Подготовке к сочинению-рассуждению (формат ЕГЭ)

Комплексный анализ текста при

Текст – содержательно-смысловое, композиционное и языковое единство, к изучению которого можно подходить как целостно, так и разноаспектно. Комплексный анализ текста есть «рассмотрение текста под лингвистическим микроскопом» (Н.М. Шанский).

Необходимо научить учащихся понимать смысловую нагруженность текста, оценивать форму исходного текста, уметь выражать свое отношение к содержанию, к поднятым проблемам, формулировать позицию, строить рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным. Важно научить рецензировать свой текст, чтобы учащиеся создавали работы творческие.

В 25 задании ЕГЭ по русскому языку (сочинение) проверяется и оценивается коммуникативная компетентность учащихся. Написание сочинения — это самый сложный вид работы на ЕГЭ по русскому языку

Для успешного выполнения задания ключевыми понятиями являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Рассмотрим важнейшее из этих понятий – проблема текста.

Что же такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем заключается истина жизни? Что есть милосердие? Чем определяются нравственные ориентиры человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема взаимоотношений поколений.

Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли. Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует стилистические особенности авторской речи. Часто формулируется проблема, заключенная в первом абзаце (в первом предложении), где содержится вводная информация. Правильное определение проблемы требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

При выявлении проблемы можно использовать следующие приемы:

  1. Сформулировать основную мысль автора в виде законченного предложения.
  2. Продумать, на какой вопрос отвечает это предложение.
  3. Записать этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Довольно часто в тексте может рассматриваться несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется следующими факторами:

1) необходимость определения проблемы, которая находится в центре внимания автора, а не опосредованно;

2) выбор той проблемы, которая поможет глубоко исследовать авторскую трактовку проблемы для выражения мыслей учащегося, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п. В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении – от конкретных персонажей, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. При первоначальном знакомстве с текстом необходимо ученику соблюдать три правила:

1) внимательное прочтение, т.е. «погружение в текст»;

2) определение стиля и типа речи, что помогает пониманию текста, нахождению в нем главной мысли.

3) составление тезисного или цитатного плана, который даст возможность проследить развитие авторской мысли.

Таким образом, характеризуется структура текста, т.е. определяется и формулируется основная мысль каждой микротемы, проводится краткий разбор композиционных элементов текста.

Для выявления фактуальной информации можно предложить учащимся следующие задания:

1. Охарактеризовать событие, лежащее в основе текста.

2. Назвать основных (или единственных) героев текста и коротко пояснить:

1) кто они?

2) каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)?

3. Охарактеризовать героев:

1) их отношение к событию;

2) отношение героев друг к другу;

3) кратко проанализировать речь участников диалога;

4) выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую).

 

При повторном чтении необходимо обращать внимание на детали, осуществляя поиск подтекстовой и концептуальной информации:

1. Раскрыть особенности начала и конца текста.

  1. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов текста.

3. Найти авторские пояснения к речи, жестам, мимике, позам героев.

  1. Определить художественные детали в тексте, определить их значимость.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

1) автора;

2) героев (особенно если включен текст-диалог).

6. Сформулировать основную мысль (идею) текста.

7. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с идеей всего текста в целом; определить отношение автора к проблеме и остроту конфликта в авторской оценке.

Таким образом, ученику важно понять, что проблема - художественная идея текста раскрывается:

1) через обстоятельства;

2) через конфликт;

3)  через описания;

4) через монолог;

5) через диалог;

6) через поступки и психологию героев.

Глубина постижения авторского замысла включает разные аспекты анализа:

1. Манера повествования, стиль писателя.

2. Ключевые слова.

3. Особенности языка.

4. Средства художественной выразительности.

5. Средства создания подтекста.

6. Образ автора, авторская позиция.

7. Оценочная позиция автора текста.

Помочь ученику правильно сформулировать проблемы, поднятые писателем в тексте, и определить авторскую позицию помогут задания, направленные на постижение авторского замысла, идеи писателя. Чтобы глубже понять замысел писателя, анализируется текст разными способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: