Место-смысловая концепция социального пространства Г. Зиммеля

Глава 1. Конфигурация регионального политического пространства: изменения и тенденции. Состояние основных политических субъектов, их взаимоотношений и ресурсов политики (2010-2015 гг.)

 

Концептуализация социального пространства как родового понятия по отношению к политическому пространству

В последние двадцать лет концепты «политическое пространство» и «социальное пространство» достаточно активно используется в политическом, социологическом и социально-философском дискурсе как зарубежными, так и отечественными исследователями.

Отметим, что термин «политическое пространство» в рамках тех работ, где сколько-нибудь уделяют внимания используемому тезаурусу, чаще всего вводят, опираясь на различные концепции и дефиниции «социального пространства». В рамках данной монографии при выборе методологической базы и исследовательского инструментария можно было бы использовать имеющиеся типологии рассмотрения различных концепций «социального пространства» (как более общей категории), в частности типологию А.Ф. Филиппова:

1. Пространство взаимодействия социальных акторов. Принимается во внимание значение близости/удаленности акторов друг от друга для самого процесса взаимодействия. Значение придается: а) тому, как исследователь видит пространство, б) тому, каково социальное значение пространства, не рефлексируемое участниками, но принципиально важное для них, в) тому, какое значение пространственным характеристикам взаимодействия придают сами участники: как пространство осознается и обсуждается ими.

2. Социальное пространство как порядок социальных позиций, метафорическое пространство, структурируемое статусами социальных акторов.

3. Пространство как нечто обозримое, место расположения тел[1].

Однако, на наш взгляд, данная типология страдает рядом недостатков. Во-первых, она достаточно общая, а это значит, что в ней сложно уловит различие между подходами Г. Зиммеля, И. Гофмана и Э. Гидденса, которых «записывают» в одну группу концепций социального пространства – «пространство взаимодействия социальных акторов»[2]. Разница же указанных выше концепций весьма существенна, поскольку они различным образом понимают суть самого взаимодействия: Г. Зиммель суть взаимодействия видит в конституировании форм "обобществления смысла". И. Гофман, хотя и сам считает себя продолжателем зиммелевской традиции понимания социального пространства, суть взаимодействия сводит к интеракции, к представлению себя другим в ограниченном физическом пространстве, к определенной социальной драматургии. Э. Гидденс, акцентируя собственное внимание на социальном агенте, фокус исследовательского интереса во взаимодействии концентрирует на ограничениях и ресурсах человеческой деятельности.

Во-вторых, в указанную выше типологию сложно вписать новую концепцию социального пространства М. Кастельса «пространственных потоков», поскольку он исходит принципиально из сетевой структуры современного социального пространства, где отдельно ни взаимодействие акторов, ни их стратификация, ни определенные «места» не имеют никакого конструктивного смысла. Совершенно не случайно, что в работе О. Чернявской Кастельс упоминается и в концепциях второго, и в концепциях третьего типа[3]. Автору «тесно» в принятой типологии, поэтому приходится упоминать одних и тех же авторов в различных подходах (Г. Зиммель, например, упоминается во всех трех подходах), объясняя это тем, что «в работах социологов в редких случаях присутствует только один из подходов»[4]. На самом деле, необходимо было просто предложить другую типологию.

Место-смысловая концепция социального пространства Г. Зиммеля.

Основоположником социологии пространства, во всяком случае, исследователем, впервые использовавшим такую формулировку, называют Г. Зиммеля[5]. В подтверждение этому указывают на его работу «Социология пространства», вышедшую в свет в 1903 г. В его трактовке пространство социально постольку, поскольку оно освоено человеком. Важной характеристикой социального пространства являются границы, которые, в свою очередь, определяются распространением влияния, действующими связями, зонами деятельности человека.

Г. Зиммель придает важное значение пространству, поскольку в конституировании "формы обобществления" пространственный аспект выступает как первостепенный. «Взаимодействие между людьми воспринимается - помимо всего прочего - также и как наполнение пространства. Если некоторое число лиц в рамках определенных границ изолированно селится друг подле друга, то тем самым каждый из них наполняет своей субстанцией и своей деятельностью непосредственно ему присущее место, а между этим местом и местом следующего лица пространство является незаполненным, т.е., практически говоря, ничем. В то мгновение, когда оба вступают во взаимодействие, пространство между ними являет себя как наполненное и оживотворенное. Конечно, это основывается только на двусмысленности [того, что называют] "промежуточным": отношение, которое имеет место между двумя элементами, есть всего лишь имманентно совершающееся в каждом из них движение или модификация, но оно происходит между ними в смысле пространственного вступления в промежуток»[6].

Заслуги Г. Зиммеля в концептуализации социального пространства А.Ф. Филиппов[7] видит в том, что:

- происходит важное для социологии размежевание с естественно-географической детерминацией пространства (ландшафтной, климатической и т.п.);

- подлинно социальное значение придается смыслу про​странства или, точнее говоря, именно тем фрагментам пространства, которые называют «территориями», «мес​тами», «регионами». (Смысл пространства не может быть произвольно приписан любому участку территории, но он и не связан однознач​но с ее объективными, описанными позитивной наукой характеристиками. Смысл территории, границы, пребы​вания, места, движения обнаруживается в практике со​циальной жизни, и он находит себе подтверждение в этих объективных характеристиках. Притом формирование, изменение, увеличение или уменьшение значения смыс​ла пространства происходят, с одной стороны, в соответ​ствии с логикой смысла, а с другой — непременно с уче​том объективности.);

- смысл пространства социален. (Близость и удаленность, наличие или отсутствие своего места, идентификация местополо​жения человека или группы с малым или обширным про​странством, пустота, нейтральность пространства и мно​гое другое суть сугубо социальные определения. Социальная жизнь устроена таким образом, что все эти характеристики могут получить как чисто социальное, так и дополнительное значение объективных дистанций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: