Задание 14. Пальчиковые игры

Цель: развитие мелкой моторики, различение в стихотвор­ном тексте звуков [ч] и [щ].

Щука, хищная, зубастая,       Двумя руками изобразить зу-

                                                     бастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная,      «Щука» щелкает «зубами»- пальцами.

Ищет, чем бы поживиться.          Две ладони сложить лодочкой,

Кто-то там в воде резвится,         руками совершать движения,

                                                    напоминающие дви­жения рыб в воде.

Чей-то рядом хвост мелькает...   Помахать кистями рук, как хвостом.

Хвать! Тут щука не зевает!         Пасть щуки захлопывается.

Но попалась на крючок —         Указательным пальцем изобразить крючок.

Тащит щуку рыбачок.                  Перебирать руками воображаемую леску,

                                                     тащить из воды рыбу.

                      Е. Карельская 

Дифференциация звуков [щ] и [c']

 

Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную ис­торию про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок»)

У Симы был маленький щенок. Он был забавный и весе­лый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она на­дела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.

Задание 1. Беседа по картинке «Девочка и щенок».

Вопросы к ребенку:

• Как звали девочку?

• Кто у нее был?

• Как девочка ухаживала за щенком?

• Что произошло со щенком?

• Как поступила девочка?

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [щ] и [с'].

Педагог. Назови первые звуки в словах «Сима» и «щенок».

Ребенок. В слове Сима первый звук [c'], в слове щенок — [щ].

Педагог. Звуки [щ] и [с'] какие? Ребенок. Это звуки согласные мягкие.

Педагог. В каком положении находятся язык и губы при произнесении этих звуков?

Ребенок. При произнесении звука [с'] губы растянуты в улыбке, кончик языка — за нижними зубами. Звук [щ] — губы вытянуты слегка вперед, широкий кончик языка за верхними зубами.

Задание 3. Игра «Поймай звук».

Я буду произносить звуки, слоги, слова, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь слог со звуком [щ], и два раза — если со звуком [с'].

Звуки: [н], [ш], [щ], [к], [c'], [м], [д], [п], [щ], [н], [с'],  [т].

Слоги: ти — си — що — по — вы — ша — пи — си. Слова: щука, овощи, иветок, гусь, кисель, щенок, сила.

Задание 4. Игра «Собери слова».

Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. Когда девочка открыла книгу, оказалось, что слова рассыпались. Помоги Симе собрать слова — добавь звуки:

-сь или - щи: ве.., гу.., помо.., ло.., ово.., пла.., ры.., ле..;

добавь слоги - си или - щи: кле.., гу.., ово.., пла.., ло.., ве...

Задание 5. Игра «Подбери картинки». Перед ребенком картинки с изображениями девочки Симы и щенка, а также набор картинок с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [щ] или [c']. Симе нужны предметы со звуком [c'j, а щенку — со звуком [щ]. Ребенок должен правильно их распределить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: