Студенту необходимо…
Знать и понимать:
ü основные определения личности и ключевых исследователей-психологов, занимавшихся проблемами изучения личности;
ü условия и факторы развития личности: биологические предпосылки, социальные условия, внутренняя позиция личности;
ü структуру личности по К.К. Платонову;
ü основные современные направления в зарубежных теориях личности: психоаналитическое (психодинамическое), бихевиористское, социально-когнитивное, гуманистическое, экзистенциальное и др.
Уметь:
ü формулировать основные психологические признаки личности человека;
ü соотносить понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;
ü раскрывать основные положения теорий личности, разработанные отечественными и зарубежными исследователями: З. Фрейдом, Г. Олпортом, Р. Кеттеллом, А. Бандурой, А. Малслоу, В.А. Петровским, К.К. Платоновым, А.Г. Асмоловым.
Владеть:
ü навыками дифференциации и анализа индивидных и личностных проявлений человека.
|
|
План самостоятельной работы
1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.
2. Найдите в психологической литературе и выпишите 15-20 определений личности, данных разными психологами, сравните их, объедините по смыслу (психологическим подходам) и занесите в специально составленную таблицу с указанием самого определения, его автора и той группы (подхода), к которой относится то или иное определение.
3. Ответьте на вопрос о том, какими психологическими признаками должен обладать человек для того, чтобы называться личностью.
4. Определите, как соотносятся между собой понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «человек».
5. Ответьте на вопрос о том, какой вклад в развитие личности вносят биологические предпосылки, социальные условия и внутренняя позиция личности.
6. Найдите в рекомендованной литературе необходимые для описания теории личности и выпишите их основные положения. Для облегчения понимания сопоставьте то, как в разных теориях понимается мотивация личности, какие предлагаются компоненты структуры личности, как описывается процесс развития личности и насколько авторы теорий считают личность свободной в своих проявлениях или обусловленной внешними/внутренними факторами.
7. Отдельно составьте описание признаков «зрелой» личности по Г. Олпорту, А. Маслоу и приведите примеры проявлений зрелой и незрелой личности из известной вам художественной литературы.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Понаблюдайте за поведением ребенка-дошкольника во время его прогулки и попытайтесь определить, какие его поведенческие проявления являются личностными, а какие – индивидными.
|
|
2. Проанализируйте, о какой характеристике личности здесь говорится и какими факторами она обусловлена?
а) «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него – никто» [21: с. 120].
б) «Двое смотрят вниз. Один – видит лужу, другой – звезды. Что – кому?!» [4].
в) «Если я не похож на тебя, то этим я не только тебя не оскорбляю, а напротив, обогащаю тебя» [36: с. 352].
г) «В каждом человеке можно обнаружить простенький стержень, на котором человек поднимает флаг своей оригинальности» [10: с. 267-268].
3. В чем прав автор данного утверждения? Какие его мысли нуждаются в уточнении?
«… Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность … Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность … бывает … Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется … нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях» [33: с. 191,192, 221-222].
4. О каких детерминантах личности говорится в приведенных текстах?
а) «…Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений…» [19: с. 36].
б) «Богатство личности – результат отражения богатства общества, коллектива, в котором она живет и развивается, с одной стороны, и максимальной личной активности, с другой стороны» [16: с. 20].
в) Внешние социальные факторы оказывают влияние на формирование личности человека, преломляясь через внутренние условия ее жизни – природные и сформированные при жизни [40: с. 65].
5. Выполните самостоятельно методику 16-факторный опросник Р. Кеттелла [15]. Принесите на занятие обработанные результаты для последующей интерпретации.
Темы рефератов
1. Современные теории личности в отечественной психологии.
2. Современные теории личности в зарубежной психологии.
3. Направленность личности.
4. Устойчивость личности.
5. Структура личности по К.К. Платонову.
6. Персонологическая теория личности А.В. Петровского и В.А, Петровского.
7. Стадии развития личности по Э. Эриксону.
8. Сравнительный анализ различных определений личности.
9. Культурно-исторический подход к изучению личности.
10. Методы изучения личности.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2014. – 607 с.
Дополнительная:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2010. – 448 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.
3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 635 с.
5. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.
6. Петровский В.А. Человек над ситуацией. – М.: Смысл, 2010. – 559 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.
|
|
2. Обсуждение результатов практических заданий для самостоятельной работы.
3. Выполните тест «Определение типов личности» (Приложение 9).
4. Итоговое тестирование.
Итоговый тест
1. Человек как носитель внутренней активности называется:
А) индивидом
Б) личностью
В) индивидуальностью
Г) субъектом
2. Вставьте недостающие слова.
Личность можно определить, как совокупность
А) мотивов деятельности
Б) отношений к действительности
В) репрезентаций действительности
Г) способностей человека
3. В структуру личности, по К.К. Платонову, не входят:
А) бессознательные процессы
Б) интересы
В) знания, умения, навыки
Г) черты характера
4. Теорию личности, разработанную Г. Олпортом, относят к:
А) психоаналитическим теориям
Б) бихевиористским теориям
В) когнитивистским теориям
Г) диспозициональным теориям
5. С точки зрения российской психологии, личность развивается в процессе:
А) биологического созревания
Б) поведенческой тренировки
В) усвоения социального опыта
Г) созревания психических функций
6. Конституциональные особенности являются свойством:
А) индивида
Б) личности
В) субъекта
Г) мозга
7. По А.Н. Леонтьеву, личность – это
А) человек как носитель сознания
Б) совокупность специфических для человека поведенческих реакций
В) социальное качество индивида, приобретаемое в обществе
Г) субъект общественно полезной деятельности
8. Согласно А.В. Петровскому и В.А. Петровскому, интраиндивидный уровень личности – это
А) проявление личности во взаимодействии с другими людьми
Б) внутренняя психологическая структура личности
В) определенный «вклад» в личность другого человека
Г) все ответы неверны
9. Для зрелой личности не характерно
А) стремление к саморазвитию
Б) инфантилизм
В) социальная автономия
Г) цельная жизненная «философия»