Вопросы для самопроверки и углубления полученного знания

1. Что такое баланс?

2. Что такое макробаланс страны, его структура?

3. Как выглядит зависимость производительности труда от оплаты труда в российском случае?

4. Может ли рента быть прогрессивным фактором национального производства?

5. Каковы оптимальные пропорции получаемых в стране благ в тре- угольнике: государство, народ, собственник?

6. Почему искоренить частную собственность хуже, чем социализиро- вать ее?

 

Занятие № 10

«Справедливость и социальная справедливость»

Сегодня десятое занятие. Тема: «Справедливость и социальная спра- ведливость». В прошлый раз была тема: «Макробаланс страны» — кем потребляются блага, создаваемые трудом страны. Вы видите, что каждое занятие продолжает или вырастает из предыдущих и порождает новый коридор развития актуальных мыслей, которые продвигают нас в пони- мании важных тем. Понятно, что темы макробаланса, распределения ма- териальных благ и справедливости, конечно, связаны, но ровно так же понятно, что рассуждать об этом незачем, если только не иметь в виду их реализацию в реальной жизни. Поэтому следующая тема будет по- священа теме государственного устроения, воплощающего обсуждаемые принципы и идеи.

Сегодняшняя тема — «Справедливость и социальная справедли-

вость» — очень интересна с точки зрения методологии, вхождения в спо- собность понимать смыслы и суть далеко непростых вещей.

В качестве учебной литературы отсылаю к нашей работе «Государство справедливости — праведное государство. От теории к проекту»21.

 

 

21 Сулакшин С. С. и др. Государство справедливости — праведное государство. От теории к про- екту. М.: Наука и политика, 2018. 505 с.




Болезнь определений

Казалось бы, кому же не ясно, что такое справедливость? А на самом деле это сложнейшее понятие, одно из важнейших, агрегирующих высо- кие смыслы жизни человека и его сообществ — все то, в чем мы разбира- лись до сих пор.

Что такое справедливость? Что такое социальная справедливость? Чем они отличаются друг от друга? Как справедливость можно реализо- вать в жизни человека, общества и в деятельности государства?

Я, к сожалению, не могу рекомендовать вам общеизвестную литера- туру. Вы ее найдете сами, если захотите. Не могу рекомендовать по одной причине — меня как человека, который взял на себя смелость выстроить систему знаний и передает ее вам, совершенно не удовлетворяет эта ли- тература и вы сейчас поймете, почему.

Главное в этой неудовлетворенности — болезнь внеконтекстных, а не активно-деятельностных определений, которые настолько размывают смысл, что для людей, которые имеют задачу программировать и про- ектировать государственное устройство, общественное развитие, гото- вящихся реализовывать справедливость в жизни страны и людей, такие размытые, рыхлые, многовекторные определения ровным счетом ничего не дают. Для иллюстрации специально зачитаю цитаты из философских энциклопедий, а вы на этих примерах попытайтесь практически уловить смысл слова справедливость, а самое главное понять, как ее в такой ин- терпретации возможно реализовать в государственной и общественной жизни. Начнем.

Справедливость   —   это  общая  нравственная  санкция  совместной

жизни людей, рассмотренная по преимуществу и под углом зрения стал - кивающихся  желаний,   интересов,   обязанностей,   способ  обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного су - ществования в рамках единого социального пространства. Существует два значения понятия справедливости: широкое и узкое. Это разграни - чение предложил Аристотель, чье учение о справедливости, о своем сущ - ностном содержании сохраняет свое значение по настоящее время. В об - щем, широком смысле справедливость есть разумность общественной жизни. Ее можно определить как общий нравственный знаменатель всех социально упорядоченных отношений между людьми, последнюю нрав - ственно апелляционную инстанцию в общественных делах. Она совпа - дает с нравственностью в ее проекции на социальную сферу, является основной добродетелью социальных институтов. В специальном, узком смысле слова справедливость есть нравственно санкционированная со - размерность в распределении тягот и выгод совместной жизни людей, степень  совершенства  самого  способа  кооперирования  деятельностей


и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе, государстве.

Если автора этого текста не остановить, он сам, кажется, не остановится. Вы на мои вопросы, хотя бы на один из них, можете, прочитав этот текст, ответить? Хотя бы на последний? Что с этим коробом зауми всем делать, если хочется достигнуть справедливости в жизни людей и общества?

Вот еще одно определение, которое ближе к требуемому нами каче- ству.

Справедливость   —   это  понятие  о  должном,   соответствующее определение  понимания  сущности  человека  и  его  неотъемлемых  прав. Справедливость категория морально - правового, а также социально - политического сознания, поскольку она оценивает общественную дей - ствительность, подлежащую сохранению или изменению с точки зре - ния долженствования. В отличие от понятий блага и добра, с помощью которых оцениваются отдельные явления, взятые сами по себе, спра - ведливость характеризуется отношениями нескольких явлений с точ - ки зрения распределения уже существующих блага и зла между людьми. В частности, понятие справедливости требует соответствия между практической  ролью  различных  индивидов,   социальных  групп  в  жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанно - стями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, престу - плением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием, а также эквивалентности взаимообмена деятельности и ее продукта - ми. Несоответствие этих соотношений оценивается как несправедли - вость.

Это определение ближе к некой осмысленной логической модели, ко- торая отвечает на поставленные мною вопросы. Но мы пойдем все-таки собственным путем.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: