Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü суть категории «способности»;

ü структуру способностей;

ü основные подходы к изучению феномена «одаренность».

Уметь:

ü содержательно разводить понятия «способность», «гениальность», «талант», «одаренность».

ü описывать структуру способностей и те принципы, на которые опираются авторы, выделяя ее компоненты;

ü раскрывать суть основных подходов к анализу одаренности;

ü иллюстрировать теоретические положения примерами из педагогической практики, художественной литературы.

Владеть:

ü опытом определения понятий;

ü навыками сравнения и сопоставления основных категорий по теме «Способности и одаренность»;

ü навыками организации и проведения исследований по проблеме способностей и одаренности человека.

План самостоятельной работы

1. Обратитесь к лекционному материалу, соответствующим разделам учебников и работ, рекомендованных в списке литературы. 

2. Прочтите заинтересовавший вас материал, выпишите набор основных понятий, раскрывающих суть проблемы.

3. Законспектируйте Главу 17. Способности (с. 468-488) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию», Главу 35. Психология творчества (С. 613-621), Главу 3. Современные концепции одаренности (С.58-102)  в работе А.И. Савенкова «Психология детской одаренности»; главу XII. Содержание понятия «Способности», структура способностей  (С.384-415), главу XVI. Одаренность и интеллект (С.565-597) в книге В.Д. Шадрикова «От индивида к индивидуальности: Введение в психлогию»; параграф 1.2. Проблема содержания понятий «гений», «талант», «одаренность» (С. 25-35), параграф 1.4. Психологические особенности одаренной личности, главу 3. Психологическая структура одаренности (С.92-139) в книге Л.И. Ларионовой «Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности».

Подготовьтесь к дискуссии по основным вопросам темы, выделив в прочитанном материалы спорные, на ваш взгляд, моменты.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите небольшое эссе на тему: «Одаренный ребенок в детском саду и школе».

2. В приведенных примерах выделите условия, способствующие развитию способностей.

А) Е.П. Ересь описывает историю Коли, отец и мать которого были художниками. Ребенок часто наблюдал их работу, стремился «помочь» им. С раннего детства много рисовал. Он любил помещать сложные композиции на бумажке величиной со спичечную коробку. На седьмом году жизни Коля совершенно самостоятельно постиг законы перспективы. Мальчик буквально не расставался со своими блокнотами, куда зарисовывал все, что поражало его воображение, будило в нем чувства. Он много наблюдал, рано начал читать специальную литературу, изучал жизнь и деятельность великих художников, посещал картинные галереи, выставки. Двенадцатилетний мальчик увлекся красками, цветом, поисками собственного колорита. К своему творчеству относился с исключительной требовательностью и самокритичностью, работал постоянно и увлеченно. В деревне не ленился вставать ранним утром, чтобы написать восход солнца или пастушка в поле, не упускал случая, сделать этюд при луне. Коля прилежно учился в средней художественной школе.

Б) Ю.Б. Гиппенрейтер приводит пример раннего, в 3,5 года пробуждения интереса к числам. Едва с ними познакомившись, ребенок проводил много времени за пишущей машинкой, печатая последовательно числа натурального ряда от 1 до 2000. Очень скоро он освоил операции сложения и вычитания, практически не задерживаясь, как другие дети, в пределах десятка. В окружении его привлекало все то, что можно было бы измерить или выразить числами: возраст и годы рождения родственников, вес, дорожные расписания и пр. По всем этим поводам он активно спрашивал, переживал, размышлял. Персонажами его воображаемых игр становились числа, которым он приписывал свой характер и поведение. Он сам «открыл» отрицательные числа, операцию умножения [34: с. 226-227].

3. Проведите исследование, используя одну из предложенных методик:

· «Графический профиль способностей ребенка» (Приложение 15);

· Шкалы для рейтинга поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы (1977) в адаптации Л.В. Поповой) (Приложение 16);

· Перечень психологических характеристик одаренных детей для наблюдения учителем (Приложение 17).

4. Подготовьте сообщение по результатам проведенного исследования, чтобы обсудить их на практическом занятии.

 

Темы рефератов

1. Соотношение понятий: «задатки», «способности».

2. Природа индивидуальных различий в способностях человека.

3. Развитие способностей у человека.

4. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

5. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

6. Соотношение понятий: гений, талант, одаренность.

7. Модели интеллектуальной одаренности.

8. Биологическое и социальное в формировании одаренности.

9. Естественно-научный подход к пониманию и развитию одаренности.

10. Культурно-исторический подход к изучению и развитию одаренности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 208с.

2. Гуревич П. С. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 320.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети/Пер. с голландского, - М.: Когито-Центр, 2014. – 132с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: