Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü основные определения личности и ключевых исследователей-психологов, занимавшихся проблемами изучения личности;

ü условия и факторы развития личности: биологические предпосылки, социальные условия, внутренняя позиция личности;

ü структуру личности по К.К. Платонову;

ü основные современные направления в зарубежных теориях личности: психоаналитическое (психодинамическое), бихевиористское, социально-когнитивное, гуманистическое, экзистенциальное и др.

Уметь:

ü формулировать основные психологические признаки личности человека;

ü соотносить понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»;

ü раскрывать основные положения теорий личности, разработанные отечественными и  зарубежными исследователями: З. Фрейдом, Г. Олпортом, Р. Кеттеллом, А. Бандурой, А. Малслоу, В.А. Петровским, К.К. Платоновым, А.Г. Асмоловым.

Владеть:

ü навыками дифференциации и анализа индивидных и личностных проявлений человека.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Найдите в психологической литературе и выпишите 15-20 определений личности, данных разными психологами, сравните их, объедините по смыслу (психологическим подходам) и занесите в специально составленную таблицу с указанием самого определения, его автора и той группы (подхода), к которой относится то или иное определение.

3. Ответьте на вопрос о том, какими психологическими признаками должен обладать человек для того, чтобы называться личностью.

4. Определите, как соотносятся между собой понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность», «человек».

5. Ответьте на вопрос о том, какой вклад в развитие личности вносят биологические предпосылки, социальные условия и внутренняя позиция личности.

6. Найдите в рекомендованной литературе необходимые для описания теории личности и выпишите их основные положения. Для облегчения понимания сопоставьте то, как в разных теориях понимается мотивация личности, какие предлагаются компоненты структуры личности, как описывается процесс развития личности и насколько авторы теорий считают личность свободной в своих проявлениях или обусловленной внешними/внутренними факторами.

7. Отдельно составьте описание признаков «зрелой» личности по Г. Олпорту, А. Маслоу и приведите примеры проявлений зрелой и незрелой личности из известной вам художественной литературы.

Практические задания для самостоятельной работы

    1. Понаблюдайте за поведением ребенка-дошкольника во время его прогулки и попытайтесь определить, какие его поведенческие проявления являются личностными, а какие – индивидными.

    2. Проанализируйте, о какой характеристике личности здесь говорится и какими факторами она обусловлена?

    а) «В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него – никто» [21: с. 120].

    б) «Двое смотрят вниз. Один – видит лужу, другой – звезды. Что – кому?!» [4].

    в) «Если я не похож на тебя, то этим я не только тебя не оскорбляю, а напротив, обогащаю тебя» [36: с. 352].

    г) «В каждом человеке можно обнаружить простенький стержень, на котором человек поднимает флаг своей оригинальности» [10: с. 267-268].

    3. В чем прав автор данного утверждения? Какие его мысли нуждаются в уточнении?

    «… Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга – это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность … Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность … бывает … Личность – чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется … нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в «пространстве» общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях» [33: с. 191,192, 221-222].

    4. О каких детерминантах личности говорится в приведенных текстах?

    а) «…Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений…» [19: с. 36].

    б) «Богатство личности – результат отражения богатства общества, коллектива, в котором она живет и развивается, с одной стороны, и максимальной личной активности, с другой стороны» [16: с. 20].

    в) Внешние социальные факторы оказывают влияние на формирование личности человека, преломляясь через внутренние условия ее жизни – природные и сформированные при жизни [40: с. 65].

    5. Выполните самостоятельно методику 16-факторный опросник Р. Кеттелла [15]. Принесите на занятие обработанные результаты для последующей интерпретации.

Темы рефератов

1. Современные теории личности в отечественной психологии.

2. Современные теории личности в зарубежной психологии.

3. Направленность личности.

4. Устойчивость личности.

5. Структура личности по К.К. Платонову.

6. Персонологическая теория личности А.В. Петровского и В.А, Петровского.

7. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

8. Сравнительный анализ различных определений личности.

9. Культурно-исторический подход к изучению личности.

10. Методы изучения личности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2014. – 607 с.

Дополнительная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2010. – 448 с.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 635 с.

5. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

6. Петровский В.А. Человек над ситуацией. – М.: Смысл, 2010. – 559 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Обсуждение результатов практических заданий для самостоятельной работы.

3. Выполните тест «Определение типов личности» (Приложение 9).

4. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Человек как носитель внутренней активности называется:

А) индивидом

Б) личностью

В) индивидуальностью

Г) субъектом

 

2. Вставьте недостающие слова.

Личность можно определить, как совокупность

А) мотивов деятельности

Б) отношений к действительности

В) репрезентаций действительности

Г) способностей человека

 

3. В структуру личности, по К.К. Платонову, не входят:

А) бессознательные процессы

Б) интересы

В) знания, умения, навыки

Г) черты характера

 

4. Теорию личности, разработанную Г. Олпортом, относят к:

А) психоаналитическим теориям

Б) бихевиористским теориям

В) когнитивистским теориям

Г) диспозициональным теориям

 

5. С точки зрения российской психологии, личность развивается в процессе:

А) биологического созревания

Б) поведенческой тренировки

В) усвоения социального опыта

Г) созревания психических функций

 

6. Конституциональные особенности являются свойством:

А) индивида

Б) личности

В) субъекта

Г) мозга

 

7. По А.Н. Леонтьеву, личность – это

А) человек как носитель сознания

Б) совокупность специфических для человека поведенческих реакций

В) социальное качество индивида, приобретаемое в обществе

Г) субъект общественно полезной деятельности

 

8. Согласно А.В. Петровскому и В.А. Петровскому, интраиндивидный уровень личности – это

А) проявление личности во взаимодействии с другими людьми

Б) внутренняя психологическая структура личности

В) определенный «вклад» в личность другого человека

Г) все ответы неверны

 

9. Для зрелой личности не характерно

А) стремление к саморазвитию

Б) инфантилизм

В) социальная автономия

Г) цельная жизненная «философия»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: