Информационный материал

Понятие о способностях. Структура способностей. Способности  – это психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, хотя сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Способности обнаруживаются в том, насколько при прочих равных условных быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, являющимися существенно важными для данной деятельности. Способности – это такие индивидуальные особенности, которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.

Структура способностей. Способности – совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. И здесь можно исходить из разных позиций.

1. Структура способностей определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности.

2. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые вспомогательное.

3. Можно говорить о более общих способностях, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и – о специальных качествах, отвечающих более узкому кругу требований данной деятельности.

4. К числу общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из двух типов людей – художественному или мыслительному.

Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций. Для мыслительного типа – преобладание абстракций, логичность построений, теоретизирования.

5. Отдельно говорят и о структуре умственной одаренности как о совокупности особенных ее черт. Первая особенность – внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности, например, высокоодаренного ребенка, связывают с первой, и при этом подчеркивают его готовность к напряженной работе, которая со временем перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третью группу особенностей связывают с собственно интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности (А.В. Петровский, 1995).

6. Специфические различия в одаренности обнаруживаются главным образом и в направленности интересов. И это тоже имеет отношение к вопросу о структуре способностей.

7. Кроме того важно понимать, что способности не врожденны (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Врожденны лишь анатомо-физиологические особенности или задатки, которые лежат в основе развития способностей. Задатки – морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки – природные предпосылки способностей, некоторые органические особенности и свойства нервной системы (степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и др.), которые могут развиваться в различных направлениях. Задатки обуславливают, но не предопределяют развитость способностей человека. Развитие способностей обусловлено особенностями воспитания, потребностями общества в той или иной деятельности, особенностями системы образования и др. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, при относительной слабости какой-нибудь одних способностей – их дефицит может быть восполнен, скомпенсирован за счет более высокого развития других способностей.

Общие и специальные способности. К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, – мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, высокоразвитая память, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми и др.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям отноят музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.

Понятие об одаренности. Модели одаренности. В настоящее время существует более ста определений одаренности, сформулированных, в основном зарубежными авторами.

Рассмотрим наиболее популярные модели одаренности, разработанные европейскими и американскими психологами. Среди многих, в том числе весьма сложных моделей структуры одаренности, заслуживает особого внимания «трехкольцевая модель одаренности» Дж. Рензулли, созданная на основе изучения одаренных детей и взрослых. Она включает в себя три компонента: интеллект выше среднего, усиленную мотивацию и творческость. Из принятия такой структуры следует, что различия по умственной одаренности не сводятся к различиям по её величине: различными могут быть соотношения «составляющих», относительная роль каждой из них. Автор считает, что этой моделью удобно пользоваться на практике, анализируя одаренность ребенка. При этом очень важно, что каждая из составных частей, и проявление одаренности в целом, имеет особенности в зависимости от возраста ребенка.

Мультифакторная модель одаренности, предложена Ф.Ж. Монксом. Эта модель интересна тем, что автор не выделяет интеллект в качестве составной части одаренности, как это сделано в модели Дж. Рензулли. Он предлагает несколько иные параметры: ставшую традиционной мотивацию, креативность и исключительные способности.

Понятие мотивации трактуется им так же, как принято другими исследователями (мотивация, связанная с ориентацией на задачу). Креативность объединяет широкий спектр качеств, необходимых для творчества. Понятие «исключительные способности» характеризует как бы внешнюю сторону одаренности. В сущности, данная модель представляет собой модифицированный и дополненный вариант концепции Дж. Рензули.

По мнению А.И. Савенкова, данная модель не дает достаточного представления о характере взаимодействия и соотношения внешних и внутренних факторов в становлении одаренности на уровне фенотипа. Поэтому им была разработана модель, ориентированная на решение педагогических задач.

Остановимся на кратной характеристике модели одаренности Иркутской психологической школы, которая опирается на культурно-историческую теорию развития личности Л.С. Выготского и особенности российской национальной культуры. Здесь одаренность рассматривается:

– как динамическое интегральное личностное образование;

– включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность;

– как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях.

Сама структура одаренности включает три компонента: интеллект (выше 120), высокую креативность и духовность. В модели представлены факторы, влияющие на развитие одаренности. Это разные уровни культуры: макро-уровень (страна), мезо-уровень (регион), микро-уровень (ближайшее социальное окружение: учитель, коллектив, семья).

Психологическая характеристика одарённого ребёнка. Многие психологи отмечают у одарённых детей высокий энергетический уровень. Моторная координация одаренных детей и владение руками часто отстают от их познавательных способностей. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может приводить к формированию у них чувства неполноценности и развивать несамостоятельность.

Существуют отличия в когнитивной сфере одаренных детей. Восприятие окружающего мира у них носит многоплановый характер. По мнению ряда психологов, главное, что объединяет всех одаренных детей и в значительной степени отличает от обыкновенных, это так называемая умственная активность, связанная с познавательной потребностью. Одним из первых, кто описал эту не насыщаемую потребность, был Н.С. Лейтес. А, по мнению В.С. Юркевич, эта потребность является «мотором» развития одаренных детей. В.С. Юркевич считает, что дети становятся одаренными, благодаря позитивной социальной среде и ненасыщаемой познавательной потребности, благодаря чему их способности развиваются «семимильными шагами».

Очень важной особенностью одаренных детей является разносторонность их способностей. Б.М. Теплов подчеркивал, что «талант многосторонен». И потому считал, что речь должна идти не о существовании разных одаренностей, а о широте самой одаренности. Он писал, что возможность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности. В этом – центр научной проблемы многосторонних дарований.

А.Г. Асмолов считает, что профиль способностей одаренного человека разновершинен, имеет множество пиков, в различной степени подверженных динамике. По его мнению, одаренных людей отличает разнообразие талантов. Разнообразие обеспечивает устойчивость. Это характерно как для культуры, так и для жизни людей. Одновершинный человек – существо крайне неустойчивое, а во всем своем предельном выражении – это психологический тип фанатика. Для данного типа личности срыв его ведущей цели равносилен срыву всей его жизни. Человек с отсеченной верхушкой своего единственного пика в критической ситуации попросту теряется, не зная, как и чем ему жить дальше.

Одаренных детей отличает высокая духовность, стремление защищать и сохранять красоту и гармонию, обеспечивать связь времен. У таких детей сильно развито чувство справедливости, которое проявляется очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: