Информационный материал

Общая характеристика внимания. Функции внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, что обеспечивает его более ясное отражение. Это сосредоточение сознания может приводить к повышенному уровню сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Под направленностью понимают прежде всего избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном их сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании).

Другой характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности.

Называют несколько функций внимания:

1. Отбор значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения или познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель.

3. Регуляция и контроль протекания деятельности.

В психологии принято выделять следующие критерии наличия внимания:

1. Внешние реакции – моторные, поздно-тонические, вегетативные, обеспечивающие условия лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксации глаз, мимика и поза сосредоточения, задержка дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции.

2. Сосредоточенность на выполнении определенной деятельности. Этот критерий является основным для «деятельностных» подходов к изучению внимания. Он связан с организацией деятельности и контролем за ее выполнением.

3. Увеличение продуктивности когнитивной и исполнительной деятельности. В данном случае речь идет о повышении эффективности «внимательного» действия (перцептивного, мнемического, мыслительного, моторного) по сравнению с «невнимательным».

4. Избирательность (селективность) информации. Этот критерий выражается в возможности активно воспринимать, запоминать, анализировать только часть поступающей информации, а также в реагировании только на ограниченный круг внешних стимулов.

5. Ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания.

Виды внимания. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддер­живается независимо от сознания человека.

В комплекс причин возникновения непроизвольного внимания входят:

– характер внешнего раздражителя. Сюда прежде всего включают силу, или интенсивность раздражителя, его новизну, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей;

– соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и, прежде всего, имеющимся у него потребностям;

– общая направленность личности. То, что интересует человека больше всего и что составляет сферу его интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если человек столкнулся с этим случайно; 

– чувства, которые вызывает воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

Главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.

Послепроизвольное внимание  – вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

По тому, где находится объект внимания,  во внешнем мире или это внутренние процессы личности – различают внешненаправленное внимание и внутреннее внимание.

Внимание может быть непосредственным или опосредованным в зависимости от того использует ли человек какие-либо средства для того, чтобы быть внимательным. В качестве таких средств могут выступать – жесты, слова, указательные жесты и пр.

Свойства внимания и их физиологическая основа. Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс:

Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона.

Следующее свойство внимания – концентрация внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях.

Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. Но в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Для исследования распределения внимания используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы).

Переключаемость внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и от отношения субъекта к каждой из них).

Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Индивидуальные особенности внимания

Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном синтезе свойств внимания. Основу внимательности составляет произвольное внимание.

Рассеянность – состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте.

Невнимательность – неумение сосредоточиться на предмете.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть вызвана внешними и внутренними причинами. Внешние причины – это раздражители из окружающего мира. Внутренние причины – эмоциональные переживания, отсутствие интереса или чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: