При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие – игнорируются

При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением.

Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с “поощрительным” поведением партнеров по отношению друг к другу, т.е. удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга, удовлетворенность возрастает если это поведение радует другого и укрепляет уверенность в прочности брака.

Бихевиористический подход в супружеской терапии предполагает, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия.

 

Пути устранения: умение выслушать партнера; правильно и точно понять его; умение ясно и неагрессивно выразить свои одобрения, порицания, требования; исключение оценочных, критикующих, обвиняющих высказываний. Критикующие высказывания могут даже включать в себя характеристики личностных качеств или мотивации партнера; умение говорить о своих чувствах; персонификация высказываний.обучение ясности изложения своих мнений; конкретности в формулировании позиций, требований, претензий; умению выслушать, не перебивая.

 


35. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем.

Согласно рационально-эмотивной теории, поведение человека опосредовано взаимодействием мыслей и чувств.

Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуация людям, имеющим проблемы в семье.

Основные положения рационально-эмотивной теории, используемы в консультативной и психотерапевтической работе с супругами, родителями сводятся к следующему: мышление, эмоции и поведение - это три взаимосвязанных психологических аспекта человеческой деятельности. Все три аспекта взаимосвязаны, изменение одного из них часто вызывает изменение других. Если человек изменяет способ мышления, т.е. думает о событии по-другому, очень вероятно, что вслед за этим изменится и его эмоциональная реакция на событие и, возможно, также изменится поведение. При этом именно мышление является главным фактором, обусловливающим эмоциональные переживания человека. Наши мысли о браке, о семье, партнере, о себе, о детях определяют чувства по отношению к ним. Эмоциональные и поведенческие реакции на происходящие события в семье вызываются не самим событием непосредственно, а восприятием, пониманием и оценкой этого события. Внешние события прошлого и настоящего, другие люди оказывают влияние на эмоциональное состояние и поведение человека в семье. Но не они являются прямой причиной человеческих эмоций. Их истоки _ в понимании событий прошлого, настоящего или будущего.

Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: *мысли и чувства по поводу собственного брака; *образ идеального брака;

*информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей.

Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, еще больше разрушающим супружеский союз. И, напротив, идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе. Когда исчезает несоответствие (в моих собственных мыслях) между тем, как «живет наша семья» и «как живут наши счастливые друзья», а также «как я хочу, чтобы мы жили», появляется шанс преодолеть стресс, изменить собственное поведение.

 

36. Типичные ошибки мышления как причина нарушения супружеских отношений. Понятие об иррациональных суждениях.

Тревога возникает вследствие следующих мыслей: (1) он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) про­должает действовать в том же духе, (2) я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится, и (3) он(а) ппохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, ве­роятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем.

Рационально мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается.

В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин «иррациональные верования». Эллис выделил некоторые конкретные иррациональные верования, типичные для нашей культуры, которые, по его мнению, создают много эмоциональных проблем. Например, широко распространено мнение, что человек должен быть любим и понимаем всеми значимыми лицами из своего окружения. Это верование иррационально, потому, что просто невозможно, чтобы все значимые лица одобряли наше поведение, всегда найдется кто-нибудь с другими взглядами. Даже если бы все одобряли нас, нам пришлось бы всё время беспокоиться о том, как сохранить их одобрение. Поэтому верование в необходимости одобрения со стороны всех значимых лиц является непосредственной причиной тревоги.

Большинство иррациональных верований можно отнести к одной из следующих основных категорий: 1. катастрофизация, т.е. преувеличение негативных последствий событий; 2. выражения «следует», «должен», «обязан», которые отражают неадекватно требования к людям или ситуациям; 3. выражения оценки ценности человека, как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие; 4. выражения потребностей, т.е. субъективных условий для счастья или выживания. В состоянии эмоционального дискомфорта у нас появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что наши желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных верований и распознаются по таким ключевым словам как «следует», «должен», «обязан»

 


37. Понятие о семейных мифах.

Мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления, которая проявляется в наличии неких предубеждений и «семейных мифов» у членов семьи. Вот наиболее распространенные из них:

• миф о вечной любви; • миф о волшебной силе любви; • миф о внешней детерминации эмоции;

• миф об абсолютности понятий (категоричность); • миф о «злой судьбе», «злой воле»;

• миф о постоянстве супружеского счастья; • миф о том, что члены семьи досконально знают

ДРУГ друга; • миф о необходимости жертвовать друг для друга; • миф о том, что супруги – это «одно тело и одна душа».

Для реального достижения счастья в семейной жизни, гармонии семейных отношений необходима замена мифологического мышления – на практическое решение актуальных проблем.

Семейные мифы – это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому ее члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, – это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.

Выделяется несколько защитных механизмов, используемых семьей при создании семейных мифов:

Проекция – проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе; Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей».

Расщепление – культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе; Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает ее на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.

 

38. Сущность человека в теории К. Роджерса как методологическое основание гуманистического подхода к семье.

В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой [Rogers, 1980]. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.

Роджерс считал, что основная тенденция человеческого существа – актуализировать свои потенциальные возможности. Это подразумевает, что в людях есть некая движущая сила, направленная на реализацию того, что заложено в природе конкретного человека. Все потенциальные возможности человека служат поддержанию и улучшению жизни. Тенденция актуализации – единственная движущая сила, все другие мотивы можно рассматривать как направленные на сохранение жизни и самосовершенствование. Потребность в самоактуализации частично берет свое начало в биологических процессах – клетки организма растут, дифференцируются, делятся, - «актуализация» на организменном уровне.


39. Концепция брака К. Роджерса.

Основное в учении Рождерса - это роль и значение межличностных отношений, как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я.

Семья - одна из форм межличностных отношений. Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях: 1) постоянно поддерживаемые обязательства друг перед другом -партнерство рассматривается как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера;

2) выражение чувств - речь идет о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера;

3) неприятие специфических ролей - Роджерс учит супружескую пару «жить по собстенному выбору, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят нам навязать;

4) способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера -основана на способности понять и принять себя и своего партнера такими, каковы вы есть на самом деле.

Роджерсовские представления о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов он описывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения.

1. Посвящение соглашения. Каждый из партнеров по браку должен рассматривать «партнерство как продолжающийся процесс, а не как контракт. Осуществляемая работа осуществляется ради своего удовлетворения, так же как и ради удовлетворения другого». Отношения – это работа; это работа ради отдельных, равно как и ради общих целей.

2. Общение – выражение чувств. К. Роджерс настаивает на полном открытом общении.

3. Непринятие ролей. Многочисленные проблемы развиваются из попыток удовлетворять ожиданиям других, вместо того, чтобы определить свои собственные. «Мы будем жить по своему собственному выбору с наибольшим организмическим чувствованием, на какое мы способны». Роджерс указывает, что многие папы испытывают огромное напряжение, пытаясь жить в соответствии с частичным и амбивалентным принятием образов, которые их родители и общество в целом им навязывают.

4. Становление собой. Это глубокая попытка обнаружить и принять собственную полную природу. Это наиболее вызывающее из предприятий, решение снимать маски так скоро и так часто, как они проявляются.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: