В схеме Хэ Ту показано действие Пяти Движений[4] по потоку[5] (Послушности), это Путь естественного отсутствия причастности[6] (вовлеченности, проявления в деяниях).
Двойка и Семерка находятся впереди, Единица и Шестерка находятся позади, Тройка и Восьмерка – слева, а Четверка и Девятка – справа. Пятерка и Десятка занимают средину. Эти 5 положений (позиций) являются образами Пяти Движений.
Единица и Шестерка, находящиеся позади, являются образами Воды знаков Жэнь[7] и Гуй на севере. Двойка и Семерка, находящиеся впереди, – это образы Огня знаков Бин и Дин на юге. Тройка и Восьмерка, находящиеся слева, – это образы Дерева знаков Цзя и И на востоке. Четверка и Девятка, находящиеся справа, – образы Металла знаков Гэн и Синь на западе. Пятерка и Десятка, находящиеся в центре, – образы Почвы знаков У и Цзи центра.
Кроме того, 5 точек, расположенных в центре, представляют Великий предел, в котором содержатся Четыре Образа[8]. А единственная срединная точка является образом единого Дыхания[9], содержащегося в Великом пределе.
Хотя всего насчитывается 55 точек, они в действительности сводятся к 2 Пятеркам, а 2 Пятерки в действительности суть лишь 1 Пятерка.
Поскольку есть Пять Движений, выделяются 5 точек. В толковании Конфуция[10] говорится: «Небо – Единица, Земля – Двойка, Небо – Тройка, Земля – Четверка, Небо – Пятерка, Земля – Шестерка, Небо – Семерка, Земля – Восьмерка, Небо – Девятка, Земля – Десятка».
Путь созидания и преображения Неба и Земли не выходит за пределы Пяти янских Движений и Пяти иньских Движений. Это просто чередование одного рождения и одного завершения.
Хотя выделяют Пять Движений, в действительности применяются в круговращении 1 инь и 1 ян. Хотя в круговращении применяются один инь и один ян, в действительности круговращение создается уходом и приходом единого Дыхания. Потому образы таковы: Почва порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево, Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Почву, а Почва опять порождает Металл.
Действие начинается из середины (центра) и заканчивается в середине. И начинающее и заканчивающее есть не что иное, как единое Дыхание, единая срединность.
Срединность (центр) – это великий корень Поднебесной [11], поэтому Почва, находясь в середине, гармонизирует и объединяет Четыре Образа. Согласие (лад) – это великий Путь Поднебесной [12] поэтому Четыре Образа находятся вовне, и единое Дыхание течет потоком. Срединность и есть согласие, проявляющееся как единое Дыхание, а в общем это Великий предел.
Человек принимает в себя Дыхание Пяти Движений инь и ян Неба и Земли, и рождается его организм. В этом организме и существует Дыхание Пяти Движений инь и ян.
Древняя схема Хэ Ту
Однако эти Пять Движений могут быть прежненебесными и посленебесными. Пять Движений Прежнего неба соответствуют ян, а Пять Движений Последующего неба соответствуют инь. Единица, Тройка, Пятерка, Семерка и Девятка являются янскими Пятью Движениями Прежнего неба, а Двойка, Четверка, Шестерка, Восьмерка и Десятка являются иньскими Пятью Движениями Последующего неба.
С точки зрения Прежнего неба, Единица является Главным (Замыслом) Семенем[13] и соотносится с Водой, Водой знака Жэнь. Тройка является Главной природой[14] и соотносится с Деревом, Деревом знака Цзя. Пятерка является Главным Дыханием и соотносится с Почвой, Почвой знака У. Семерка является Главным Духом[15] и соотносится с Огнем, Огнем знака Бин. Девятка является Главным настроением[16] и соотносится с Металлом, Металлом знака Гэн. Таковы Пять Первоначал (Пять Главных).
Прежненебесные янские Пять Движений
Как только появляются Пять Первоначал, Пять Сил духа (качеств, свойств, веществ) проявляются в них, а именно Доброта, Совесть, Порядочность, Ум, Вера[17].
Зародыш Замысла (Цзин) – это зародыш без семени, плоть его вещества – беспримесность чистоты; развиваясь, он становится Умом. Главный Дух – это дух без Духа, тело его – совершенная проницаемость; развиваясь, он становится Поведением (Ритуалом). Главная природа – это природа без природы, тело ее – благоволение мягкости; развиваясь, она становится Добротой (Человечностью). Главное настроение – это настроение без настроения, тело его – порывистость твердости; развиваясь, оно становится Совестью (Долгом, Осознанием). Главное Дыхание – это дыхание без дыхания, тело его – это единство чистоты; развиваясь, оно становится Верой (Преданностью, Достоверностью).
Посленебесные иньские Пять Движений
Пять Первоначал – это Дыхания Пяти Движений, а Пять Сил духа – это природы Пяти Движений. Пять Первоначал и Пять Сил духа рождаются в прежненебесном, а сохраняются (таятся) в посленебесном.
Когда человек находится внутри зародышевого яйца, это состояние коловоротной неопределенности (турбулентного хаоса), это хаотический круговорот единого Дыхания; следы телесной формы еще не проявлены, хотя законы[18] уже появились.
То, что определяется как еще не родившееся, на схеме подобно собравшемуся в одном месте, – это образ Великого предела. В древности людей учили представлять себе, каким был твой облик, когда родители еще не появились на свет (когда не было еще породивших тебя) – таково оно. Тем самым твои дела (события, ситуации)[19] находятся в состоянии еще не рожденного организма, поэтому и определяется как прежненебесное.
С точки зрения Последующего неба Двойка является духом познания и соотносится с Огнем, Огнем знака Дин. Четверка является душой По[20] и соотносится с Металлом, Металлом знака Синь. Шестерка является мутным Семенем и соотносится с Водой, Водой знака Гуй. Восьмерка является душой Хунь[21] и соотносится с Деревом, с Деревом знака И. Десятка является рассеянным вниманием (хаотическим сознанием, бестолковыми мыслями) и соотносится с Почвой, Почвой знака Цзи. Таковы Пять Предметов.
Как только появляются эти Пять Предметов, Пять Грабителей (Смутьянов) проявляются в них. Пять Грабителей – это довольство, раздражение, грусть, веселье, желание.
Странствующая душа Хунь – хозяин жизни, по природе она добра и ощущается как рождение довольства. Темная душа По – хозяин смерти, по природе она зла и ощущается как рождение раздражения. Познающий Дух стремится к божественности[22], по природе он жаден и ощущается как рождение веселья. Мутное Семя стремится к поверхностности, по природе оно тупо (склонно к фиксации) и ощущается как рождение грусти. Рассеянное внимание стремится к Движению, по природе оно беспорядочно и ощущается как рождение желания.
Однако что касается посленебесных Пяти Предметов и Пяти Грабителей, они хотя и являются преображениями Пяти Движений, все-таки отличаются от последних. Среди Пяти Предметов Семя, Дух и внимание возникают позднее, а души Хунь и По появляются прежде других, и кроме того, душа Хунь предшествует душе По.
Душа Хунь – это росток, семена колеса кальп и циклов. Она и в людях, и в бесах, она в людях мудрости и в одаренных, она и в добрых, и в злых, она же в волосатых и в рогатых. Она приходит еще до рождения организма (единства тела и личности), а уходит еще до того, как истекает Дыхание. Когда человек, выходя из утробы, издает первый крик, душа Хунь проникает в отверстия. И как только она проникает в отверстия, человек воспринимает Дыхание жизни Последующего неба. Оно соединяется с Главным Дыханием Прежнего неба, то есть неистинное существует, опираясь на истинное. Поэтому ребенок, попадая на Землю, не может завершить свое воплощение без крика, ибо без этого странствующая душа Хунь не проникнет вовнутрь, и хотя Главная природа есть, она не способна к независимому существованию. Ложное существует за счет истинного, и истинное также сохраняется за счет ложного.
Что же касается души По, то она прибегает к помощи божественности крови и Дыхания. Принимая в себя Дыхание Металла, она завязывается и сгущается. Лишь через 7 раз по 7, то есть через 49 дней после рождения, начинается ее целостное существование, и только через 7 раз по 7, то есть через 49 дней после смерти, начинается ее разрушение. В миру обряды по ушедшим совершают как раз через 7 раз по 7, то есть через 49 дней после смерти.
Душа Хунь в качестве предмета подвижна, подвержена влияниям и неопределенна (неустойчива) – отходит отсюда, уходит оттуда, участвуя в непрестанном круговращении, не повреждаясь за долгие кальпы. А душа По присутствует и отсутствует сообразно с существованием и гибелью организма. Познающий Дух хотя рождается, восприняв Дыхание Огня, также происходит из души По. Мутное Семя хотя рождается, восприняв Дыхание Воды, тоже появляется как накопление души По. Внимание – это движение мыслей и разума, тем самым оно контролирует четыре предмета: Семя, Дух, душу Хунь и душу По.
И Пять Предметов, и Пять Грабителей появляются в результате и после рождения организма и определяются как то, что выходит наружу, когда рождение уже состоялось. Их дела (события, ситуации) проявляются после рождения организма и потому определяются как посленебесные. Что же касается сердца, печени, селезенки, легких и почек, то, поскольку из-за мутности (загрязненности) они обладают телесной формой, здесь они не рассматриваются.
На начальном этапе жизни пара Пяти Движений Последующего неба и Пяти Движений Прежнего неба образует единство – Пять Предметов объединены и собраны Пятью Первоначалами, а Пять Грабителей контролируются и подавляются Пятью Потенциями. В каждом движении, любом поползновении хозяином и господином выступает Прежнее небо, а предметы Последующего неба становятся лишь слугами и посыльными.
Поэтому младенец без разумения и понимания стремится к добру, в котором отсутствует зло, и это высшая степень Доброты, а Доброта является выражением Главной природы. Забвение различий между собой и другими – высшая степень Совести (Осознания), а Совесть является выражением Главного настроения. Незахваченность ни голосом, ни цветом (соблазнами чувственных наслаждений) – высшая степень Ума, а Ум является выражением Главного семени. Согласие и ровность Дыхания сердца (сознания) – высшая степень Поведения (Ритуала), а Поведение является выражением Главного духа. Искренность без задних мыслей – высшая степень Веры, а Вера является выражением Главного Дыхания. В состоянии покоя они представляют собой Пять Первоначал, в движении – Пять Потенций. Движение и покой – это то, что применяется в делах (событиях) Прежнего неба.
Между [движением и покоем] есть следы (признаки, проявления) довольства, раздражения, грусти и веселья, возникающие из отсутствия сердца (сознания) (бессознательно). Нельзя в довольстве застаиваться (закосневать), от раздражения смещаться (изменяться, выходить из себя), от грусти страдать (разрушаться), от веселья распутничать. Когда довольство и раздражение, грусть и веселье еще не возникли, определяется это как срединность; когда возникли, но сдерживаются в срединности, определяется это как согласие [23].
Срединность и согласие определяются как отсутствие желаний. В результате отсутствия желаний Семя, Дух, душа Хунь и душа По все успокаиваются на своих позициях и слушаются своего прежненебесного хозяина – в Прежнем и Последующем небе инь и ян соединяются, Семя 2 Пятерок таинственным образом смыкается и сгущается (сосредотачивается). Либо прежненебесное приводит в Движение, а посленебесное завершает, либо посленебесное приводит в Движение, а прежненебесное завершает. Истинное не отходит (неотделимо) от ложного, а ложное неотделимо от истинного. Истинное, опираясь на ложное, достигает целостности. А ложное, опираясь на истинное, сохраняется. Они, перемешиваются, составляя единое тело, не разрушая и не причиняя ущерба, в полноте совершенства и завершенности, что в схеме подобно совместному (общему) пребыванию Пяти Движений инь и ян, являющемуся образом действия потока единого Дыхания. Когда в древности учили представлять до конца облик рождения девы, то имелось в виду именно это.
Ну а когда исполняется 2 раза по 8 лет и прежненебесного Дыхания имеется в достатке, ян достигает предела, и подспудно рождается инь. Происходит соединение с посленебесным, и души Хунь и По становятся неустойчивыми (теряют определенность), Познающий Дух поднимается (активизируется), и открывается отверстие Семени. Внимание (Мысли) приходят в беспорядок, в сердце (сознании) воцаряется смута, Пять Предметов одновременно восстают, и Пять Грабителей вступают в битву. Пять Первоначал и Пять Потенций постепенно растрачиваются и обнажаются. Проходит день за днем, год за годом, и наступает момент, когда остается чистое иньское Дыхание, а янское Дыхание израсходовано. Разве возможно тогда что-нибудь кроме смерти? Послушность (движение по потоку) этому приводит на Путь жизни людей.
Только у человека мудрости есть учение о Прежнем небе, которое позволяет сохранять ян, когда прежненебесное еще не достигло предела, и заставить инь отступить до того, как посленебесное собирается рождаться: с помощью посленебесного питают прежненебесное, а прежненебесное преображают в посленебесное, чтобы осуществить Путь отсутствия причастности и напрямую проникнуть в основы мудрости. Путь отсутствия причастности также подпадает под таинственные законы схемы Хэ Ту.
Когда в схеме из середины рождаются Пять Движений инь и ян – это Путь порождения человека, послушного (следующего по течению) жизни. Когда же в схеме происходит взаимное соединение Пяти Движений с инь и ян, перемешанными в вихре единого Дыхания, – это Путь порождения мудрости, направленного против потока (непокорности) круговращения. Противоток круговращению является не просто движением в обратную сторону. Это круговращение против потока Пяти Движений органов-сокровищниц[24], приводящий к возвращению в срединный желтый Великий предел, в результате чего восстанавливаются уши и глаза, с помощью которых можно видеть облик родителей, когда они еще не появились на свет.
У Мэн-цзы говорится: «Доброта, Совесть, Поведение, Ум коренятся в сердце, они рождают цвет; проявляется это в здоровье лица, крепости спины; распространяется (благотворит) это по четырем конечностям, и конечности подчиняются сердцу без слов». Ведь сердце (сознание) является хозяином всего организма и владеет Потенциями Доброты, Совести, Поведения и Ума. Благодаря одному сердцу (сознанию) циркулируют Доброта, Совесть, Поведение и Ум. Чистотой оно равно небесной истине, и Пять Предметов, и Пять Грабителей подчиняются его приказам (воле).
Пять Движений собираются и концентрируются, Четыре Образа единятся в согласии, и природа становится тогда судьбой (волей), а судьба – природой (характером). Когда природа и судьба составляют одну семью (единое целое), инь и ян смешиваются вместе в преображениях, а телесная форма и дух владеют одной и той же тайной, тогда происходит совмещение с Путем, смыкание с истиной. Из корней в сердце (сознании) рождается цвет, все понятно и без слов и происходит само собой.
Однако такое сердце (сознание) – не комок грубой плоти, но сердце (сознание) Неба и Земли. Оно не затронуто ни Пятью Движениями, ни Четырьмя великими[25], и именно оно определяется как врата мистической самки [26]. Нет у него ни сторон, ни места, и нет определенной позиции. Сравнивая его с чем-то, теряешь, объясняя значение, вводишь в заблуждение. Нельзя его передать словами и нельзя описать кистью. Есть время для открытия и закрытия, естественно сменяются движение и покой, оно же не отклоняется, и не опирается [27], оно в высшей степени пустотно и божественно.
Если сделать усилие и дать ему имя, это будет Великий предел. Если напрячься и изобразить его, это будет точка в середине схемы Хэ Ту.
И именно поэтому такое сердце (сознание) является корнем Неба и Земли и источником природы и судьбы. Впоследствии мужи высокой ясности пытались изобразить его схематически в виде кольца (природа и судьба соединяются сердцем), чтобы люди естественно пробуждались и постигали и посредством духов жили в мире с ним. Это сердце (сознание) в величии своем не оставляет ничего вовне (снаружи), а в малости своей не оставляет ничего внутри – великая вселенная тысячи тысяч миров не вместит его, в 5048 свитках сутр буддийского канона не выразить его, 6 канонами и 4 писаниями конфуцианских ученых не постигнуть его, трактатами о Киновари и текстами мудрецов даосской школы в десятках тысяч свитках не исчерпать его содержания. Если говорить о его отсутствии, будет сплошная суета, а если говорить о его наличии, будет лишь тьма и мрак, ибо оно не устанавливается наличием-отсутствием и не ограничивается движением и покоем.
Смешение и соединение иньских и янских Пяти Движений в первое время после рождения
Обретая такое сердце (сознание), выходишь из смерти, чтобы войти в жизнь. Теряя такое сердце (сознание), выходишь из жизни, чтобы войти в смерть (выходишь в рождение, входишь в смерть), и рождение, и смерть находятся лишь в промежутках между обретением и потерей такого сердца (сознания).
Доброта, Совесть, Поведение и Ум, коренящиеся в сердце, коренятся именно в таком сердце (сознании). Внутри такого сердца (сознания) присутствует Дыхание Пяти Движений, но при этом отсутствует вещество Пяти Движений – оно [сердце] сохраняется среди (в срединности) Пяти Движений, но не воплощается в Пяти Движениях. Его суть (основа, изначальность) существует до рождения отца и матери, но проявляется оно в настоящем уже после рождения отца и матери. Безмятежно молчаливое и неподвижное, но ощущается и проходит (проникает) беспрепятственно, поэтому оно и становится хозяином (правит) Потенций Доброты, Совести, Поведения и Ума.
Доброта, Совесть, Поведение и Ум являются лишь превращениями и преображениями такого сердца (сознания.) И именно благодаря своей способности превращать и преображать Доброту, Совесть, Поведение и Ум оно получает имя Веры. Вера не является внешним, а является достоверностью речей и высказываний. Когда инь и ян смыкаются в едином, это и есть Вера при отсутствии забывания об истине и действительности (отсутствия иллюзий[28] о реальности). Истина и действительность – это таинственное наличие, а отсутствие забывания – это истинная пустота (пространство). Из пустоты приходишь к не-пустоте, из не-пустоты приходишь к пустоте, а Доброта, Совесть, Поведение, Ум находятся внутри ее.
Ситуация отсутствия причастности получает целостную форму посредством Пути. Получение целостной формы Пути есть не что иное, как объединение посредством Веры Доброты, Совести, Поведения и Ума, то есть Доброта, Совесть, Поведение и Ум сводятся к единой Вере (к Вере в единое). Доброта, Совесть, Поведение и Ум сводятся к единому сердцу (сознанию), и также Доброта, Совесть, Поведение и Ум сводятся к единой срединности.
Когда Вера, сердце (сознание) и срединность обобщены в едином Дыхании, единое Дыхание течет потоком, Пять Начал и Пять Потенций сгущаются и завязываются, более не рассеиваясь, в коловоротной неопределенности Великого предела, не просачиваясь и не утекая, а Пять Предметов и Пять Грабителей Последующего неба также целиком преображаются, становясь янскими. Дыхание Прежнего неба и Дыхание Последующего неба смыкают свою двойственность в едином. Постигнув природу, возможно постичь и судьбу. На этом Пути отсутствия причастности высшей Потенции полностью реализуется закон схемы Хэ Ту.
В стихотворении говорится:
Лошадь-дракон появилась из вод, принеся схему Хэ Ту.
На продольных и поперечных линиях происходит соединение истинности числа 15.
Пара Смыслов (инструментов сознания)[29] Великого предела разделяются на Четыре Образа.
Бесконечная сеть множества образов объясняет и древность, и настоящее.