Рис. 1.5. Проект летательного аппарата с неподвижным крылом и винтовыми пропеллерами. Рисунок Х.Гюйгенса

Летательный аппарат, снабженный неподвижной несущей поверхностью и пропеллером, впервые был предложен выдающимся голландским ученым-механиком Х.Гюйгенсом. На рисунке, помещенном в собрании его трудов и датированном приблизительно 1689 г., изображена по существу модель самолета с двумя пропеллерами и двигателем в виде закрученных жил животных (рис. 1.5).

Следует особо остановиться на разработанном Гюйгенсом типе пропеллера. Это было первое технически грамотное предложение об использовании воздушного винта на крылатом летательном аппарате (1). Применение двух воздушных винтов, вращающихся в противоположных направлениях, обеспечивало устранение реактивного момента в полете. По форме они резко отличались от пропеллера в виде архимедова винта, предложенного Леонардо да Винчи в проекте вертолета, и напоминали крылья ветряных мельниц, широко распространенных на родине Гюйгенса. Известно, что изобретатель занимался исследованием таких мельниц, и, очевидно, именно они послужили прообразом при разработке движителя его летательного аппарата.

Мы не располагаем сведениями о постройке и испытаниях этого летательного аппарата. Очевидно, они были бы неуспешны из-за низкой энергетической эффективности двигателя, недостаточного размаха крыла, путевой и продольной неустойчивости. Но, несмотря на это, малоизвестный рисунок Гюйгенса являет собой выдающееся техническое предвидение, более чем на век опередившее развитие идеи самолета.

Рис. 1.6. "Воздушный корабль" Б.Гусмау

(1) В китайской "Книге гор и морей" ("Шаньхайцзун"), изданной в 1667 г., имеется изображение фантастической крылатой повозки, движимой по воздуху с помощью пропеллеров, установленных вместо колес. В отличие от Гюйгенса, китайский художник не осознавал принцип действия воздуш-юго винта, так как на рисунке пропеллеры вращаются в плоскости, параллельной направлению движения.

Широкую известность получил проект "воздушного корабля" 1709 г. (рис. 1.6). Автором этого, в общем-то весьма нелепого проекта являлся португальский изобретатель Б.Гусмао. Отличительной чертой предлагаемого летательного аппарата было наличие горизонтально натянутого паруса (А). По аналогии с морскими парусными судами предполагалось использовать силу ветра, который, пройдя через специальные изогнутые поверхности (С), должен был ударять в парус снизу, обеспечивая этим подъем аппарата в воздух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: