«Победа! Кончилась война, а мы живы!!! Война позади, а мы живы! Могу жить дальше, приобрету гражданскую профессию, женюсь, начну самостоятельную жизнь. Коли пережили эту страшную войну, то все остальное как-нибудь преодолеем».
Цены на продовольственные товары в предвоенные годы и в 1947 г., в рублях за 1 кг
Проанализируйте данные и рассчитайте рацион питания на семью из 5 - 6 человек со среднемесячной зарплатой в 400 - 500 рублей. Сделайте вывод о материальном положении населения в послевоенные годы.
Черный хлеб 1 - 3,4
Мясо 14 - 30
Сахар 5,5 - 15
Сливочное масло 28 - 66.
33млн. колхозников, кормивших двухсотмиллионное население страны, систематически недоедали или голодали, для того, чтобы купить килограмм масла, колхозник должен был отработать 60 трудодней. В Курской области на трудодень колхозники получали 4 копейки, в Калужской и Тульской - 1 копейку, в среднем, колхозники в начале 50-х гг. получали 16,4 рубля в месяц (почти в 4 раза меньше рабочих и служащих).
Из докладной записки министра госбезопасности Украинской ССР
|
|
«О последствиях голода в Измаильской области». 25 ноября 1946 г.
В связи с продовольственными затруднениями и наступившим похолоданием упала посещаемость школ детьми. Так, из 100 учеников школы с. Подгорное, где находится совхоз «Бессарабинский», не посещают ежедневно школу 30 – 35 детей. В Бородинском районе в октябре с.г., на почве недоедания зафиксировано 8 случаев смертности. В с. Александровка Бородинского района зарегистрировано 20 случаев опухания на почве голода.
Задание 2: На основании вышеприведенных документов, заполните таблицу «Восстановление хозяйства в послевоенные годы». Подведите общие итоги послевоенной экономической политики. (3б)
Восстановление хозяйства в послевоенные годы | ||||
Решенные вопросы | Нерешенные вопросы | Чувства, желания людей | Материальный уровень жизни людей | Социальные проблемы |
Итоги: |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24.
Тема: Советский Союз в период частичной либерализации режима.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Знать:
Деятельность государственных органов.
Уметь:
Анализировать достижения советской науки и техники во второй половине 1950 - первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения.
Формулировать собственную оценку итогам и последствиям внутренней политики СССР в 1950 – 1960-е годы.
Учебная цель:
Изучение особенностей внутренней и внешней политики СССР в 1950 – 1960-е годы.
Формирование навыков работы с историческими документа, умения их анализировать, рассматривать разные точки зрения, делать вывод.
|
|
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Учебно-методическая литература:
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 98.
Задание1: Проанализируйте программные документы Л.П. Берии, Г.М. Маленкова, Н.С. Хрущева, направленные на внутриполитическое преобразование страны. Какую из предложенных программ вы бы поддержали. Почему? (3б)
Из программы Л.П. Берии:
Передать власть от партийных органов к государственным. Провести с марта по июнь 1953 года целый ряд преобразований: амнистировать заключенных, чей срок не более 5 лет, прекратить сфальсифицированное дело врачей, вернуться к ленинской политике «коренизации» (передаче руководящих постов национальным кадрам) органов власти в республиках и расширении их прав. Выступил против культа личности Сталина на страницах печати, ставил под сомнение эффективность колхозного производства, призывал ограничить ассигнования на развитие военно-промышленного комплекса, мало считался с партийными органами. Во внешней политике выступал за объединение ФРГ и ГДР, нормализацию отношений с Югославией.
Молотов и Каганович сходились в том, что реализация «альтернативы Берии» привела бы к «буржуазному перерождению» советского общества, которое было бы выгодно «Черчиллям, Тито и Эйзенхауэрам».
Из программы Г.М. Маленкова:
- осудить культ личности (не называя имен);
- мирное сосуществование с капиталистическими странами как альтернатива неизбежной гибели цивилизации в ядерной войне;
- перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства;
- снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников;
- выступал за смягчение политического режима, предложил реабилитацию;
- пытался интенсифицировать производство, делая ставку на госаппарат (сам просит освободить себя от должности секретаря ЦК).
Имел после смерти Сталина неограниченную власть, не свел ее к личной диктатуре, развивая принцип коллективного руководства.