Цель: развитие мелкой моторики, различение в стихотворном тексте звуков [ч] и [щ].
Щука, хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зу-
бастую пасть щуки.
Для лещей, плотвы опасная, «Щука» щелкает «зубами»- пальцами.
Ищет, чем бы поживиться. Две ладони сложить лодочкой,
Кто-то там в воде резвится, руками совершать движения,
напоминающие движения рыб в воде.
Чей-то рядом хвост мелькает... Помахать кистями рук, как хвостом.
Хвать! Тут щука не зевает! Пасть щуки захлопывается.
Но попалась на крючок — Указательным пальцем изобразить крючок.
Тащит щуку рыбачок. Перебирать руками воображаемую леску,
тащить из воды рыбу.
Е. Карельская
Дифференциация звуков [щ] и [c']
Сегодня Старичок Звуковичок расскажет интересную историю про девочку Симу и ее щенка. (Показывает картинку «Девочка и щенок»)
|
|
У Симы был маленький щенок. Он был забавный и веселый. Сима ухаживала за ним: щеткой чесала шерсть, выводила на прогулку. Однажды щенок незаметно убежал из дома. Сима обнаружила, что ящик, в котором спал щенок, пуст. Она надела плащ и отправилась на поиски. Сима нашла скулящего щенка под кустом. Девочка завернула его в плащ и отнесла домой.
Задание 1. Беседа по картинке «Девочка и щенок».
Вопросы к ребенку:
• Как звали девочку?
• Кто у нее был?
• Как девочка ухаживала за щенком?
• Что произошло со щенком?
• Как поступила девочка?
Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [щ] и [с'].
Педагог. Назови первые звуки в словах «Сима» и «щенок».
Ребенок. В слове Сима первый звук [c'], в слове щенок — [щ].
Педагог. Звуки [щ] и [с'] какие? Ребенок. Это звуки согласные мягкие.
Педагог. В каком положении находятся язык и губы при произнесении этих звуков?
Ребенок. При произнесении звука [с'] губы растянуты в улыбке, кончик языка — за нижними зубами. Звук [щ] — губы вытянуты слегка вперед, широкий кончик языка за верхними зубами.
Задание 3. Игра «Поймай звук».
Я буду произносить звуки, слоги, слова, а ты хлопни в ладоши один раз, если услышишь слог со звуком [щ], и два раза — если со звуком [с'].
Звуки: [н], [ш], [щ], [к], [c'], [м], [д], [п], [щ], [н], [с'], [т].
Слоги: ти — си — що — по — вы — ша — пи — си. Слова: щука, овощи, иветок, гусь, кисель, щенок, сила.
Задание 4. Игра «Собери слова».
Сима и щенок вышли на прогулку. Девочка взяла с собой книгу, чтобы почитать. Щенок дернул за поводок, Сима споткнулась и уронила книгу. Когда девочка открыла книгу, оказалось, что слова рассыпались. Помоги Симе собрать слова — добавь звуки:
|
|
-сь или - щи: ве.., гу.., помо.., ло.., ово.., пла.., ры.., ле..;
добавь слоги - си или - щи: кле.., гу.., ово.., пла.., ло.., ве...
Задание 5. Игра «Подбери картинки». Перед ребенком картинки с изображениями девочки Симы и щенка, а также набор картинок с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [щ] или [c']. Симе нужны предметы со звуком [c'j, а щенку — со звуком [щ]. Ребенок должен правильно их распределить.