Прочтение текстов одной тематики, определение общих проблем, поднятых писателями

Для успешного написания сочинения требуются навыки сопо­ставительного анализа, нужно учить видеть связи, переклички между произведениями, созданными разными авторами и в разное время. Поэтому очень важно анализировать литературные тексты одной тематики, чтобы актуализировать представления учащихся по поднятым в тексте проблемам, тем более, что наиболее весомыми при аргументации оказываются литературные аргументы, которые и даны учащимся для сравнительного анализа.

2. Подбор эпиграфов к произведению, отражающих проблемы, поднятые в тексте (материал может быть заранее подготовлен). Аргументация ответа.

Учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом и самим лите­ратурным текстом. Это способствует развитию умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.

3. Составление учащимися задания 20:

В каком предложении верно передана главная мысль, заключенная в тексте? Составить 4 предложения, одно из которых будет верно отражать идею произведения.

Какие из высказываний (не) соответствуют содержанию текста? Составить 5 высказываний, два из которых (не) отражают правильную точку зрения автора.

Проведение лингвистического (стилистического) анализа текста и выявление образов-символов, раскрывающих идею произведения.

Оформление работы целесообразно проводить в виде кластера, чтобы структурировать полученные знания у учащихся.

Распределение предложенных учащимся цитат по поднятым в тексте проблемам, аргументирование авторской позиции.

Составление сочинения-рассуждения по предложенному вступлению.

Наибольшую трудность обычно вызывает начало сочинения. Можно предло­жить несколько вариантов подхода к раскрытию замысла сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, дать варианты вступлений, чтобы ученику можно было выбрать наиболее приемлемый для него.

Таким образом, проводя анализ текста в комплексе, ученик постепенно начинает чувствовать слово, думать над словом, искать его истинный смысл, выражать себя в слове. Так при анализе ученики овладевают главным – искусством быть читателем. Опыт показывает: такая комплексная работа с текстом существенно повышает эффективность подготовки учеников к итоговой аттестации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: