* Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Главная задача преподавателя — наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». * * * *Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.
Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки. Фильмы как средства изобразительной наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и художественные. В научно-популярных фильмах демонстрируются классические психологические исследования. Художественные фильмы могут иллюстрировать определенные психологические типы людей и их отношений, ситуации для психологического анализа.
|
|
Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретических идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, зависимости между определенными параметрами.
Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой наглядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух. Студенты склонны записывать себе в конспект то, что видят. Опытные преподаватели знают: чем больше преподаватель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.
* Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.
|
|
Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала.
Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации является компьютер. Использование компьютерной программы Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности. Проецирование слайдов данной программы на экран делает презентацию доступной для всех студентов.
Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:
1) демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием материала;
2) наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий момент, по мере необходимости;
3) демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;
4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм;
5) следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.
Использование технических средств в преподавании психологии.
Технические средства обучения (ТСО) - это источник получения знаний и формирования умений.
Функции - информационная, дидактическая, контрольная.
Виды - механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп); аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио); аудио-визуальные (звуковые фильмы); электронные устройства (компьютеры, телекоммуникационные сети).
ТСО в психологии: Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.
Техническое средство может использоваться как метод (просмотр фильма целиком «Человек дождя - аутизм») и как прием (кусок из фильма с демонстрацией аффекта, изучение продуктов культуры - «Кавказская пленница»). С помощью видео можно изучать приемы НЛП, консультативный процесс, поведение человека, использовать его с целью воздействия на испытуемого. Магнитофон тоже используется в тех же целях, а так же как обязательный компонент при медитации и аутотренинге.