Итоговое занятие по разделу «Физиология системы крови»

 

Учебно-исследовательская цель занятия: контроль знаний по разделу «Физиология системы крови».

Контрольные вопросы для устного собеседования на итоговом занятии

1. Кровь как внутренняя среда организма. Понятие о жестких и пластических константах крови. Основные константы крови.

2. Функции крови. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе.

3. Количество крови в организме. Соотношение плазмы и форменных элементов крови (гематокрит). Методы их определения.

4. Плазма крови, ее состав. Значение белков плазмы крови.

5. Активная реакция крови. Буферные системы крови. Щелочной резерв. Понятие об ацидозе и алкалозе.

6. Осмотическое давление плазмы крови. Онкотическое давление. Значение постоянства осмотического давления и ионного состава плазмы крови.

7. Эритроциты, их строение, количество, физиологическое значение. Методика счета форменных элементов крови. Скорость оседания эритроцитов. Гемолиз и его виды.

8. Гемоглобин, его состав. Количество гемоглобина в крови. Виды гемоглобина и его соединения с различными газами. Спектральный анализ крови. Цветной показатель крови.

9. Лейкоциты, их количество. Функции отдельных форм лейкоцитов. Лейкоцитарная формула, ее особенности у детей.

10. Учение о группах крови. Реакция агглютинации эритроцитов. Агглютиногены и агглютинины. Определение групповой принадлежности крови. Переливание крови. Кровозамещающие растворы.

11. Резус-фактор. Методика определения резус-фактора. Значение резус-фактора при переливании крови и в акушерской практике.

12. Процесс свертывания крови, его фазы. Виды гемостаза. Физиологическое значение гемостаза. Структурные звенья и элементы системы свертывания крови.

13. Тромбоциты, их строение, количество, физиологическое значение. Роль тромбоцитов и сосудистой стенки в гемостазе. Этапы тромбоцитарно-сосудистого гемостаза.

14. Ферментативная теория свертывания крови. Плазменные факторы свертывания крови. Фазы коагуляционного гемостаза.

15. Факторы, ускоряющие и замедляющие свертывание крови. Антикоагулянты.

16. Понятие о противосвертывающей системе.

17. Фибринолиз, пути активации и физиологическое значение. Виды фибринолиза.

18. Эритропоэз. Лейкопоэз. Тромбоцитопоэз. Нервный и гуморальный механизмы регуляции кроветворения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАРАМЕТРОВ КРОВИ

Физико-химические свойства крови детей раннего возраста

У новорожденных детей количество крови по отношению к массе тела больше, чем у взрослых, и оставляет в среднем 15%. У грудных детей колеблется от 9% до 12,6%. К концу первого года жизни около 11%. К 14 годам в большинстве случаев снижается до уровня взрослого человека.

У новорожденных удельный вес крови несколько выше, чем у взрослых (1,060–1,080), у детей более старшего возраста – 1,055–1,062. Вязкость крови относительно велика в первые дни жизни ребенка: в первые 3–5 дней она составляет 14,9–10 ед., к концу первого месяца снижается до 4,8 ед., а затем остается постоянной, колеблясь в пределах от 3,5 до 5,2.

Химический состав крови отличается значительным постоянством, сравнительно мало изменяясь с возрастом.

Количество белков в крови новорожденных – около 50–60 г/л, к первому месяцу поднимается до 40–80 г/л. К 3–4 годам достигает уровня взрослого. Встречаются значительные индивидуальные колебания количества белков в крови детей одного возраста.

У детей первых лет жизни меньше аминокислот, чем у взрослых. Количество альбуминов в крови новорожденного понижено, а количество глобулинов повышено за счет глобулинов, прошедших через плацентарный барьер от матери. В течение первых трех месяцев жизни глобулины, полученные от матери, разрушаются, и уровень их в крови ребенка падает. К 3 годам содержание альбуминов и глобулинов у детей достигает нормы взрослого.

Количество глюкозы в крови детей ниже, чем у взрослых: у новорожденных оно составляет 30–50 мг% (1,6–2,7 ммоль/л). К 12–14 годам количество глюкозы становится таким же, как у взрослых (5,5 ммоль/л).

Возрастные изменения лейкоцитарной формулы у детей

Число лейкоцитов у новорожденных значительно больше, чем у взрослых. Так, в 1 л их крови содержится от 10х106 до 30х106 лейкоцитов, и их число подвержено значительным индивидуальным колебаниям. Начиная со 2-го дня, количество лейкоцитов начинает уменьшаться. У детей 1 года оно колеблется от 6х106/л до 22х106/л, в среднем составляет 11x106/л.

У детей от 2 до 15 лет число лейкоцитов в 1 л крови в среднем колеблется от 6х106/л до 7х106/л.

Лейкоцитарная формула детей имеет своеобразный характер и с возрастом изменяется. У новорожденного ребенка количество нейтрофилов изменяется и составляет 65–67%, а лимфоцитов – около 20%.

Качественной особенностью лейкоцитарной формулы у детей (новорожденных) является выраженный сдвиг влево с появлением миелоцитов. Этот сдвиг выравнивается к концу 1 недели жизни, затем число нейтрофилов падает, а число лимфоцитов возрастает на 2–7 день. После рождения наступает первый перекрест кривой лимфоцитов и нейтрофилов, т. е. количество тех и других форм лейкоцитов становится одинаковым и составляет около 43%. Затем число нейтрофилов продолжает падать и к концу 1-го месяца снижается до 25–30%, количество лимфоцитов к этому возрасту увеличивается до 61%. На этих цифрах количество нейтрофилов и лимфоцитов держится до одного года жизни, а затем количество нейтрофилов начинает возрастать, а количество лимфоцитов падать, и между 5 и 7 годами жизни ребенка происходит второй перекрест кривой нейтрофилов и лимфоцитов, после которого количество нейтрофилов продолжает нарастать, а лимфоцитов – падать, и к 14 годам лейкоцитарная формула подростка становится такой же, как у взрослого.

Кривая изменения числа моноцитов более или менее повторяет кривую лимфоцитов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: