Понятие о физических качествах

Организационные основы тренировочного процесса, направленного на совершенствование координации у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом

 

Выпускная квалификационная работа по специальности

Физическая культура»

(углубленный уровень среднего профессионального образования)

 

Квалификация – педагог по физической культуре и спорту

 

 

Научный руководитель:

Крылов М.С.

 

 

Москва, 2021

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…3

Глава I. Литературный обзор……………………..…………..………...……….6

1.1.Понятие о физических качествах…………………………………………….6

1.2.Методика развития координационных способностей……….…………...9

1.3.Возрастные особенности развития силы у девушек 16-17 лет..........….10

1.4. Задачи развития координационных способностей способностей….....11

1.5. Закономерности построении тренировочных занятий …………………..12

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования………………..14

2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………….14

2.2. Методы исследования………………………………………………………15

2.3. Организация исследования…………………………………………………18

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развития скоростно-

силовых способностей у занимающихся 14-16 лет, легкой атлетикой…...……………………………………….………………….………...32

3.1. Особенности экспериментальной методики ……………………………...19

3.2.Начальные результаты контрольной группы................................................26

3.3. Начальные результаты экспериментальной группы……………………...28

3.4.Программный материал по физической культуре для секционных занятий……………………………………………………………………………32

3.5.Комплекс специальных упражнений, направленных на развитие взрывной силы у занимающихся в секции легкая атлетика…………………..34

3.6. Итоговое тестирование юношей в конце исследования…………………39

3.7. Итоговые результаты контрольной группы……………………………….42

3.8. Итоговые результаты экспериментальной группы……………………….44

Выводы …………………………………………………………………………..47

 

Практические рекомендации …………………………………………………48

 

Список использованной литературы ………………………………………..50

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.

Известно, что физическая подготовка – это длительный процесс, цель которого достижение волейболистами высокого уровня физической подготовленности. Этот уровень физической подготовленности должен соответствовать требованиям игры.

Физическая подготовленность волейболиста является одним из факторов, от которого зависит эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным не был волейболист, он ни когда не добьется успеха, не обладая хорошей и разносторонней физической подготовленностью. Современный волейбол связан с высокой интенсивностью нагрузок, устойчивостью, распределением и переключением внимания, максимальной скоростью реагирования игроков, их зрительно-моторной координацией, тонкой дифференцировкой мышечно-двигательных ощущений, пространства и времени восприятия различных движений.

Актуальность исследования в данной области объясняется тем, что на наш взгляд, научных исследований проблемы развития координационных способностей у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом, недостаточно.

Цель исследования – повышение уровнякоординационных способностей у девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом.

Объект исследования – процесс подготовки ловкости  у девушек 16-17 лет, занимающихся в секции по волейболу.

Предмет исследования – организация в секционной работе по волейболу специальной подготовки  у девушек 16-17 лет, занимающихся в секции по волейболу.

Гипотеза исследования – предполагалось, что специально разработанный комплекс упражнений развивающий координационную способность, позволит существенно увеличить результаты в волейболе.  

Научная новизна - научной новизной является исследование авторской методики для улучшения координации у девушек 16-17 лет, занимающихся в секции по волейболу.

Теоретическая и практическая значимость заключается в возможности применить методику (на основании полученных данных проведенного исследования) в секционные занятия, что будет способствовать увеличению результатов у девушек 16-17 лет в волейболе.

Глава I. Современное состояние проблемы

 

Понятие о физических качествах

 

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку.

В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие физические качества - сила, быстрота, выносливость, координационные способности, гибкости. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.

Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы - возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.

«Взрывная» сила - способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мышц кистей; подачи - силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара - комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий.

Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.

Общая быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота обусловливается подвижностью нервных процессов (возбуждение - торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническими приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц.

Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных игр, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.

Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют: увеличение скорости полета мяча; внезапное появление мяча; сокращение дистанции.

Быстрота перемещений - способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.

Общая выносливость - способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению.

Скоростная выносливость - способность волейболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Мышечная работа для такого вида деятельности проходит в «бескислородных» условиях. Развитие и проявление скоростной выносливости опирается, прежде всего, на высокий уровень анаэробной производительности, подготовленность опорно-двигательного аппарата, на силу психических процессов, на экономичность спортивной техники. Средствами тренировки являются беговые упражнения, имитационные, основные упражнения, выполняемые многократно.

Прыжковая выносливость - способность к многократному повторному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями без снижения эффективности техники и тактики игры. Мышечная работа носит региональный характер и проходит в анаэробных условиях. Способность продолжать мышечную работу в «бескислородных» условиях обеспечивается и волевой подготовкой волейболистов. Средствами тренировки являются: прыжковые упражнения с малыми отягощениями и без них, имитационные, основные упражнения и др.

Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов и тактических комбинаций на протяжении всей игры. Она объединяет в себе все виды выносливости и специальные физические качества. Высокий уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма волейболистов, а также специальных физических качеств - одни из главных факторов поддержания высокой работоспособности по ходу игры. Средства тренировки - игры с большим количеством партий (6-9) как полными, так и неполными составами (5x5,4x5, 3x4 и т.д.), использование в процессе игры (в паузах отдыха) специальных заданий.

Координационные способности - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Координационные способности в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении. Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. В процессе игры на спортсменов действуют определенные раздражители: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, начало матчей не вовремя, некорректные отношения внутри команды и др. Соревнования проходят при зрителях, симпатии которых к командам могут быть разделены поровну, или преимущественно своей команде, или сильнейшей, или слабой команде. Воздействие зрителей на спортсменов велико: оно способствует содержательной, эмоциональной игре обеих команд, или подавляет действия игроков (игрока) одной команды и дает эмоциональный заряд другой команде. Координационные способности, отработанные до автоматизма помогают справиться со всеми раздражителями, действующими на волейболистов во время игры, и делают игру спортсменов результативной и зрелищной. Таким образом, мы можем определенно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов совершенно верна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: