называть ученых, изучавших те или иные закономерности функционирования психики и проявления личностных качеств человека. Каждый участник дискуссии формулирует свои выводы и озвучивает их. Дискуссия заканчивается подведением итогов.

Готовясь к дискуссии, необходимо выделять в прочитанном материале спорные моменты. Целесообразно сделать запись прочитанного в виде выписки (дословное воспроизведение важных положений, фактов и пр. или краткое изложение такой информации), плана (перечня рассматриваемых вопросов), тезисов (сжатое изложение существенных идей). Важно отметить моменты в учебном материале, которые, по мнению студента, имеют принципиальное значение в педагогической деятельности.

При подготовке к учебному занятию студент может использовать разные формы работы с источниками информации(учебной литературой, статьей, монографией и др.).

Аннотирование литературы – это перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Целесообразно придерживаться следующего алгоритма: познакомиться в целом с содержанием источника информации (прочитать аннотацию и вступительную статью (при наличии), просмотреть оглавление), выделить основные понятия, логически законченные части, определить главное и существенное в тексте.  

При изучении научных трудов, содержание которых требует углубленного прочтения и осмысления, используют конспектирование. Конспект это краткое изложение основного содержания научной работы, ее важнейших теоретических положений.  Конспектирование является важной формой самостоятельной работы, так как способствует не только хорошему запоминанию материала, но и его осмыслению.

Конспект должен быть кратким, ясным. В тоже время, краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности содержания конспектируемого материала. Для достижения большей точности рекомендуется записывать в формулировках автора основные положения работы, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала. Правильно выполненный конспект является хорошим информационным материалом, к которому студент может обращаться в течение всего процесса обучения.

Перед составлением конспекта изучаемый источник читается два раза. При первом, прочтении складывается общее впечатление от текста, при втором выделяется главное содержание, которое заносится в конспект.

Конспект может иметь следующую структуру: указывается автор изучаемого произведения, его название, место издания и год написания, страницы; выделяются структурные элементы подзаголовки, основные положения и выводы, дополненные доказательствами и/или рассуждениями автора изучаемого произведения. При конспектировании по книге и/или ее разделу за основу берется план книги/раздела.

На основе конспектирования источников можно составить картотеку конспектов в алфавитном и систематическом порядке. Алфавитный перечень позволяет быстро узнать есть ли конспект той или иной работы, а систематический – выяснить какие конспекты есть по той или иной проблеме.

    Написание обзора статей, опубликованных в научных журналах, по изучаемому кругу вопросов предполагает выполнение ряда шагов: обращение к журналам за последние пять лет; составление списка статей, отвечающих заявленной теме, систематизация прочитанного и написание текста. Основные требования к обзору/докладу: текст составлен по принципу от общего к частному; в нем присутствует описание как минимум 5-6 статей. Присутствует точка зрения автора, аргументированная оценка изученного материала.

    Создание каталога статей, опубликованных в научных журналах, по кругу проблем, изучаемых в ходе курса.    Каталог в буквальном смысле этого слова – список, перечень работ, составленный в определенном порядке: перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п. Мы имеем в виду список статей, учебных пособий, монографий, диссертационных исследований, имеющих отношение к заявленной теме. Этот перечень в данном случае подчиняется алфавитному порядку, который составляется в соответствии с ГОСТом. В нем указываются автор, название работы, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Подготовка реферата. Реферативные работы различаются по видам. Обычно выделяют: критическую рецензию, аналитический обзор и критический анализ дискурса.  Структура реферата определяется его видом.

Критическая рецензия включает:

· обоснование актуальности анализируемой работы;

· представление позиции автора (следует учесть, что позиция автора может присутствовать как бы скрытом виде, в таком случае ее необходимо выделить и аргументировать);

· сопоставление позиции автора с теоретическими взглядами других ученых;

· анализ представленных доказательств теоретической позиции автора (следует учесть, что доказательства могут быть теоретическими и экспериментальными: если доказательства теоретические, то необходимо проанализировать их логику; если доказательства экспериментальные – обратить внимание на выбор методики эксперимента, условий его проведения, обоснованность и достаточность математической обработки);

· характер изложения материала (ясность, полнота и пр.)

· выводы, сделанные на основе проведенного анализа, отвечающие на вопросы: Что является особенно ценным в работе? Что требует дополнительной проверки или уточнения?

Аналитический обзор по проблеме представляет собой анализ и сопоставление работ, выявление данных, подтверждающих или опровергающих общепринятые подходы к решению научной задачи. При этом, сопоставление не может ограничиваться только сравнением выводов и авторских обобщенных формулировок. Желательно указывать конкретные факты, стоящие за обобщенными выводами. Обзор заканчивается краткими выводами, которые включают: перечисление уже исследованных аспектов проблемы; результаты исследований; дискуссионные вопросы; новые аспекты для дальнейшего изучения.

Выделяют две формы аналитического обзора по проблеме, которые представляют и этапы работы с литературными источниками. Первая форма основана на изложении истории изучения проблемы, она позволяет рассмотреть, что нового внесли те или иные исследователи. Вторая форма - это анализ современного состояния проблемы, при котором рассматриваемые работы группируются по признаку общности.

Критический анализ дискурса – это изучение противоположных точек зрения по какому-либо проблемному вопросу. Целью критического анализа является выявление существа спора. Для составления критического анализа студенту необходимо выявить сущность точки зрения по каждой позиции, выяснить какие факты или теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Независимо от вида реферативной работы, студенту необходимо, прежде всего, составить план и обсудить его с преподавателем. Реферат должен иметь титульный лист, оглавление с указанием страниц и список использованной литературы, в который включаются лишь те работы, на которые есть ссылки в тексте.

Работа над рефератом не заканчивается после написания текста. Первому варианту желательно дать ему «отлежаться», то есть не читать его в течение какого-то времени. При повторной работе рекомендуется выполнить следующие действия:  

· убрать тот материал, который не имеет прямого отношения к теме;

· убрать повторения;

· убрать слова и фразы, без которых смысл остается понятным;

· длинные предложения разбить на более короткие, чтобы облегчить понимание;

· постараться избавиться от деепричастных оборотов;

· уточнить правильность использования терминов;

· уточнить правильность написания слов и пунктуации;

· проверить цитаты и правильность ссылок;

· привести к единообразному употреблению терминов, сокращений, единиц измерения;

· проверить нумерацию страниц, таблиц, рисунков;

· заново переписать работу, прочитать и дать прочесть товарищу [27: с. 22].

Лев Николаевич Толстой писал: «Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. Переделывать три, четыре раза – это еще мало… Нужно писать начерно, не обдумывая места и правильность выражения мыслей. Второй раз переписывать, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли. Третий раз переписывать, обрабатывая правильность выражения» [27: с.22].  

Эссе как вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение автора по конкретному вопросу, основано на самостоятельном анализе предложенных источников и выражении авторской позиции по отношению к излагаемой проблеме. В процессе написания эссе студенту необходимо продемонстрировать умение кратко, но содержательно излагать ключевые положения и тезисы, содержащиеся в представленных к рассмотрению литературных источниках, умение анализировать имеющуюся научную информацию и аргументировано представлять авторский взгляд на рассмотренную проблему. Эссе направлено на развитие таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей с использованием понятийного аппарата отрасли знания. Написание эссе позволяет автору научиться формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. При этом свободная форма позволяет в полной мере продемонстрировать творческие способности, нестандартность и гибкость мышления, навыки письменной коммуникации и эффективной самопрезентации.

Эссе не имеет жестко заданной структуры, так как она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора. В общем виде эссе может иметь следующую структуру: титульный лист, введение, основная часть, заключение и список литературы.       

         Подбор текстов в художественной литературе по актуальным проблемам общей психологии. Эта деятельность предполагает обращение студентов к художественной литературе и нахождение в ней тех эпизодов, которые выступают в роли конкретных примеров психологических явлений, изучаемых в учебном курсе по той или иной теме.   

    При выполнении рефератов, докладов, эссе и др. важное значение имеет библиографическая проработка темы исследования. Библиографическая проработка преследует цель выяснить что, где, кем и когда было опубликовано по интересующей проблеме. Необходимо просмотреть все виды источников, содержание которых так или иначе связано с темой исследования. К числу таких источников относятся: систематические каталоги библиотек; различные реферативные издания; списки изданной научной литературы, которые приводятся каждый год в последних номерах специальных журналов (например, в «Вопросах психологии», в «Психологическом журнале» и т.д); списки использованной литературы, на которые ссылаются авторы книг и монографий, близких к теме исследования.

    Все публикации, попадающие в смысловое поле предмета исследования, надо фиксировать в стандартных каталожных карточках или в специально заведенной тетради, причем надо обязательно указывать выходные данные каждой книги или статьи: их полное название, фамилию, имя, отчество автора, издательство, год и место издания, объем в страницах. Это необходимо делать для того, чтобы потом при окончательной оформлении работы и составлении списка использованной литературы не тратить повторно время на поиски забытого года издания какой-либо книги, инициалов ее автора или других библиографических данных. 

    Полезно (и даже необходимо!) ознакомиться с иностранными источниками. Техника их поиска в принципе такая же, как и нашей отечественной литературы. Надо только владеть иностранным языком.

    Определив основной круг источников по теме исследования, студент должен тщательно их изучить. Самые общие рекомендации и советы:

· начинать чтение литературы следует с крупных, фундаментальных работ тех ученых, которые внесли наибольший научный вклад в изучение рассматриваемой проблемы;

· знакомство с любой отобранной книгой надо начинать с общего беглого просмотра ее содержания, а не читать «от корки до корки»;

· нередко после предварительного знакомства выясняется, что читать книгу полностью нет никакой необходимостью – достаточно прочитать лишь отдельные ее разделы или главы;

· знакомиться вначале надо с хронологически новыми работами, т.е. вышедшими в свет в последние годы, а затем уже переходить к старым;

· однако, это не относится к фундаментальным классическим работам, с которыми необходимо знакомиться в первую очередь;

· по ходу чтения целесообразно делать критические замечания, давать свою оценку прочитанного;

· с этой целью некоторые авторы рекомендуют страницу тетради, в которой ведется конспект прочитанного, делить вертикальной чертой пополам – с левой стороны делать выписки из литературного источника, а с правой – записывать свои замечания, оценки и комментарии по поводу прочитанного;

· очень важно при изучении научной литературы выработать у себя привычку постоянно обдумывать воспринимаемую информацию, фиксировать собственные мысли и рассуждения, которые возникают по ходу чтения, а также проводить первоначальную систематизацию прочитанного материала, например, обращать внимание на то, как разные исследователи определяют то или иной понятие, какие теоретические подходы реализуются в литературе при изучении поставленной проблемы, какие используются методы и т.д.

· в процессе работы с литературными источниками при выполнении разных видов самостоятельной работы могут встречаться новые или непонятные термины, с которыми необходимо проводить следующую работу: находить их значения, используя специальную литературу (словари, энциклопедии и пр.); целесообразно сделать личный словарь терминов.

Для работы с литературой по общей психологии могут быть использованы следующие печатные материалы и Интернет-ресурсы:

· Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.

· Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 г. 512с.

· Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. 448с.

· Психологических словарь / Под общ. ред. А.В. Ярошевского. – 2-е изд., испр. доп. М.: Политиздат, 1990.м 459с.

· Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. М.: «ВЕЧЕ», 2000. 1152с.

· Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера, 2002. [Электронный ресурс]. – URL: [vocabulary. ru]

· Glossword.info. Различные термины и определения [Электронный ре-сурс]. – URL: http://glossword.info/index.php/term/73-raznlichnye-terminy-i-opredelenija,1182-prinyatie-smerti.xhtml

· Библиотека научной литературы – сайт http://hpsy.ru/

· Библиотека психологической литературы

· Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета – сайт

· http://www.psyedu.ru/ (Российский) – Электронный журнал "Психологическая наука и образование" – специализированное научно-практическое издание, предназначенное для широкого круга читателей: психологов, педагогов, студентов, изучающих психологию и др.

· http://www.voppsy.ru/ (Российский) – Электронная версия журнала «Вопросы психологии».

· http://www.psyjournals.ru/kip/ (Российский) – Международный научный журнал «Культурно-историческая психология». Периодическое специализированное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов – специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

· http://magazine.mospsy.ru/ (Российский) – «Московский психотерапевтический журнал» - первое отечественное издание, целиком посвященное вопросам психотерапии и психологического консультирования. Специализированное психологическое научно-аналитическое

Любая форма работы с научными текстами предполагает строгое соблюдение правил цитирования и ссылок на используемые литературные источники.

Приведем основные требования к библиографическому описанию книги или статьи (Приложение 1).

Описание статьи. Сведения об авторах. Основное заглавие / Фамилия автора (инициалы перед фамилией) // Сведения об издании //Где опубликована статья. – Год. – Номер. – Страницы. (Если в сборнике есть составители ли научные редакторы, их надо указывать)

Пример оформления:

а) статья в журнале: Азарова Л.Н. Процесс формирования исследовательской позиции студентов /Л.Н. Азарова // Современное образование: традиции и инновации. Научно-методический журнал. – 2015. - № 3. – С.253-255;

б) статья в сборнике (2 автора): Поставнев В.М., Поставнева И.В.Духовное «измерение» психологической готовности приемных родителей / В.П. Поставлен, И.В. Поставнева // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссийской научно-практической конференции. / Под ред. О.И. Ключко. – Текстовое электрон. издан. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. – С.60-67.

  Описание книги. Сведения об авторах. Основное заглавие // Фамилия автора (инициалы перед фамилией). – Сведения о повторном издании. (если переиздавалось). – Место издания: Издательство, год издания. – количество страниц. (Если у книги несколько авторов, то перед названием выносится только первый и с инициалами после фамилии. Все авторы, если их не более трех, указываются после названия и косой линии с инициалами перед фамилией. Если у книги более трех авторов, то после указания первых трех авторов пишется «и др.».)

Пример оформления:

    а) у книги 1-2 автора: Савенков А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков.  – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

б) у книги несколько авторов: Ларионова Л.И. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие / Л.И. Ларионов, Н.А. Алаева, Е.В. Швецова. Е – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – 244 с.       

Для наглядного представление результатов самостоятельной работы с литературой (эссе, доклада, реферата и др.) на занятии может использоваться презентация в программе Power Point в виде последовательности слайдов, отражающих основные этапы проделанной работы или основные единицы собранного материала. 

Практическая работа включает обсуждение результатов практических заданий для самостоятельной работы, а также выполнение на занятии теста, методики или решение психологических задач и упражнений с последующим обсуждением результатов.

Решение задач – это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности студентов. При самостоятельном решении психологических задач студенты получают возможность применять полученные знания по курсу психологии на практике. Решение задач вызывает у студентов интерес к психологии как науке, способствует закреплению усвоенных знаний, а также проявлению и развитию творческих способностей. 

Наибольший образовательный эффект имеют практические задачи. Содержание практических задач отражает актуальные для общей психологии проблемы. Образовательная ценность решения практических задач состоит в том, что обучающийся сам должен разработать алгоритм для решения практической задачи. Познавательная деятельность обучающегося в данном случае носит исследовательский характер, поскольку требуется не просто найти решение как ответ на задачу, а определить рациональные способы анализа ситуации и пути решения подобных проблем вообще.

Особая роль отводится задачам, имеющим проблемный характер. Решение таких задач позволяет студентам осмыслить ситуации, требующие от педагогического работника принятия неотложных решений, не выходя за пределы своих должностных обязанностей и не нарушая прав участников образовательного процесса. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема и в чем она состоит, определить своё отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы. Работа с проблемными ситуациями, направленными на развитие общекультурной и профессиональной компетентности студентов, как правило, проводится в малых группах. Содержание ситуаций должно отражать проблемы, актуальные для профессиональной деятельности учителя. Разбор проблемных ситуаций проводится в группах, затем варианты решения обсуждаются всеми студентами.

При анализе практической задачи и вариантов ее решения студент может ориентироваться на следующую последовательность действий:

· Описать практическую задачу.

· Приступать к анализу задачи по результатам выяснения основного содержания проблемы.

· Рассмотреть задачу с разных позиций: педагогического работника (учителя), школьного администратора, социального работника, педагога-психолога, омбудсмена.

· На основе анализа студент формулирует ответы на следующие вопросы:

1. Насколько типична рассматриваемая ситуация?

2. Каковы факторы, определяющие развитие ситуации?

3. Какие психологические закономерности проявляются в развертывании проблемной ситуации?

4. Каковы ресурсы участников ситуации, необходимые для достижения положительного результата?

5. Кого можно отнести к участникам проблемной ситуации и в какую они могут оказать помощь в разрешении возникшей проблемы?

По итогам разбора проблемных ситуаций студент выполняет задания.

За основу может быть взять примерный план выполнения заданий:

· перечислить систему мероприятий, которые необходимо осуществлять для решения подобных ситуаций с обоснованием предложений;

· указать источники информации, которые следует использовать при оценке данной ситуации;

· назвать область практики, в отношении которой обучающийся испытывает дефицит знаний для продуктивной работы над задачей;

· описать опыт, полученный в ходе разбора и решения практической задачи;

· отметить возможности использования в своей работе опыта, приобретенного в процессе анализа ситуации.

В конце занятия студентам предлагается итоговое тестирование по изученной теме.

Исследовательская задача – это мини-исследование, направленное на изучение особенностей протекания того или иного психического процесса, тех или иных особенностей проявления черт личности. Приступая к выполнению задачи такого типа, следует понять и сформулировать цель и задачи исследования, основные этапы ее выполнения. Завершением исследовательской работы является представление результатов. Вид представления научных результатов условно может быть разделен на три подвида: устное изложение, публикация, компьютерная версия. Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения.

Методические рекомендации – это текст, в котором в сжатой и четкой форме содержатся предписания по организации того или процесса. Формулируются рекомендации на основе изученного материала (прочитанного лекционного материала, материала учебников и научных статей, решенных практических и исследовательских задач). Методические рекомендации должны быть сформулированы таким образом, чтобы у респондентов возникло желание следовать им, а также понимание, как именно их следует выполнять.

Оценка самостоятельной работы студентов.

Готовность студента к занятию определяется умением отвечать на вопросы, используя рекомендованную литературу, и наличием отчетной документации, собранной в процессе изучения темы (конспекты, эссе, собранный и обработанный материал по указанным методикам, решение психологических задач и упражнений).

В рамках дисциплины проводится текущий контроль успеваемости по каждому разделу учебной дисциплины, целью которого является определение уровня освоения обучающимися образовательной программы. Он включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также результатов выполнения самостоятельной работы студентов.

Учебные достижения студентов по всем видам заданий в ходе текущего и рубежного контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации. Для определения результатов освоения дисциплины применяется 100-балльная шкала. Шкала перевода 100-балльной системы оценивания качества освоения студентами дисциплины в пятибалльную систему оценивания: 0 – 50 баллов – «неудовлетворительно», 51 – 65 баллов – «удовлетворительно», 66 – 80 баллов – «хорошо», 81 – 100 баллов – «отлично». Необходимый минимум для прохождения межсессионной аттестации составляет 26 баллов, необходимый минимум для прохождения промежуточной аттестации – 51 балл.

Виды заданий, критерии их оценивания и распределение баллов по видам контроля определяются на основе Технологической карты. Так, максимальный балл при оценивании конспекта, эссе и задачи от 7 баллов.

Ниже представлены показатели и критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов по разным видам деятельности.

Критерии и показатели оценки участия в дискуссии

Критерий Показатели
Общая характеристика выступления – 3 балла. 1. Научный стиль изложения собственной позиции. 2. Ссылки на определения и закономерности, описанные в научной литературе. 3. Ссылки на результаты собственных исследований. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Обозначение собственной позиции – 2 балла 1. Способность четко сформулировать собственную позицию. 2. Способность привести аргументы в ее защиту. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Культура обсуждения – 3 балла 1. Умение слышать оппонентов. 2. Видеть позитивные моменты в противоположных точках зрения. 3. Способность аккумулировать и обобщать результаты обсуждения. Каждый показатель оценивается в 1 балл

Критерии и показатели оценки конспекта

Критерий Показатели
Степень раскрытия основного содержания научной работы  – 5 баллов   1. Структурированность и логичность (опора на причинно-следственные связи) изложения материала. 2. Умение использовать основные понятия. 3. Умение четкого формулирования основных теоретических положений. 4. Наличие обоснованной авторской позиции, иллюстрированной соответствующими примерами. 5. Умение вычленять выводы. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Соблюдение требований к оформлению  – 2 балла 1. Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактических ошибок. 2.Соблюдение требований к оформлению. Каждый показатель оценивается в 1 балл

Критерии и показатели оценки обзора статей

Критерий Показатели
Соблюдение авторских прав – 4 балла   1. Названы авторы всех статей. 2. Указаны издания или сайты, на которых они опубликованы. 3. Указаны страницы, на которых опубликованы статьи, или даты доступа (для сайтов). 4. Показатель оригинальности представленного текста составляет не менее 80%. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Культура обсуждения – 4 балла 1. Свободное владение материалом, способность пересказывать его содержание в отрыве от написанного текста. 2. Способность замечать то впечатление, которое вызывает изложение материала у слушателей. 3. Способность слышать замечания слушателей. 4. Лаконично отвечать на поставленные вопросы. Каждый показатель оценивается в 1 балл
 Культура оформления – 4 балла 1. Указан автор обзора статей. 2. Дано название тексту. 3. Текст выстроен по принципу от общего к частному. 4. Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактических ошибок. Каждый показатель оценивается в 1 балл

Критерии и показатели составления каталога статей

Критерий Показатели
 Культура оформления – 3 балла   1. В списке представлены научные работы за последние пять лет. 2. Оформление списка соответствует ГОСТу. 3. Количество статей. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Содержание представленного материала – 3 балла 1. Названия статей соответствуют заявленной проблеме. Каждый показатель оценивается в 3 балл

 

Критерии и показатели оценки реферата

Критерий Показатели
Степень раскрытия сущности проблемы – 3 балла   1. Соответствие содержания теме и плану реферата. 2. Наличие четкой и логичной структуры. 3. Точность формулировок. 4. Полнота и глубина раскрытия проблемы. 5. Аргументированность. 6. Обоснованность сделанных автором реферата. 7. Выводов и их соответствие поставленной цели. Каждый показатель оценивается в 0,5 балла
Новизна реферированного текста – 1 балл 1. Новизна и самостоятельность текста; 2. наличие собственного взгляда на проблему, его обоснованность. Каждый показатель оценивается в 0,5 балла
Обоснованность выбора источников – 1 балл 1. Использование адекватных выбранной теме литературных источников. 2. Полнота использования литературных источников. Каждый показатель оценивается в 0,5 балла
Соблюдение требований к оформлению и грамотность – 2 балла 1. Правильное оформление цитат и ссылок на литературу. 2. Научный стиль. 3. Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактических ошибок. 4. Соблюдение требований к оформлению и объему реферата. Каждый показатель оценивается в 0,5 балла
Работа не принимается –0 баллов 1. Работа является плагиатом. 2. Авторский вклад менее 80 %.

 

Критерии и показатели оценки эссе

Критерий Показатели
Степень раскрытия сущности проблемы – 5 баллов   1. Соответствие темы эссе его содержанию. 2. структурированность и логичность (опора на причинно-следственные связи) изложения материала. 3. умение использовать основные понятия. 4. наличие обоснованной авторской позиции, иллюстрированной соответствующими примерами. 5. умение аргументировать свои выводы. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Соблюдение требований к оформлению – 2 балла 1. Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактических ошибок. 2.соблюдение требований к оформлению и объему эссе. Каждый показатель оценивается в 1 балл

 

Критерии и показатели оценки результатов подбора иллюстративного материала в художественной литературе

Критерий Показатели
Соблюдение авторских прав –3 балла   1. Назван автор художественного произведения. 2. Есть ссылка на издание или сайт, где оно опубликовано. 3. Указаны страницы издания, на которых содержится выделенная цитата. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Содержание работы – 3 балла 1. Есть характеристики, указывающие на свойства и закономерности функционирования изучаемого явления. 2. Аргументация в пользу приведенного текста со ссылкой на конкретные определения и закономерности, описанные в прочитанных статьях и учебниках. 3. Количество найденных примеров. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Культура обсуждения представленного материала – 2 балла 1. Умение слушать и слышать оппонентов. 2. Видеть позитивные моменты в противоположных точках зрения. 3. Способность аккумулировать и обобщать результаты обсуждения. Каждый показатель оценивается в 1 балл

Критерии и показатели оценки презентаций

Критерий Показатели
Общий вид презентации –5 баллов   1. Эстетический вид работы. 2. Отсутствие элементов, затрудняющих восприятие материала. 3. Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок. 4. Объем представленной работы. 5. Чувства, которые возникают у зрителей при просмотре презентации. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Соблюдение авторских прав – 2 балла 1. Ссылка на авторов, чей материал используется в презентации. 2. Ссылки на издания и сайты, где этот материал опубликован. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Содержательная характеристика презентации – 4 балла 1. Степень научности представленного материала. 2. Соответствие текста презентации заявленной теме. 3. Соответствие иллюстраций текстовому материалу. 4. Уровень систематизации представленного материала. Каждый показатель оценивается в 1 балл
 Культура обсуждения – 4 балла 1. Умение автора презентации разъяснить и объяснить каждый элемент, понятие, утверждение, которые имеют место в представленном материале. 2. Умение ответить на дополнительные вопросы, которые возникают у слушателей. 3. Умение аргументировать свою позицию. 4. Умение выслушать позицию оппонентов. Каждый показатель оценивается в 1 балл

Критерии и показатели оценки решения практических задач

Критерий Показатели
Теоретическая обоснованность и практическая ценность решения – 5 баллов 1. Использование теоретических психологических знаний в интерпретации проблемных практических ситуаций. 2. Реализация типового алгоритма решения проблемных ситуаций. 3. Отбор и формулировка основных вопросов для анализа проблемных ситуаций. 4. Исследовательский характер решения. 5. Обоснованность предложений по итогам аналитического разбора ситуации. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Соблюдение требований к оформлению и грамотности – 2 балла 1. Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактических ошибок. 2. Соблюдение требований к оформлению текста. Каждый показатель оценивается в 1 балла

 

Критерии и показатели оценки выполнения исследовательской задачи

Критерий Показатели
Научный аппарат исследования – 2 балла   1. Сформулированные цели адекватны содержанию исследовательской задач. 2. Основные шаги по решению исследовательской задачи прописаны в строгом соответствии с поставленными целями. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Ход исследования 2 балла 1. Выполнены все необходимые условия, предписанные исследовательской задачей. 2. Определена выборка исследования и описаны ее основные характеристики (возраст, пол, работа/учеба семейное положение). Каждый показатель оценивается в 1 балл
Поведение итогов 3 балла 1. В выводах содержатся ответы на заявленные цели и на каждый намеченный в начале исследования шаг. 2. Приводится количественные данные в виде таблиц. 3. Дается обоснованная интерпретация полученным результатам. Каждый показатель оценивается в 1 балл

Критерии и показатели оценки методических рекомендаций

Критерий Показатели
Степень методологической и методической обоснованности – 3 балла   1. Прослеживается связь между изученным теоретическим материалом и каждой рекомендацией. 2. Прослеживается связь между выполненной практической или исследовательской задачей и текстом рекомендаций. 3. Имеет место так называемая «сенсорная очевидность» рекомендации (каждая рекомендация прописана так, что становится совершенно понятно, как именно она может быть выполнена). Каждый показатель оценивается в 1 балл
Соблюдение требований к оформлению – 2 балла 1. Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, фактических ошибок. 2. Соблюдение требований к оформлению и объему методических рекомендаций. Каждый показатель оценивается в 1 балл
Культура обсуждения – 4 балла 1. Умение слышать оппонентов. 2. Принимать их претензии. 3. Понимать чувства слушателей. 4. Вносить коррективы в методические рекомендации с учетом высказанных пожеланий. Каждый показатель оценивается в 1 балл

 

Вся отчетная документация (конспект, эссе, задача и др.) оформляется в соответствии с требованиями: формат страницы А4 (210x297 мм); поля: верхнее, нижнее и правое – 2 см, левое – 3 см; интервал полуторный; абзацный отступ 1,25; размер (кегль) – 14; тип – Times New Roman.

РАЗДЕЛ II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: